В Армавире есть законодатель «зеленой моды». В городе работает один из крупнейших на юге России питомников — «Декоративные культуры имени Н.С. Плохова». В сентябре на специализированной выставке хозяйство получило медали в номинации «Новинка года».
В интервью «АС» генеральный директор предприятия, депутат городской Думы Сергей Костюк рассказал, зачем армавирские озеленители повезли на выставку в Москву злаки, для чего их пригласили в Кремль и какие цветы войдут в моду в ближайшие годы.
Пурпурный барон
— Вы сказали, что на выставку в «Крокус Экспо» в Москве, прошедшую в сентябре, вы хотели привезти что-то необычное. Чем удивили озеленителей страны?
— Каждый год, не считая периода пандемии, мы на специализированных выставках за лучшее качество продукции становились лауреатами конкурсов. В этом году решили удивить коллег. Сейчас в растениеводстве модно направление «злаки». Когда-то на одной из выставок в Ростове-на-Дону приобрели интересный злак с красными яркими листьями. Назвали его пеннисетум — пурпурный барон. Мимо него пройти невозможно. Это новинка цветоводства. Вот пеннисетум вместе с еще 15 растениями привезли в Москву.
Наша экспозиция располагалась в дальнем углу, но мы решили: кому надо, тот придет. И пришла комиссия из 11 человек, которая обратила внимание на пеннисетум, о чем мы узнали позже. Первой заметила его приглашенный эксперт, преподаватель МГУ, агроном-цветовод. Она следит за Ботаническим садом на Воробьевых горах. Специалист отметила, что это необычное растение, рассказала нам историю появления пеннисетума и попросила комиссию поставить за него высокий балл. Оказывается, такого злака в России еще не было. В Ботаническом саду выращивают похожее просо, но не такое. Наш питомник получил медали в номинации «Новинка года».
Преподаватель МГУ рассказала об армавирском хозяйстве в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, занимающимся озеленением столицы. Теперь у нас с ним заключен договор на поставку 1,5 тысячи пеннисетумов. Цветок будет отлично смотреться в вазонах и украшать улицы белокаменной. Это большая гордость!
— То есть на специализированных выставках вы не только изучаете тенденции развития отрасли, но и находите клиентов?
— Конечно. На выставках заявляем о себе, тем самым привлекая потенциальных заказчиков.
После рекомендации нас в департаменте мэрии Москвы из столицы в наш питомник приехала делегация. После экскурсии заказали еще 86 тысяч кустарников. Ждем заказ на деревья.
— Москвичам выгодно приобретать саженцы и цветы вдали от столицы?
— Мы не злоупотребляем ценами, отдаем чуть выше себестоимости. Для них это находка. Хотя дело не только в цене, но и в качестве материала.
Еще до санкций его оценили за рубежом. В Европе специализируются на монокультурах и используют интенсивную технологию выращивания. Вот пример. Наша ель растет в естественных условиях 8-9 лет. Западные коллеги с помощью подкормок, удобрений, полива вырастят ее за 3-4 года. Для бизнеса это, конечно, хорошо. Но попадая в худшие условия, такая ель будет нежизнеспособна.
Так случилось на Олимпиаде 2014 года. Из армавирского питомника в Сочи отправили около сотни тысяч растений. Спустя несколько лет собрали информацию о высаженных перед открытием спортивного праздника растениях. Ни итальянские, ни немецкие, ни польские саженцы, даже пальмы не прижились. А 90 процентов посадочного материала, привезенного из Армавира, принялось и разрослось.
На одной из профессиональных выставок участник из Германии возмутился, почему армавирскому питомнику каждый год дают награды за качество продукции. Он никогда не слышал о нашем городе. Тогда пригласил немецкую, французскую и итальянскую делегации к нам. Иностранные коллеги были поражены количеством и качеством растущих в питомнике культур. Больше вопросов по поводу награждения не возникало.
Закаленные Армавиром
— Введенные против России санкции сказались на сфере озеленения?
— За последние десятилетия российские озеленители расслабились. Забыли, что такое семеноводство. Покупали голландский, французский, итальянский семенной материал. Или приобретали рассаду, которую, немного подрастив, высаживали. Когда ввели санкции, все подорожало. И российские участники рынка поняли, что надо вернуться к черенкованию, сохранять свои семена. Наше хозяйство смогло переориентироваться за полгода.
Вернулись и старые клиенты из больших городов: Краснодара, Ростова-на-Дону, Москвы, Питера. Раньше они посадочный материал завозили из европейских питомников. Теперь, когда импорта нет, занимающиеся озеленением компании вспомнили, что есть российские производители.
— Ваши растения приживаются в других регионах?
— Сегодня выращиваем 10 тысяч лип, из них более половины — для столицы. Фишка хозяйства — голубые ели. Они растут даже у Кремлевской стены.
Когда были на последней выставке, наших специалистов пригласили на территорию Кремля и попросили проконсультировать, как правильно высаживать молодые деревья не в ущерб старым, которые пока спиливать нельзя.
Озеленители из Санкт-Петербурга покупают в Армавире каштаны. В условиях юга эти деревья болеют, в жару лист у них печется, его повреждает моль. А в Питере для каштана комфортные условия.
Специалисты из Находки приобрели многолетний бамбук, в Южно-Сахалинск отправили ели, можжевельник и тую. В Армавире свой микроклимат: жара, ветры, промерзания почвы. Поэтому выращенные здесь культуры более закаленные и хорошо приживаются в разных регионах.
Красота бесподобная
— А какое растение сегодня на пике моды?
— В растениеводстве, как и в легкой промышленности, существуют модные тенденции. Сегодня фаворит продаж — гортензия. До санкций ее слишком много вырастили иностранные фирмы. Теперь цветок нужно реализовывать. Поэтому о нем стали много говорить, красиво подавать, фотографировать. В нашем питомнике произрастают 70 сортов гортензии.
На последней выставке, где побывал, китайцы активно рассказывали о пионе. Они представили его в разных цветах: желтом, красном, розовом, двухцветный. Красота бесподобная! Через два-три года пион по популярности превзойдет гортензию.
— Насколько озеленение — рискованный бизнес?
— Любая сфера сельского хозяйства — бизнес рискованный, поскольку зависит от погодных условий. В этом году всю весну Армавир заливали дожди. Поля стояли в воде, питомник нес убытки. А потом резко началась жара. Землю сковало. Растениям не хватало воздуха. Специалисты делали все, что могли: культивировали, поднимали мотоблоком землю, чтобы дать доступ воздуху и влаге от росы.
Много растений пропало. Но самые живучие, которые достойно перенесли испытания погодой, попали в лучшие условия на участок, где есть своевременный полив и уход.
Или риск падения спроса. Сегодня выращиваем гортензию, потому что она популярна, а завтра не сможем продать огромное количество ее сортов, потому что на рынке появятся пионы. Озеленителям нужно постоянно отслеживать тенденции, иначе отстанешь.
Другая агротехника
— В этом и заключается маркетинговая политика вашего хозяйства?
— Безусловно. На выставках посещаем семинары, изучаем новинки. Выписываем журнал «Цветоводство», где знакомимся с новыми направлениями в отрасли. Своим специалистам даю установку непременно привезти с выставки две-три новинки.
Однажды из Москвы привез красный тополь. Его на выставке представили поляки. Тогда мэром был Юрий Лужков, который выкупил у них всю партию. Он понимал, что в городских условиях это неприхотливое дерево идеально: оно больше других поглощает пыль и углекислый газ.
В Армавире красного тополя не было. Продать его польские коллеги категорически отказывались, мол, все саженцы выкуплены. Тогда пошел на крайние меры: после долгих уговоров мне срезали несколько черенков. Прижились два. Сегодня в хозяйстве больше тысячи саженцев красного тополя, и они уходят как горячие пирожки.
Иву криспу купил на кубанской ярмарке, до этого она в Армавире также не росла. Листочки у нее крученые, будто на бигуди. Для ландшафтного дизайна бесподобна.
Для олимпийских объектов вырастили гинкго билоба. Семена нашли в Сочи. Туда же отправили выращенную продукцию. За 15 лет, что работаю в питомнике, у нас появилось 30-40 новых видов растений.
— А профессионалов хватает?
— Работа с землей — труд тяжелый и специфический. Костяк коллектива питомника — пенсионеры, болеющие душой за каждое растение. Мастеру цеха цветоводства Наталье Сычевой 60 лет. И она даже в выходные приходит поливать, потому что переживает. Есть молодые перспективные ребята. В хозяйство на практику приезжают студенты из Григорополисской, Краснодара, Ставрополя. После завершения учебы некоторые остаются работать. Сейчас таких четыре специалиста.
Бывает, получив практический опыт, уходят в частный бизнес. Но если просят провести на нашей базе мастер-классы, не отказываю. Ведь с собой они приведут еще людей, которые узнают о применяемых в питомнике технологиях. Сегодня в хозяйстве — единственном в России — выращивают вегетативным путем платан. Обычно специалисты пытаются сделать это с помощью семян. А платан нужно черенковать. Когда укоренится, высаживаем его в поле. И тогда дерево растет ровным и красивым. У нас другая агротехника, которую заложили основатели питомника.
Нашему городу невероятно повезло. Питомник появился благодаря упорному труду тех, кто стоял у его истоков. Согласно научным исследованиям он из-за специфического армавирского климата не мог существовать. Но более 70 лет назад Александр Новак вместе с единомышленниками основал хозяйство. Они адаптировали и приручили растения к нашему климату. А 45 лет назад руководитель питомника Николай Плохов в тяжелые 90-е годы удержал на плаву хозяйство и перевел его в отдельную структуру. И это в то время, когда другие питомники перестали существовать.
Содержать и ухаживать
— Если бы у вас были идеальные возможности, что добавили бы в озеленении Армавира?
— Армавир входит в тройку самых зеленых городов Кубани наравне с Краснодаром и Новороссийском. Постепенно под воздействием реализуемых государственных программ благоустройства меняется менталитет его жителей. Раньше возле частного сектора росли хрен, абрикос, вишня, картошка. Теперь люди разбивают перед домом красивые газоны, высаживают хвойные деревья.
На каждом заседании Гордумы депутаты и глава Армавира поднимают вопросы озеленения. Но хотелось, чтобы в скверы подвели воду, тогда можно организовать хотя бы ручной полив. Потому что нельзя посадить деревья и забыть про них. Их содержание и уход — основа зеленого города.
Оксана Фетисова
фото: news-armavir.ru