Наталья Яроцкая: «Я в пятый раз изучаю школьную программу»

Наталья Яроцкая: «Я в пятый раз изучаю школьную программу»

В семье Яроцких — все по полочкам. Любое действие или мероприятие детально продумываются. Потому что по-другому нельзя. Когда в доме растут четверо детей, четкая организация процессов — залог порядка, дисциплины, здоровья и даже их интеллектуального развития. Управляет бытом и воспитанием трех сыновей и дочери Наталья Яроцкая, педагог по образованию и многодетная мама по призванию. О том, почему за третьим ребенком оказалось ухаживать сложнее, чем за первенцем, как увлечь детей саморазвитием и приучить обходиться без гаджетов, Наталья рассказала в интервью «АС» в преддверии Дня матери.

С тремя сложнее

— Вы с детства мечтали создать многодетную семью?
— Мы с мужем выросли в семьях, где воспитывали по трое детей, поэтому многодетность нас не пугала. Мы даже спорили: Дима хотел пятерых детей, а я — троих, но в итоге воспитываем четверых.

— У детей большая разница в возрасте?
— Старшему Глебу 20 лет, Федору — 16, Макару — 11, дочери Кире семь лет. Между рождением каждого из них проходило около четырех лет, мы сознательно так планировали. Хотелось, чтобы к моменту рождения еще одного ребенка старшие немного подросли. К четырем годам дети уже более самостоятельны, стремятся делать все сами и не так сильно нуждаются в материнском внимании. Имена давали по святцам. Сос­тавляла список понравившихся, а муж выбирал из них.

— Что оказалось сложнее: воспитывать первенца или четырех детей?
— Сложным оказался период после рождения третьего ребенка. Тогда Глеба нужно было водить в школу, Федора — в детский сад, а младенец Макар круглосуточно требовал моего внимания. Приходилось чуть ли не разрываться между детьми. А вот с рождением Киры уже было легче: помогали старшие. Девятилетний Федя укачивал ее на руках. Помогали они по собственному желанию. В обязанности следить за младшими им не вменяли: у детей хватало своих забот с учебой. С первенцем не хватало знаний и опыта. А дедушки и бабушки — одни жили далеко, другие болели. Поэтому перечитала много книг по воспитанию детей.

— А муж помогал?
— Бесценной была его помощь в первые месяцы после рождения детей, когда физически оказывалась привязана к ним. Дима помогал в быту, хотя сам много работал. Бывало, вернется домой поздно вечером и начинает стирать детские вещи, готовить, убирать. Он стал надежной опорой. Затем график у мужа становился свободнее, а опыт в общении и уходе за детьми — больше. Так и справлялись.

Не разделяя

— В вашей семье одна дочь. Взрослея в окружении братьев, она не перенимает мальчишеский образ жизни?
— Не замечаю за ней такого. Кира нежная и ласковая. Да и ребята наши со спокойными характерами, не хулиганят.

— Вы придерживаетесь особых принципов в воспитании сыновей и дочери?
— Не считаю необходимым по-разному воспитывать мальчиков и девочек, главное — сформировать в них общепринятые человеческие и личностные качества: привить доброе отношение к окружающим людям, животным, развивать творческие, научные, спортивные способности. К тому же настоящий мужчина наряду с мужскими обязанностями должен уметь приготовить еду, убрать за собой. В этом мальчишки берут пример с отца. А дочь при необходимости научится забивать гвозди, чему когда-то научилась и я наряду с умением вышивать и вязать.

Востребованы знания

— Кто больше задействован в воспитании детей: вы или муж?
— Оба в равной степени. Мы — вовлеченные в жизнь детей родители. Часто собираемся и обсуждаем текущие вопросы, учитывая в том числе мнение младших членов семьи. На днях обсуждали, стоит ли Кире продолжать общение с девочкой, которая не поддерживает ее стремление к дружбе. Или вместе решали, какой курс по программированию выбрать Федору. У членов нашей семьи мнения зачастую совпадают, по­этому остается лишь обговорить детали. Мы с мужем помогаем детям с домашним заданием. В начальных классах я помогаю с русским и математикой, а он — с английским. Затем Дима подхватывает математику и физику. Иногда вместе изучаем школьную программу и дополнительные курсы, поэтому осознаем уровень учебной нагрузки на детей.

— Как вы стимулируете их к самообразованию и развитию?
— В детстве посещала музыкальную и художественную школы, хорошо училась в общеобразовательной. Теперь на моем примере дети видят, что полученные знания и навыки необходимы во взрослой жизни. Объясняю, что сейчас знания, развитый интеллект востребованы, поэтому нужно заниматься саморазвитием. Во взрослой жизни для этого времени будет гораздо меньше. Нацеливаем их не останавливаться на достигнутом, ставить себе более высокие цели.

— А как приходит понимание, в какой сфере нужно развивать таланты ребенка?
— Так как мы с мужем сильны в точных науках, то и детей развиваем в этом направлении. Я по образованию — учитель математики и информатики, супруг — экономист. Федора отдали в музыкальную школу, когда заметили, что он ищет в интернете, как разучить на подаренном ему детском аккордеоне песню «На поле танки грохотали». Сын семь лет отучился во Дворце детского и юношеского творчества. Теперь играть на аккордеоне учится Макар.

Научились у детей

— Ваши дети развиваются каждый индивидуально или все вместе?
— Развитие — это синтез. В чем-то ребята совершенствуют личные предпочтения, но во многом тянутся в интересах друг за другом. Когда старший Глеб начал изучать языки программирования, решив стать программистом, этим увлеклись и младшие дети. Иногда что-то обсуждают в этой сфере и как на другом языке говорят — я их не понимаю. Кира сейчас посещает секцию спортивной акробатики. Глеб занимался греко-римской борьбой и стал кандидатом в мастера спорта, Федор пошел по его стопам, но бросил тренировки из-за травмы колена. Теперь занимается в домашнем спортзале. Зато он стал играть в шахматы, подтянув за собой младшего Макара, а потом они приобщили к шахматам папу.

— Говорят, не только дети учатся у родителей, но и те у них. Чему вы научились у своих ребят?
— Школьную учебную программу я изучаю в пятый раз: впервые — в свои школьные годы, а потом — вместе с детьми. Заметила, что программа русского языка стала сложнее, но на пробном тестировании ЕГЭ для родителей сдала его успешно. Муж вместе с детьми увлекся программированием. С Глебом изучал английский, с Федором прошел дополнительные курсы по физике.

Правильно поспорить

— У маленьких детей, даже если они братья-сестры, возникают споры. Как вы реагируете на такие ситуации?
— До сих пор удивляюсь что мои дети между собой не дерутся. Для меня это важно. А поспорить могут. Но чтобы угомонить их, достаточно сделать замечание или попросить перестать. Вот Макару, бывает, кажется, что все идет не так. Ну настроение такое. И он дергает Киру, мол, она сделала неправильно. Приходится его одергивать, говорить, что неправ. Если спор возник, обязательно выясняем, кто все-таки прав и как можно было поступить иначе. Затем прошу детей извиниться и обнять друг друга. Они должны понимать, что ближе родителей, братьев и сестры у них никого нет, а потому надо жить мирно.

— Часто удается проводить время всей семьей?
— У нас нет дней, когда мы ничего не делаем. У детей даже в субботу и воскресенье бывают кружки. К тому же мальчишки наши — домоседы, этим пошли в папу. Но когда мы с Кирой инициируем активный отдых, то поддерживают нас. Выезжаем в горы в Архыз, Домбай, Лагонаки. Каждый год стараемся поехать на море. И обязательно всей семьей. Отдых по отдельности не приветствую, потому что путешествия, как и любая совместная деятельность, укрепляют семью.

Гаджеты отдыхают

— Ваше образование и опыт работы учителем помогают в воспитании детей или мешают?
— Работала не только учителем, но и педагогом-организатором. А навык организации мероприятий в семейной жизни очень помогает. Когда заранее продумываешь план действий, гораздо проще организовать быт большой семьи. Недавно с мужем вспоминали, как в наши детские годы сборы в гости превращались в столпотворение: все члены семьи начинали одновременно и в последний момент одеваться. По­этому мы заранее выбираем, что надеть, и я глажу и развешиваю эти вещи. Если грядет семейное торжество, заблаговременно обдумываю меню, рассадку гостей. За два-три дня до праздника начинаю делать заготовки продуктов, постепенно готовлю блюда. Тогда остается больше свободного времени и все успеваешь сделать. При организации выездов на природу рассчитываю количество человек: часто с нами ездят наши с мужем братья и сестры и их дети. Определяюсь с расселением в комнатах, прикидываю, чем заняться, чтобы всем было интересно. Собрать семью вместе, организовать повод, создать нужную атмосферу — женская обязанность.

— А какая роль у отца в вашей многодетной семье?
— Направляющая. У мужа большой жизненный опыт, в том числе предпринимательской деятельности. Он разбирается в вопросах политики, истории, экономики, поэтому решение стратегических жизненных вопросов семьи лежит на нем. Дима создает финансовые возможности для будущего детей.

— Сегодня дети много времени проводят в гаджетах. В вашей семье есть такая проблема?
— До девятого класса наши дети ходят с кнопочными телефонами, и только в девятом приобретаем им смартфон. Компьютером они пользуются для учебы и в образовательных целях. Такой подход дает положительный результат: дети рассчитывают лишь на свои силы, привыкают думать самостоятельно и не списывать, анализируют информацию, а не бездумно потребляют ее. Отсутствие зависимости от смартфона помогло старшему Глебу приспособиться к учебе в военно-космической академии имени Можайского, где он получает профессию программиста.

— Чему для вас важно на­учить своих детей?
— Важно, чтобы они получили хорошее образование, создали большие и крепкие семьи, но главное — стали самостоятельными и счастливыми людьми.

Снежана Годлевская
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях