65 лет назад провели газ в жилой дом в Армавире

65 лет назад провели газ в жилой дом в Армавире

Квартира № 7 по улице Розы Люксембург, 132 стала первой, где использовали кухонную плиту, работающую от сетевого газа. Произошло это 29 ноября 1958 года. А на следующий день армавирцы атаковали трест «Армавиргоргаз», прося газифицировать их дома в первую очередь. Но находились и противники модернизации, боявшиеся, что приготовленный на газовой плите борщ будет невкусным.

Газификация в проекте

В июне 1955 года вышло Постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по развитию газовой промышленности и газоснабжению городов». Согласно ему газификации подлежали 72 города. Армавир в список попал неслучайно: в советское время город был крупным промышленным центром страны. Поэтому в очередь на газификацию его поставили одним из первых наравне с Белгородом, Курском, Калининградом, Орлом, Таганрогом и другими индустриальными центрами.
В Армавире работали два стратегически важных завода: «Армалит» и испытательных машин. Они функционировали на промышленных печах и паровых котлах. В Совете Министров СССР их решили газифицировать одними из первых. Голубое топливо должно было поступать с магистрального газопровода Александровская-Армавир-Кропоткин-Тихорецкая.
Согласно архивным документам «Центра документации» Краснодарского края до мая 1957 года подготовительной работой по газификации занимался городской отдел коммунального хозяйства. Решением Армавирского исполкома городского Совета депутатов трудящихся от 9 мая 1957 года утвердили Положение о дирекции строящегося газового хозяйства в Армавире.
А Решением № 221 от 15 апреля 1958 года исполком Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся дал добро на создание треста «Армавиргоргаз».

ЗИМ сэкономил

Первым газифицировали котельную завода испытательных машин. В 18 часов 30 минут 16 мая 1958 года там зажгли две из шести горелок котла. А спустя полчаса мощные паровые молоты заработали от газа.
Армавирец Петр Захарченко трудился разнорабочим в цеху. Когда пришел на смену, то обратил внимание, что заводские трубы не дымят, как раньше.
— Вместо черного густого дыма они испускали слабый, чуть заметный пепельно-сизоватый дымок, напоминавший пар. А ведь раньше заводскую территорию окутывали черные облака дыма. Мне показалось, что даже дышать стало легче, — вспоминает Петр Николаевич.
Корреспонденту «Армавирской коммуны» Никитину ответственный по газовому отоплению ЗИМа Кузьмин рассказал, что до газификации директор постоянно вызывал кочегаров к себе и требовал подавать нужное количество промышленного пара. Но подчиненные не могли выполнить распоряжение: три котла не давали и половины нужной мощности. А вот газовые котлы — совсем другое дело: летом одного котла достаточно, чтобы обеспечить нужное потребление пара, а зимой хватает двух.
«Выгодность пара бесспорная. При отоплении углем приходилось топку котлов чистить в смену два раза, затрачивая более трех часов. Во время этого давление пара падало. Поэтому руководители цехов, участков каждый раз выражали свое недовольство работой котельной. А с комбината подсобных производств в день по несколько раз появлялся председатель с жалобой на нехватку пара», — пояснил прессе Кузьмин.
Руководство ЗИМа видело в переходе на газ экономическую выгоду. Перевод одного котла на голубое топливо ежедневно экономил 12 тонн угля. Полностью отпадали расходы на чистку и вывоз шлака, золы. Сократились затраты на содержание кочегаров и подсобных рабочих.

Без дров и керосина

Первым газифицированным жильем в Армавире стал многоквартирный дом по улице Розы Люксембург, 106 (ныне № 132). Запуск газа 29 ноября 1958 года стало знаковым событием. На нем присутствовали все сотрудники «Армавиргоргаза».
— Почему именно этот дом выбрали первым для газификации, не знаю. По Розе Люксембург тогда уже проложили газопровод и, видимо, улицу решили газифицировать первой, — говорит бывший начальник отдела газсбыта Людмила Левочкина.
По ее словам, первой зажгли горелку на первом этаже. Пуск прошел успешно!
О чем 5 декабря 1958 года написала «Армавирская коммуна». Корреспондент Муженко вместе с сотрудниками «Армавиргоргаза» присутствовал в квартире № 7 во время подачи голубого топлива: «Квартира получила газ не только первой в доме, но во всем городе. Кто-то из монтажников пошутил: «Историческая квартира! С нее начинаем газификацию жилых домов Армавира». Когда вошли, хозяйка квартиры Пашковская как раз получала подробный инструктаж. Мастер «Армавиргоргаза» Андреев показал ей, как нужно обращаться с газовой плитой, разъяснил правила пользования газовым оборудованием.
— А теперь сами покажите свое умение, — сказал мастер.
Хозяйка зажгла спичку, повернула краник, поднесла огонь к горелке, и вспыхнуло синее пламя…
— Ну вот, теперь не нужно ни дров, ни угля, ни керосина. Что хочешь, то и жарь, вари, кипяти. Легко теперь будет домохозяйкам! — восторженно произнесла Пашковская.
Как пояснила Людмила Левочкина, из оборудования от газа тогда работала только кухонная плита. Газовые котлы и колонки появились позже. Газ в город под естественным давлением поступал с Коноковского месторождения.

Каша из борща

— Новость о газификации обсуждали. Никто не сомневался в ее необходимости. Люди понимали, что вместе с голубым топливом в дома придет комфорт, — рассказывает Людмила Левочкина. — На следующий день после запуска газа в доме по улице Розы Люксембург перед нашей конторой выстроилась огромная очередь. Люди хотели знать, когда газифицируют их дома. Некоторые заранее покупали газовые плиты.
Но как любое новшество, газификация жилого сектора некоторых хозяек пугала. Людмила Соснова помнит, как пожилые женщины боялись, что изменится вкус приготовленного на газовой плите борща.
— Мы тогда жили по Комсомольской. Газ нам обещали провести в следующем году. И моя бабушка часто обсуждала инновацию с соседками. Пенсионерки серьезно считали, что борщ, приготовленный на газовой плите, будет невкусным. Одна из них — бабушка Маша — ходила в гости к родственникам в тот самый дом № 106 по Розы Люксембург. Ей показалось, что на газе поджарка готовится быстрее, и женщина засомневалась: не получится ли в таком случае каша из борща, — рассказала Людмила Соснова.
Частный дом Галины Волковой на улице Октябрьской к газу подключили в 80-х годах. Однако газовой плитой она обзавелась еще в конце 70-х.
— Тогда продавали специальные баллоны с газом, их подсо­единяли к кухонным плитам и готовили. Газовые баллоны подвозили на машинах к домам, — вспоминает Галина Волкова.

Черепашьими темпами

Ведущий библиограф сектора краеведения информационно-библиографического отдела ЦГБ имени Н. К. Крупской Татьяна Волкова отметила, что городская газета много писала о проблемах газификации.
Первого августа 1958 года на мясокомбинате должны были зажечь газовую горелку. Однако в конце июня работы еще был непочатый край. Строители, прорывшие траншею-туннель под железной веткой у масложиркомбината, выбивались из графика. Плохо обстояли дела и с монтажом внутрикомбинатовской газовой системы. Как писали в «Армавирской коммуне», генеральный подрядчик СМУ-2 самовольно перенес срок окончания работ до 1 сентября.
Вторым после ЗИМа в Армавире должны были газифицировать масложиркомбинат. К 1 июня к предприятию подвели основную линию по улице Луначарского, построили газораспределительную подстанцию. Но главный инженер масложиркомбината Гулезов сообщил журналистам о ряде проблем. На предприятии не было необходимых контрольно-измерительных приборов, и монтажники сбавили темпы работы.
Как писала газета, газификация в жилых домах шла черепашьими темпами. В 1960 году трест «Краснодарстрой» должен был обеспечить голубым топливом 1 100 армавирских квартир. Но к декабрю к газу подключили только 700 квартир. Причиной стало низкое качество выполняемых работ. Например, в домах № 143, 145 по улице Ленина монтажники не заменили трубы. Инспекторы технадзора заметили недоделки и потребовали устранить их. Но рабочие не торопились. В итоге 100 жильцов мерзли в своих квартирах.
— Газ в этих домах обещали подать до 7 ноября, поэтому люди не стали покупать дрова и уголь, — пояснила Татьяна Волкова. — «Армавирская коммуна» 20 декабря написала, что жильцы вынуждены терпеть холод.
Дом № 77 по улице Халтурина пообещали газифицировать после капитального ремонта. Но комиссия не приняла у строителей работы по капремонту, и монтаж газовых сетей отложили.

Первый год

Управляющий трестом «Армавиргоргаз» Николай Хрущ спустя год после старта газификации рассказал журналистам «Армавирской коммуны» о результатах.
Главным достижением являлся «положительный экономический эффект в топливном балансе». За год промышленные предприятия города потребили 43,3 млн кубометров газа, стоимость которого составляла 5,2 млн рублей. Как пояснил Николай Хрущ, если бы пользовались углем марки «АРШ», то потратили бы 59 тыс. тонн и 6,49 млн рублей.
«Экономический эффект от потребления газа составляет 1,29 млн рублей. А если учесть, что ранее занимаемые складские помещения используются для других целей, а грузчики — на других работах, то этот эффект будет гораздо выше. На железнодорожном транспорте высвобождено 3  100 двухосных вагонов. На каждом кубометре газа предприятия Армавира экономят 2 копейки по сравнению со стоимостью одного килограмма угля марки «АРШ», — комментировал в номере от 17 мая 1959 года Николай Хрущ.
К тому моменту газ использовали семь промышленных предприятий: ЗИМ, ТЭЦ, завод «Армалит», масложиркомбинат, колодочная фабрика, поташный и электротехнический заводы, а в быту — 400 армавирских семей. С декабря 1958 года частники потребили 65 тысяч кубометров газа на 13 тысяч рублей. По мнению Николая Хруща, не имея газа, они бы израсходовали 572 кубометра дров или 56 тонн керосина, потратив на это 32,2 тыс. рублей.
В 1959 году трест «Армавиргоргаз» планировал провести голубое топливо в 1  700 квартир.

Виктория Александрова
Первым газифицированным жильем в Армавире стал многоквартирный дом по улице Розы Люксембург, 106 (ныне №132). Фото Аркадия Петерсона.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях