В этом году в городе положительный статус ВИЧ вновь выявили у 28 человек. Основной возраст ВИЧ-инфицированных армавирцев — от 30 до 49 лет.
Ко Всемирному дню борьбы со СПИДом, который отмечают 1 декабря, инфекционист городской поликлиники № 1 Александр Александров рассказал «АС», почему в Армавире ВИЧ «стареет», можно ли доверять результатам экспресс-тестов и как долго способен прожить инфицированный.
Не молодеет
— Анализируя число обратившихся к вам пациентов, растет ли в Армавире количество ВИЧ-положительных людей?
— В 2023 году в Армавире положительный статус ВИЧ выявили еще у 28 человек. За аналогичный период 2022 года таких было 34. Инфицированные находятся под диспансерным наблюдением и прикреплены к конкретным поликлиникам.
Сокращение ВИЧ-инфицированных — это результат профилактических работ, популяризации здорового образа жизни, уменьшение количества наркоманов.
— Вирус иммунодефицита человека «молодеет»?
— Наоборот, заметна тенденция «старения» ВИЧ. Стало меньше инфицированной молодежи, а снижение среднего возраста ВИЧ-инфицированных происходит потому, что взрослеют те, кому уже поставили диагноз.
Основной контингент тех, кто числится в регистре диспансерного учета, — люди от 30 до 49 лет.
— Какой путь распространения ВИЧ-инфекции сейчас преобладает в Армавире?
— Около 68-70 процентов — это незащищенные гетеросексуальные половые связи. Примерно в 28 процентах случаев ВИЧ передается гемоконтактным путем, то есть через кровь. Около трех процентов заражаются при незащищенных гомосексуальных половых связях, и еще один процент — вертикальным путем, то есть от инфицированной матери к ребенку.
Видим, что в подавляющем числе случаев ВИЧ распространяется половым путем.
— Кто сегодня находится в группе риска?
— В первую очередь, люди с беспорядочными и незащищенными половыми связями, наркоманы. Определенный риск есть у медицинских работников: хирургов, лаборантов и тех, кто непосредственно работает с ВИЧ-инфицированными пациентами.
Погрешность 20%
— Люди со статусом ВИЧ+ могут годами не подозревать, что они инфицированы. Единственный способ узнать это — сдать анализы?
— Инкубационный период ВИЧ составляет от восьми до 12 лет. В это время человек живет, не зная, что способен кого-то заразить. Поэтому регулярно — хотя бы раз в год — необходимо проходить тест на определение ВИЧ-статуса. Делают это бесплатно в любой поликлинике Армавира.
Кровь привозят на анализ в СПИД-лабораторию инфекционной больницы, где проводят ИФА — иммуноферментный анализ. И если он дает положительный результат, то пациента отправляют к врачам. Сегодня в Армавире с людьми со статусом ВИЧ+ работают два инфекциониста: я принимаю в поликлинике № 1, другой врач — в поликлинике № 2.
Мы ведем диспансерный учет пациентов, обследуем их. А кровь для подтверждения статуса отправляют в Краснодар в клинический центр профилактики и борьбы со СПИДом. Ведь подтверждение антител к ВИЧ методом ИФА — еще не диагноз. Чтобы окончательно определить его, кровь дважды проверяют на разных аппаратах. Проводят иммунный блоттинг – заключительную реакцию, способную подтвердить наличие специфического белка к вирусу. После этого ставят диагноз вируса иммунодефицита человека и назначают лечение.
Еще можно сделать экспресс-тест по слюне. Он дает результат, основываясь на показателе вирусной нагрузки. Допустим, пациент был инфицирован два-три месяца назад, у него небольшая вирусная нагрузка, которая не достигнет порога чувствительности теста — и он покажет отрицательный результат. А если тест по слюне показывает положительный результат, для подтверждения проводят анализ крови. Погрешность экспресс-тестов составляет 20 процентов.
Тяжело поднять иммунитет
— Как пациенты реагируют, узнав такой диагноз?
— Для многих новость о том, что они инфицированы, становится шоком. Люди не могут поверить, что заразились. Винят лабораторию, мол, перепутали результаты анализов. И по их инициативе все проверяют еще раз.
Те, кто осознают, что ведут неправильный образ жизни, зачастую спокойнее воспринимают новость о том, что имеют положительный ВИЧ-статус, предполагая, что могли «подхватить» его.
Бывает, пациенты доходят до слез, впадают в депрессию. В таких ситуациях с ними надо работать. Стараюсь успокоить, объясняя, что жизнь на этом точно не заканчивается. В Краснодаре в клиническом центре профилактики и борьбы со СПИДом инфицированные обязательно общаются с психологом, что важно.
— А как поступаете, если человек убежден, что ВИЧ-положительный обречен на быструю смерть?
— На примерах объясняю обратное. Десять лет назад, начав работать в поликлинике №1, я познакомился с 64-летним ВИЧ-положительным пациентом. На тот момент он много лет был инфицирован, соблюдал терапию и вел здоровый образ жизни. Сейчас этому мужчине 74 года, и он хорошо себя чувствует. Разве такой пример не доказательство, что полноценно жить можно и с ВИЧ-инфекцией?
— С какими еще предубеждениями о вирусе иммунодефицита человека сталкиваетесь в работе?
— Некоторые люди продолжают считать, что ВИЧ не существует и категорически отказываются от терапии. В моей практике было пять пациентов, которые перестали ходить к врачу, прочитав где-то, что это выдуманный вирус. Но когда без терапии их состояние ухудшалось, а иммунитет падал по мере прогрессирования болезни, некоторые все-таки приходили за лечением. Но было, из-за недоверия люди уходили из жизни.
А ведь упустив время, очень тяжело поднять иммунитет. Случалось, он годами остается на низком уровне, и любая инфекция «прилипает» к человеку.
Отечественная АРВТ
— У ВИЧ есть сопутствующие заболевания?
— Да, потому что у людей, приобретших его, падает иммунитет. Начинают прогрессировать вирусы, носителями которых человек являлся. И если с ОРВИ и гриппом организм справляется за счет старых иммунных клеток, то побороть ту же острую пневманию гораздо сложнее.
Страдают от онкологии, саркомы. Выкашивает людей туберкулез. Поэтому вместе с терапией назначаю профилактические мероприятия против туберкулеза, даже если у пациента хороший иммунный статус. Обязательно вакцинируем от гепатита В.
— Как сейчас лечат пациентов со статусом ВИЧ+?
— Назначают антиретровирусную терапию, которая сочетает приемы нескольких препаратов. По-другому ее называют АРВТ. Пьют таблетки раз в сутки на протяжении всей жизни. Лекарства выдают в краснодарском клиническом центре профилактики и борьбы со СПИДом.
Сразу на год заказываем препараты в центре по количеству больных, состоящих на диспансером учете. Если в течение года выявляют новых инфицированных, лекарств, естественно, на всех не хватает. Тогда смотрим на количество иммунных клеток у нововыявленных пациентов, чтобы понять, можно ли немного отсрочить терапию. Ведь в приоритете те, кто уже ее принимает: прерывать лечение нельзя.
Но если новым пациентом оказывается беременная женщина, ищу способ сразу назначить ей лечение, чтобы не допустить передачу вируса ребенку.
— Бывает, что новые пациенты сомневаются в действенности терапии?
— Все сомнения отпадают, когда, принимая препараты, они не чувствуют клинических проявлений ВИЧ, убеждаются, что лечение помогает им полноценно жить.
— В последние годы есть изменения в АРВТ?
— В связи с санкциями перестали поставлять заграничные препараты. Но отечественные аналоги не хуже и дают хорошие результаты. Появляются новые препараты, которые уже используют при терапии.
Ответственность по УК
— ВИЧ из организма нельзя «выгнать», но можно подавить размножение инфекции, верно?
— Да, это контролируется терапией. Препараты блокируют размножение вируса, а оставшиеся иммунные клетки его уничтожают. За счет этого вирусная нагрузка падает: не исчезает полностью, но и не прогрессирует.
— ВИЧ-инфицированный человек может отказаться от диспансерного наблюдения у врача?
— Может. Никто не в праве его заставить лечиться — это личный выбор. Но предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 122 УК РФ за то, что человек, зная о своем статусе ВИЧ+, скроет это от партнера, заразит кого-то или поставит под удар инфицирования.
Врачи рассказывать близким о ВИЧ-статусе больного не имеют права. Но предупреждаем пациента, что он обязан сообщить специалистам о выявленном вирусе.
— Окружению инфицированного обязательно сдавать анализы на ВИЧ?
— Это должны сделать люди, вступавшие с ВИЧ-положительным в половой контакт, – супруг или партнер. Детей обследуем, лишь если инфицирована его мать. Члены семьи инфицированного становятся подконтрольными как контактные лица. Раз в три месяца они должны сдавать анализы. Бывало, партнер ВИЧ-положительного пациента, несознательно подходя к предохранению, и сам инфицировался.
— В Армавире случалось, что у инфицированных родителей рождался ВИЧ-положительный ребенок?
— За последние пару лет был один такой случай. Беременная женщина не принимала терапию и не обращалась к врачу. Из-за ее безответственности ребенок родился со статусом ВИЧ+. Таким детям в определенный момент тоже назначают терапию. До 18 лет они наблюдаются в педиатрическом отделении, а потом — в поликлинике для взрослых.
В городе у нас лишь несколько детей были инфицированы вертикальным путем.
Снежана Годлевская
Фото Александра Ковязина/ АС