В ноябре этого года легенде армавирской эстрады Сергею Потикяну исполнилось 90 лет. Армавирцы знают его как автора и режиссера городских мероприятий, с гордостью вспоминают о поставленных им концертах и праздничных представлениях. Но Заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный гражданин Армавира Сергей Потикян мог сделать успешную кинокарьеру. Он снимался у культового советского режиссера Эдмонда Кеосаяна, дружил и пересекался на съемочной площадке с Арменом Джигарханяном.
Три друга
Сергей Потикян родился 21 ноября 1933 года в Ростове-на-Дону. Через пять лет семья переехала в Армавир. Перед фашистской оккупацией города мальчика отправили в Ереван. Но как только Армавир освободили, он вернулся.
Во время войны его отец Петр Потикян работал военным корреспондентом и редактором дивизионной фронтовой газеты. После войны возглавлял издательство газеты «Ставропольская правда».
Первое знакомство Сергея Потикяна с эстрадой случилось в 1947 году. Подростком он вместе с отцом побывал на концерте Рашида Бейбутова, который выступал в ставропольском Доме офицеров. Событие определило профессиональные интересы Потикяна на всю жизнь — 14-летний паренек увлекся эстрадой.
В Армавире подросток устроился помощником киномеханика в кинотеатре «Энтузиаст», где отработал с 1945 по 1948 год.
— Кинотеатр мы называли сараем. Он был длинным, без кресел. Зрители сидели на деревянных лавках, — вспоминает Сергей Петрович. — За работу мне не платили. Зато освоил азы профессии и бесплатно смотрел фильмы.
В 1949 году внезапно умер отец. И семья решила отправить Сергея к родственникам в Ереван.
Парень плохо знал армянский язык, поэтому учиться в восьмой класс пошел в женскую русскую школу. И этот факт его биографии оказался судьбоносным. Там он подружился с будущими звездами советского кино Арменом Джигарханяном и Эдмондом Кеосаяном. Троица, объединившись, организовала концертную бригаду и выступала перед зрителями.
— Я часто ходил на эстрадные концерты. Больше всего нравились выступления Аркадия Райкина, Александра Шурова и Николая Рыкунина. У них заимствовал куплеты и на школьных концертах пел их вместе с Арменом и Эдмондом, — вспоминает армавирец. — Иногда мы выступали на городских мероприятиях.
В 1952 году, окончив школу, Сергей ушел в армию. Когда вернулся обратно в Ереван, то узнал, что Армен Джигарханян поступал в ГИТИС, но неудачно. Говорили, он провалил экзамены, потому что плохо владел русским языком. Но Сергей Потикян считает это неправдой — Армен Борисович отлично пел на русском языке.
Роль отдал Высоцкому
В 1955 году Потикян вернулся в Армавир и устроился в клуб завода «Армалит». Окончил краевую режиссерско-театральную студию при драматическом театре им. Луначарского.
Однажды летом, когда уже работал в ДК железнодорожников, на специально выделенном артистам вагоне ездил с концертами по Северо-Кавказской железной дороге. Выступали каждый день.
Когда давали представление на станции Коноково Успенского района, конферансье Потикяна вызвал дежурный вокзала. Сказал, срочно нужно ехать домой — там его ждут представители Мосфильма. Домой армавирец добрался к шести утра. Жена сказала, что приезжал режиссер Эдмонд Кеосаян. Потикян помчался в гостиницу «Армавир», где остановился школьный друг.
Кеосаян позвал Потикяна сниматься в фильме «Стряпуха», над которым работал. Это было предложение, от которого нельзя отказаться. Но руководитель ДК Леонид Василенко только развел руками: «Как я отпущу Потикяна на съемки в самый разгар гастролей? Кто будет выступать перед железнодорожниками?» Не помогли ни уговоры Кеосаяна, ни оператора Добронравова — Сергей Петрович был единственным конферансье.
Эдмонд уехал на съемки, а Потикян продолжил гастролировать по железной дороге. Роль гармониста Андрея Пчелки, которую должен был исполнить армавирец, сыграл Владимир Высоцкий.
— Очень хотелось сняться в кино. Но поступить легкомысленно и бросить работу не мог — меня действительно некому было подменить, — говорит Сергей Петрович. — Но лучше Высоцкого эту роль не сыграл бы.
Через пару лет Потикяна послали на семинар в Москву. Тогда Армен Джигарханян уже служил в Ленкоме, играл в спектакле «Гимн Отечеству». Сергей решил посмотреть на школьного товарища на сцене.
После выступления Джигарханян вместе с другом поехали в гости к Кеосаяну.
— Мы впервые спустя много лет встретились втроем. Всю ночь проговорили на кухне, вспоминая юность. Пели сатирические куплеты, которые исполняли в школе, — рассказывает Сергей Петрович.
Он часто ездил в Москву к товарищам. А в 1970-м году Потикяну пришел вызов с Мосфильма на съемки фильма «Корона Российской империи, или Снова Неуловимые». В этот раз Сергей Петрович попал в кино.
Товарищ милиционер
Роль Потикяну досталась эпизодическая, и ее сильно сократили.
Сцена начинается с того, что фрейлина Зизи (Людмила Карауш) подходит к Нарышкину (Владиславу Стржельчику) и кокетливо спрашивает, узнает ли он ее. Тот отрицает знакомство с дамой и уходит. Раздосадованная женщина подходит к милиционеру (его роль исполняет Сергей Потикян) и просит поймать вора. Страж порядка арестовывает Нарышкина. На этом сцена заканчивается.
— Изначально эпизод длился пять минут, но при монтаже его урезали. Видимо, продолжительность фильма оказалось большой, а сжать другие сцены не получилось. Хотя, на мой взгляд, эпизод получился неплохой. Фрейлина в исполнении Людмилы Карауш эмоционально рассказывает моему герою, что Нарышкин украл фамильное серебро из ее салона, и просит немедленно принять меры, — поясняет Сергей Потикян.
Отсняли эпизод быстро. Для исполнения роли хватило опыта эстрадного артиста. Армавирец на время представил себя милиционером.
Роли в погонах
В следующем фильме Эдмонда Кеосаяна Потикяну досталась большая роль. В «Мужчинах» он вновь играет милиционера. Его появление происходит на четвертой минуте фильма, когда старшина милиции Саакян осматривает место аварии. В последующих эпизодах его представляют не только как хорошего сотрудника автоинспекции, но и как образованного человека.
Потом были съемки «Ущелья покинутых сказок». Потикяну пришлось два раза летать в город Горис в Армении. Но после монтажа в фильме остался маленький эпизод. Артист не обиделся, в киноэкспедицию он ехал из-за друзей, а не ради славы. Время, проведенное с Арменом Джигарханяном и Эдмондом Кеосаяном, оказалось куда интереснее, чем съемки.
Больше всего армавирцу понравилось сниматься в фильме «Когда наступает сентябрь». В нем он сменил милицейское амплуа на пожарного.
— Я появляюсь в кадре, когда герой Армена жарит в квартире шашлык. Обеспокоенные жители вызвали пожарных. Когда мой персонаж приезжает, то нравоучительно говорит зевакам, что человеческая беспечность приводит к серьезным происшествиям. Однако его строгость проходит, когда он поднимается в квартиру — здесь он нахваливает хозяина за ароматный шашлык. Джигарханян приглашает отведать блюдо, и мой герой после недолгих уговоров соглашается, говоря, что ему нужно переодеться, — рассказывает Сергей Петрович. — Получилось комично. А фильм хороший, рекомендую посмотреть.
Часто сниматься в кино армавирец не мог — семья, работа в городском Дворце культуры. Но ни разу не пожалел, что не сыграл многие предложенные роли. Говорит, каждый человек хорош на своем месте. Да и эстрада ему нравилась больше, чем кино.
Последний фильм, где снялся Сергей Потикян, — «Легенда о скоморохе». Армавирец вновь сыграл стража порядка. Герой Потикяна подозревает скомороха-канатоходца в содействии революционерам и начинает следить за ним, из-за чего тот покидает деревню. Но фильм долго не появлялся в прокате.
— В титрах я указан как исполнитель одной из главных ролей. Моя фамилия идет через две после Джигарханяна. Но роль не такая большая, — считает Сергей Петрович.
Кино или эстрада?
Играть эпизодические роли Сергею Потикяну было легко. Для них не нужно драматического таланта и системы Станиславского, говорит он. На съемочной площадке школьные друзья Армен и Эдмонд становились наставниками. Подсказывали, как правильно появиться в кадре, как лучше повернуть голову, на что сделать акцент.
— Кеосаян говорил перед появлением в кадре: «Это ты сделай так, а это так», — вспоминает Потикян.
Дубли с Потикяном переснимали не часто. Обычно это случалось из-за других актеров, когда те ошибались в словах или неправильно что-то делали.
Снимаясь в кино, общительный Потикян познакомился со многими знаменитыми советскими актерами. После съемок в фильме «Когда наступает сентябрь» актер Николай Крючков часто через Эдмонда Кеосаяна передавал привет Сергею Петровичу. А во время съемок «Мужчин» гениальный Фрунзик Мкртчян подошел к нему и задумчиво спросил: «А каков Армавир в Краснодарском крае? Большой или маленький?»
— Я так сильно любил Армавир, что немного приукрасил действительность. Сказал, что население города с пригородом около 300 тысяч человек, — вспоминает Сергей Петрович. — Фрунзик мне поверил. Его очень впечатлили мои рассказы об Армавире.
Киноэкспедиции для Потикяна стали сплошным удовольствием. Но бросить эстраду ради съемок он не смог.
— Если бы задался целью стать киноактером, то сделал бы все ради карьеры. Но мне нужна была эстрада, со светом софитов на сцене, овациями восторженных зрителей, — поясняет Сергей Потикян. — Наверное, нравилось делать счастливыми людей здесь и сейчас.
С эстрадными выступлениями артист Сергей Потикян проехал тысячи километров. Гастролировал не только по югу СССР. Летал на Урал и Дальний Восток. Самой дальней точкой его путешествий-выступлений стала Камчатка.
Виктория Александрова
фото: news-armavir.ru