Более 40 лет назад в Армавире появилась организация любителей попариться

Более 40 лет назад в Армавире появилась организация любителей попариться

Сорок четыре года члены армавирского банного общества по традиции 31 декабря идут в баню.
Да, вы правильно подумали. Как герои самого новогоднего фильма всех времен и поколений «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Только армавирские любители попариться свое банное увлечение организовали по всем правилам делового сообщества и общественной организации. На что даже документ имеется.

По уставу Б-общества

Официальной датой создания Армавирского всемирного Б-общества можно считать 31 декабря 1979 года. В этот день в бане № 2 группой из 30 человек был принят его устав. С тех пор члены общества, соблюдая традицию, ходят по воскресеньям в баню на… конференции.

У истоков его создания стоят старший брат нынешнего президента Б-общества Александра Сухина, Александр Неговора и Борис Григоренко. Как вспоминает Александр Неговора, в то время секретарь горкома партии, устав банного общества они с товарищами придумали шутки ради и точно не рассчитывали, что он будет действителен долгие годы.

— Устав приняли 31 декабря 1979 года, в воскресенье. Все его прочли, единогласно проголосовали «за» и приняли к исполнению, — добавляет президент Армавирского всемирного Б-общества Александр Сухин.

Среди архивных документов Б-общества хранится созданный 44 года назад рукописный поименный список его членов с указанием их должностей. Напротив каждой фамилии  — подпись.

Есть особые пометки. Например, что Николай Иванович Мирошниченко отправлен со специальным заданием в район Крайнего Севера, а значит, временно не сможет посещать баню.
Находилась она на улице Урицкого возле кинотеатра. Завсегдатаи называли ее «баня на Комсомольце».

«В парилку ходишь?»

Сегодня банное общество возглавляет Александр Сухин. В городскую баню он, только окончивший институт, начал ходить в феврале 1978 года вместе со старшим братом.

Еще один основатель Б-общества Александр Неговора регулярно посещает баню с 12 лет. В родном Ростове-на-Дону он занимался греко-римской борьбой и с помощью парилки сгонял вес.

— В Армавире я служил в армии. И всегда, будучи в увольнении, шел в баню. Когда остался здесь жить, и мне выделили комнату в общежитии, привлек к походам в баню всех мужчин, живущих на этаже, — рассказывает Александр Неговора.

Члены Б-общества обращали в свою веру друзей и товарищей.

 — В 1978 году я пришел слесарем на завод пластмассовых изделий «Пластформ». Начальником административно-хозяйственного отдела тогда был Александр Неговора. Он и привел меня в банное общество. Спросил: «Ты в парилку ходишь? Давай с нами». Познакомил со всеми, и вот уже 45 лет я — с коллективом, — вспоминает Сергей Мигов.

Сергей Чернов, переехавший в 1978 году в Армавир с Урала, в Б-общество влился по воле случая.
— Помню, сижу в предбаннике в очереди. Подходит Петр Ломаенко и говорит: «Чего сидишь здесь? Пошли, там место еще есть», — вспоминает Сергей Чернов.  — Я и пошел. Не ходил с ребятами в баню лишь с 1984 по 1988 годы, когда работал в Монголии.

Время встречи — 6.30

Баня № 2 на улице Урицкого начинала работать с восьми часов. Но члены Б-общества приходили по воскресеньям и «проникали» в парилку даже в половину седьмого.

— Из кочегарки в женское отделение, где никого рано утром не было, вела неприметная дверь. Мы проходили через нее и поднимались на второй этаж в мужское отделение, — рассказывает Сергей Мигов.  — Билет тогда стоил 17 копеек. Собирали с каждого деньги и отправляли одного человека заплатить за вход в кассу на первый этаж.

Работники бани быстро поняли, что с изобретательными членами Б-общества ругаться бесполезно. И оставили любителей попариться в покое.

А вот другие посетители возмущались.
— В основном потому, что нас в воскресенье приходило столько человек, сколько было мест в бане. Иногда даже больше, — объясняет Александр Сухин. — И очередь тянулась по лестнице с первого на второй этаж.

Более 40 лет назад в Армавире появилась организация любителей попариться
Фото Александра Ковязина/ АС

В парилку — по простыням

Но вскоре и посетители перестали жаловаться. Просто начали приходить позже. Недовольство вызывали только попытки членов Б-общества провести своих в обход очереди. Тогда они шли на хитрость, применяя смекалку.

Однажды Сергей Чернов опоздал и не успел зайти вместе с товарищами из банного общества. Хотел протиснуться сквозь очередь, но толпа стала возмущаться.

— Тогда он вышел на улицу и крикнул нам. А мы, недолго думая, связали простыни и спустили их вниз, до самой земли. По ним Сережа забрался к нам на второй этаж. Кто-то в очереди, увидев его транспортировку, поднял шум, крича: «Они по простыням лезут!» Но к нам никто даже не пришел, чтобы попросить покинуть помещение, — вспоминает, смеясь, Юрий Шаталов.

Был и другой способ провести опоздавшего члена Б-общества вне очереди. Из парилки выходили пара человек, обмотанные простынями и в тапочках, и выносили припозднившемуся товарищу еще одну простыню. Он закатывал штаны, обматывался ею и заходил в баню.

— Выглядело так, будто он только вышел проветриться и возвращается обратно, — рассказывает Сергей Чернов. — Мы дружные, сплоченные. Своих не бросаем. И всегда делали так, чтобы члены банного общества могли попариться вместе.

После фильма

1 января 1976 года в 17 часов 45 минут по первой программе Центрального телевидения показали советский двухсерийный телевизионный фильм режиссера Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» Именно в нем прозвучала легендарная фраза: «Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция».

Но будущие члены банного общества в канун Нового года в баню ходили еще до выхода фильма.
— Только мы тогда не считали это традицией. Просто приходили попариться, пообщаться с друзьями, а потом шли домой готовиться к празднику, — говорит Александр Неговора.

После выхода фильма число желающих посетить баню именно 31 декабря значительно выросло.
— В последний день уходящего года в нее стало не попасть. Все 20-30 мест оказывались заняты, хотя прежде 31 декабря приходили несколько человек, — отмечают армавирские любители попариться.

А еще члены Б-общества шутят, что никто за время его существования ни разу не улетел в Ленинград, как это случилось с героем фильма.

Фото у елки

Члены банного общества ходят в баню по воскресеньям. По уставу называют это конференцией. Созывается она не реже одного раза в неделю с 7 до 11 часов.

В декабре конференция вновь выпадает на 31 число. И по традиции после нее члены банного общества фотографируются у бани и возле главной городской елки на центральной площади. В альбомах у членов Б-общества хранится множество таких снимков с датами — на память.

— В 90-е годы случилась забавная история. Время-то напряженное было. Мы всей компанией после баньки идем с вениками к елке. А навстречу — милиционер. Как сейчас помню, это была молодая девчонка. Подходит и спрашивает, куда мы собираемся. А по ней видно, что разогнать нас хочет. Мы объяснили свою цель, показали устав Б-общества. Напоследок она даже сфотографировалась с нами, — рассказывает Александр Сухин.

Каша для армавирцев

Еще одна традиция банного общества зародилась в 90-е годы. 9 мая после парада Победы много лет горожан угощают настоящей солдатской кашей, приготовленной на передвижной полевой кухне. Желающих отведать солдатскую кашу всегда много. Выстраивается большая очередь.

Тогда члены армавирского Б-общества стали готовить ее сами. С готовой кашей приходят в сквер, едят сами и угощают других.

Более 40 лет назад в Армавире появилась организация любителей попариться
Фото Александра Ковязина/ АС

Кто виночерпий?

Баня  — место, на пользование которым все имеют одинаковые права. В парилку не приходят в деловых костюмах и галстуках, а потому невозможно определить статус человека. В бане все равны, говорят армавирцы. Даже взглянув на поименный список 1979 года с указанием должностей членов Б-общества, видно, что любовь париться объединила представителей самых разных профессий. Лев Головченко работал токарем, Александр Павленко — преподавателем, Виталий Семененков — сварщиком, Николай Мирошниченко — заместителем гендиректора и так далее.

По уставу Армавирского всемирного городского Б-общества его членов назначали на внутренние должности. Правление Б-организации на заседании избирает из своего состава президента, премьер-министра, двух вице-президентов, виночерпия, секретариат и финансово-снабженческий отдел.

В списочном составе от 31 декабря 2009 года указано, что старейшина Б-общества  — 78-летний Виктор Леонидович Скурыхин. Он родился 17 января 1931 года, в банном обществе состоял с 1979 года.

Александр Павленко, вступивший в Б-общество в том же году, был назначен штатным идеологом. Президентом тогда избрали Бориса Григоренко, премьер-министром  — Александра Неговору, Первым вице-президентом стал Александр Сухин, вторым  — Петр Ломаенко. Анатолий Ковшов был начальником службы обеспечения, Анатолий Ивков  — главным виночерпием.

— Разливая напитки, он мог чуть ли не с закрытыми глазами налить всем равное количество, поэтому и стал виночерпием, — объясняют члены Б-общества.

По-братски

Б-общество  — коллектив дружный, давно сложившийся. Новые люди появляются, но редко. Недавно пару раз вместе с ними в баню ходил парень, приехавший домой на побывку из зоны СВО. Когда-то с Б-обществом познакомились трое ветеранов чеченской войны.

— Один из них был в инвалидной коляске. Так двое товарищей на руках заносили его в парилку и выносили обратно, — говорят мужчины.

На конференциях в парилке делились проблемами, рассказывали о тяжелых жизненных ситуациях. И тут же быстро помогали.

— Мы же все из разных сфер деятельности, разных профессий. Кто-то мог обмолвиться, мол, на работу вот такая деталь нужна. И обязательно среди членов общества находился тот, кто мог ее дать или помочь найти. Нужен песок? Обращались к прорабам. Заточить деталь? Это к металлообработчику, — вспоминает Александр Сухин.

Сергею Мигову товарищи из банного общества помогли в лечении дочери.
— Она только родилась и сильно заболела. Нужен был козий жир. Разговорившись в парилке, поделился проблемой с товарищами. Не помню уже, кто предложил поехать после бани к нему домой за этим жиром. Вернувшись, отдал его жене. Вскоре дочка на поправку пошла, — вспоминает мужчина.

Подобных примеров взаимопомощи у армавирцев за годы существования Б-общества набралось много.

Образ жизни

Родные и близкие членов банного общества к их увлечению относятся по-разному. В семье Юрия Шаталова баню не любят, равнодушны к ней.

Супруга Александра Сухина, понимая, что баня давно стала его образом жизни, иногда спрашивает: «Ты домой-то вернешься?»

— А мои родные знают, что в воскресенье не нужно ничего планировать, потому что я иду в баню. До трех часов дня никто даже не пытается мне звонить. Понимают, там, где я нахожусь, не дозвониться, — говорит Сергей Мигов.

Суперпарильщики

Среди членов армавирского банного общества есть те, кто умеет правильно парить. Банщики у них тоже свои.

— Правильно парить  — целое умение. Мастером этого был Владимир Найвиров. Начинал со спины, пяток и ног. Правильно взмахивал веником, чтобы не обжечь, постепенно наращивал темп парения, — рассказывает Сергей Чернов.

Сергей Мигов вспоминает давнюю историю, как после восхождения на Эльбрус он с Александром Неговорой месяца полтора слыли суперпарильщиками.

— На восточную вершину Эльбруса мы поднялись 21 июля 1983 года. Когда вернулись домой, пошли в баню, где рассказали о восхождении товарищам. Они поначалу восприняли это как шутку, — вспоминает Сергей Мигов. — На следующее воскресенье мы с Неговорой вызвались быть парильщиками. Обычно попарим одного человека в четыре веника, и надо выйти отдохнуть. А тут первого попарили, чувствуем себя хорошо, второго  — тоже. Попарили третьего. Выходим вслед за ним. И слышим, как друзья переговариваются, мол, Серега с Саней совсем озверели: трех человек подряд без отдыха попарили.

На здоровье

В этом году 31 декабря вновь выпадает на воскресенье. Армавирское всемирное городское Б-общество отметит 44-летие. За это время для многих его членов походы в баню стали неотъемлемой и необходимой частью жизни.

— После операции на сердце я ходил только по дому, затем начал доходить до калитки. А спустя время решил пойти в баню. По дороге останавливался и отдыхал на лавочках. Сначала, приходя, сидел с ребятами в предбаннике. А потом решил попробовать зайти в парилку. Что почувствовал, не передать — будто вернулся домой, к родным. После этого стал ненадолго заходить в парную. Сейчас нормой стали три захода, два из которых  — с веником, — делится Александр Сухин.

Не секрет, что посещение бани положительно влияет на здоровье. Она повышает устойчивость иммунитета к инфекциям. Обеспечивает дезинтоксикацию организма. Благоприятно влияет на обмен веществ. А еще расслабляет мышцы и помогает снять эмоциональное напряжение.

— У меня после гриппа пошло небольшое осложнение на легкие. Так я пару раз сходил в баню, и все прошло. Баня сохраняет здоровье. Тебя попарят  — и чувствуешь себя великолепно. Поры открываются, тело начинает «дышать», — учит Сергей Мигов.

Послезавтра члены армавирского Б-общества в последний раз в уходящем году встретятся в бане. Обсудят политическую ситуацию в мире и стране, поделятся новостями, поговорят о делах житейских, попарятся. И с чистыми помыслами пойдут встречать Новый, 2024 год.

А из чего веник?

Без главного атрибута  — банного веника  — невозможно себе представить русскую баню.
Его используют для банного массажа, ароматизации воздуха, обрызгивания водой каменки  — банной печи и для нагнетания пара.

— Традиционно веники для русской бани изготавливают из дуба, а также из липы, березы, эвкалипта, можжевельника и даже из ели и сосны. Одни из лучших дубовых веников можно купить в станице Ярославской Мостовского района. А подходящее время их заготовки  — после празднования дня Святой Троицы и до октября, — рассказал «АС» банщик бани № 1 Константин Синельников.

Парение веником массажирует, улучшает кровообращение, усиливает метаболизм, вызывает обильное потоотделение, расширяет поры, что позволяет вывести вредные микроорганизмы. А листья некоторых веников содержат эфирные масла, которые по-особому действуют на организм: убивают микробов, уничтожают бактерии, омолаживают кожу, улучшают ее состояние.

Члены Армавирского всемирного городского Б-общества говорят, что растущая в Армавире береза не подходит для плетения банных веников. В отличие от, например, растущей на Урале, кубанская береза обвисает и не держит форму в распаренном состоянии.

— И немногие знают, что есть «мужское» и «женское» дерево березы. Последняя осыпается «сережками», от нее много сора. Поэтому для веников используют «мужское» дерево березы. Но в Армавире они не пользуются популярностью, — объясняет член Б-общества Юрий Шаталов.

Армавирские любители попариться чаще используют дубовые веники. У президента Б-общества Александра Сухина дома хранятся веники из канадского дуба, который растет на Кавказе. Еще используют веники из эвкалипта. Но их в основном применяют, чтобы подышать парами эвкалипта — это положительно сказывается на дыхательной системе.

Раньше члены армавирского Б-общества из поездок в горы привозили пихтовые веники. А Сергей Мигов из командировок на Алтай обязательно возвращался с хорошими березовыми вениками. Делали их сами. Сейчас же веники можно купить в той же бане № 1.

Более 40 лет назад в Армавире появилась организация любителей попариться
Фото Александра Ковязина/ АС

Фото из архива Б-общества

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях