Почему в семье Франгулян хранят коромысло, изготовленное в 1910 году?

Почему в семье Франгулян хранят коромысло, изготовленное в 1910 году?

Анна Франгулян — прапраправнучка Анны Лукьянченко. Школьница пробует носить старое коромысло и подумывает отреставрировать его. Фото из архива семьи Франгулян.

В семье Иветы Франгулян хранится старинное коромысло прабабушки Анны Лукьянченко, датированное 1910 годом. Его юной казачке в приданое отдали родители.

Коромысло ни разу не реставрировали. Но даже сегодня им можно носить воду.

Хранит его семья на чердаке вместе с прялкой Анны Михайловны. Выбросить вещи прабабушки у Иветы рука не поднимается. Время от времени она достает семейные реликвии и рассказывает о них детям.

Казачка

С коромыслом в семье связано много воспоминаний. Будучи девушкой на выданье, прабабушка Анна ходила с ним за водой. Однажды вечером шла к реке, чтобы набрать воду для скотины. На обратной дороге встретила молодого казака Федора. Парень завязал разговор, она внимательно слушала. Внезапно девушка сняла с плеч коромысло и поставила ведра на землю.

— Ты мне байки не рассказывай, а лучше помоги, — сказала Анна и рассмеялась.

Федор помог донести ведра до забора. За это время молодые люди успели вдоволь наговориться.

— Вот завтра пойдешь за водой, снова увидимся, — на прощание сказал казак. Свое обещание он сдержал.

Так они познакомились, а через пару месяцев Федор засватал Анну. Вскоре молодые поженились. Оба супруга происходили из казачьих семей. Отец Анны — представитель известной казачьей династии Чалых. Поэтому в семье строго придерживались казачьих традиций.

По словам Иветы Франгулян, прабабушка отличалась большим трудолюбием, физической выносливостью и никогда не роптала на судьбу. А хлебнуть женщине пришлось немало. Революция, голод 30-х годов, Великая Отечественная война — все пережила Анна Михайловна.

Супруги Лукьянченко не стали жертвами политических репрессий. В 30-х годах в средней полосе и на юге страны люди пережили массовый голод. Здоровье подвело Федора, он не выдержал тяжелых испытаний. Когда его не стало, Анна осталась одна с маленькой дочкой Раисой на руках. Вокруг говорили, что стоит перебраться на Кубань, где было полегче с продуктами. И Анна вместе с родными переехала в хутор Бароновский, ныне село Новосельское Новокубанского района. Одному Богу известно, как, голодные и измученные, они добрались до Кубани.

— Лишения закалили характер прабабушки. Сколько помню ее, ни разу в жизни она ни на что не пожаловалась, — вспоминает Ивета Франгулян. — Но голод наложил свой отпечаток.

У Анны Михайловны был большой земельный участок, на котором она выращивала овощи и фрукты. Каждый год казачка собирала большой урожай. Все соседи после сбора овощей, фруктов и ягод продавали излишки, чтобы немного заработать. Но Лукьянченко так не поступала. Она продавала старый урожай только после весенней высадки. Как думает ее правнучка Ивета, страх перед голодом пересиливал желание заработать. Она сначала ставила цель прокормить себя и дочь. Даже в 70-х годах, когда голодные времена ушли в прошлое, Анна Михайловна продавала излишки весной.

Почему в семье Франгулян хранят коромысло, изготовленное в 1910 году?
Анны Михайловна Лукьянченко (слева) отличалась большим трудолюбием, физической выносливостью и никогда не роптала на судьбу. Анна с дочерью Раисой и ее сыном. Фото из архива семьи Франгулян.

В оккупации

Когда на Кубань пришла война, Анна с маленькой дочкой ходила рыть окопы. Все трудоспособные мужчины хутора ушли на фронт, остались только женщины, дети, инвалиды и старики. Поэтому выполнять тяжелую работу, которая не всякому здоровому мужику под силу, пришлось женщинам.

Лукьянченко вызвалась сама рыть окопы. Как она потом вспоминала, в голове даже мысли не возникло поступить по-другому — ведь от этого зависели жизни ее и дочери.

Но советские войска отступили. И в деревню вошли немцы. В сороковых годах дом Лукьянченко считался одним из лучших на хуторе. Это подметили фашисты и поселили немецкого офицера. Ее же с дочкой выселили в сарай, благо тот был благоустроен для жизни.

Дочь Раиса вспоминала случай, связанный с нежелательным квартирантом. Как-то раз она попросила маму дать что-нибудь вкусненькое. Но в доме и куска сахара не было. И тут неожиданно немец порылся в кармане и окликнул девочку. Он предложил маленькой Рае конфетку. Она долго не решалась взять угощение, но все-таки взяла и съела, ведь в оккупированном хуторе конфет не было совсем.

Сама Анна Михайловна с опаской относилась к квартиранту. Хотя он никогда не приводил в дом других солдат, да и человек с виду был спокойный. Но женщина прятала от него коромысло и прялку на чердаке. Как она потом объясняла родственникам, эти две вещи были незаменимы в хозяйстве. С коромыслом она могла принести побольше воды, а на прялке скручивала нити для вязания теплых вещей.

Анне Михайловне разрешили работать в огороде. Благодаря этому она смогла вырастить достаточно овощей и фруктов, чтобы пережить с дочерью непростую для Кубани зиму. Хранила запасы в погребе, который находился за сараем. К счастью, фашисты не полезли туда.

Лебедушки

Анна Михайловна очень любила своих правнучек Светлану и Ивету. С нетерпением ждала лета, когда внук привезет их в гости. На большом участке в 50 соток стояло два дома — ее и Раисы. Вместе с дочерью и зятем она держала кур, уток и даже корову. А в огороде кроме овощей росло много ягод и фруктов. Но больше всего правнучки любили проводить время в малине.

— Мы жили в Тбилиси. Для нас, городских, сельская жизнь была в диковинку. Поэтому на месяц к бабушке Ане ехали с большим удовольствием. Ничего не было милее, как пробежать босиком по траве, сорвать фрукты с ветки и покататься на велосипедах, — вспоминает Ивета. — В Тбилиси в основном росли грецкие орехи, гранат и инжир. Поэтому одноклассники слушали меня и Свету, затаив дыхание. Мы рассказывали о кубанском изобилии.

Удобства у бабушки с дедушкой были на улице. Но, как говорит Ивета, в детстве все переносится легко. Она даже застала те времена, когда пили колодезную воду. Прабабушка и бабушка набирали ее из колодца во дворе и из колонки, которая стояла на улице. Ведра несли на коромысле. Однажды Ивета решила помочь и попыталась поднять коромысло с ведрами, но не смогла. Прабабушка и бабушка только рассмеялись, сказав, что она еще маленькая.

Потом она, подражая взрослым, попыталась пронести коромысло на плечах. Для 10-летнего ребенка это оказалось тяжело. Коромысло только с первого взгляда легкое.

Волосы Свете и Ивете бабушка и прабабушка мыли только водой из колодца. Как говорили, она делает локоны мягкими и гладкими.

В подростковом возрасте прабабушка Анна и бабушка Раиса заставляли Свету и Ивету носить коромысло для красоты. Они были уверены, что это благотворно влияет на осанку — спина становится ровной, а походка красивой. Вот и носили девочки по 15-20 минут коромысло с пустыми ведрами, а Анна Михайловна строго делала им замечания, если шли неправильно.

— Хочу, чтобы вы у меня ходили, как лебедушки! — говорила прабабушка, когда правнучки отказывались от дефиле с коромыслом. — Если оба ведра наполнены, то и несется легко. А если одно пусто, а другое тяжелое, то и пути не будет, и воды не останется. Сохраняйте баланс.

И действительно, после таких упражнений осанка выравнивалась. Но правнучки делали упражнение не для красоты. Им нравилось проводить время с бабушкой и прабабушкой.

Анна Михайловна умерла в 94 года, через сутки после праздника Пасхи. Накануне Ивета зашла к ней в гости и застала за побелкой деревьев.

— Вот неужели нельзя было позвать меня или Свету? Мы бы все сами сделали. Куда тебе в твоем возрасте трудиться? — негодовала Ивета.

Но Анна Михайловна гордо ответила: «Пока стоять могу — все буду делать сама». А через пару дней ее не стало.

В память о прабабушке дома у Иветы хранится коромысло. Сейчас этот предмет домашней утвари вызывает интерес у ее дочери Анны. Школьница пробует носить коромысло и подумывает отреставрировать семейную реликвию.

Почему в семье Франгулян хранят коромысло, изготовленное в 1910 году?
Дочь Анны Раиса с сыном. Фото из архива семьи Франгулян.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях