Работа, семья, дети — не повод отказываться от детской мечты. В этом убеждены актеры любительского театра-лаборатории «О’Буч», совмещающие карьеру и семейную жизнь с игрой в театральных постановках. На днях они выйдут на сцену городского Дворца культуры в премьерном спектакле «сЧАСТЬе».
Другой я
Семь лет назад Закономерное Объединение Натур Творческих (ЗОНТ) при центральной городской библиотеке пригласило руководителя детской театральной студии пантомимы «Живосвет» Светлану Жиговскую на творческую встречу. Участники задавали много вопросов и предложили поставить спектакль.
— Мне стало интересно. Пригласила их к себе. Попробовали найти пьесу для постановки, но не смогли прийти к единому мнению. Одним хотелось классики, другим — современного искусства, — вспоминает Светлана Жиговская. — И тогда решили написать пьесу вместе, где учли бы пожелания каждого актера.
«Это ли любовь?» стала первым спектаклем, который поставили на сцене актеры. Создатели объединили в общий сюжет стихи и произведения о любви. Сценарий написала Светлана Жиговская. Постановку исполнили несколько раз. Армавирская публика благосклонно отнеслась к творчеству актеров-любителей, а они с воодушевлением выходили на сцену.
Так появился любительский театр-лаборатория «О’Буч». Его название — это символ бесконечного постижения актерами мастерства лицедейства.
Одним из первых участников театра-лаборатории стал Василий Костицын из объединения ЗОНТ. Молодой мужчина пошел по стопам родителей, которые в 90-е годы играли под руководством режиссера Василия Кондратьева в любительском театре ГДК «Содружество».
— Я думал, мы поставим любительские театральные миниатюры и пригласим на премьеру родственников и знакомых. Но Светлана Викторовна предложила сыграть полноценный спектакль, — вспоминает Василий Костицын. — Жиговская учила нас актерскому мастерству с нуля. Она работала с нами над пластикой, интонацией, учила, как держать себя на сцене.
Тогда на премьеру пришла мама Василия. Она похвалила сильные стороны актерского мастерства сына и указала на недоработки. На премьеру спектакля «сЧАСТЬе» Василий снова пригласил маму и двоюродную сестру.
— Мне важна оценка моего творчества близкими людьми. В 90-е годы родители выступали на сцене ГДК, участвовали в телеспектаклях «Риск» и «Начнем сначала» на армавирском телеканале «Ника», — рассказывает молодой человек. — Нравится выступать на сцене, находиться в центре внимания — выходишь после спектакля и чувствуешь огромный прилив сил, забывая о многочасовых репетициях. Я работаю электроником в школе и в силу профессии всегда нахожусь в тени. Сцена же позволяет показать себя другим, неожиданным.
Свой герой
Не было бы счастья, да несчастье помогло — эта пословица точно описывает историю создания спектакля «сЧАСТЬе». В марте 2020 года бушевала пандемия коронавируса. До карантина в «О’Буче» планировали ставить спектакль «Сказка о золотой рыбке». Но массовые мероприятия отменили.
Ряды самодеятельных актеров поредели. Оставшиеся же собирались дома друг у друга, обсуждали планы. Тогда и родилась идея спектакля «сЧАСТЬе».
— В первой постановке «О’Буча» мы попытались объяснить, что такое любовь. А теперь решили ответить на вопрос: что же такое счастье? — рассказывает Светлана Жиговская. — Но в этот раз для сценария взяли не стихи, а известных персонажей.
Героев актеры выбирали сами. Они из разных эпох и со своим пониманием счастья. Среди персонажей — Элиза Дулитл из «Пигмалиона» Бернарда Шоу, профессор Преображенский и комиссар Вяземская из булгаковской повести «Собачье сердце», герой повести Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа» граф Рафаэль де Валентен. Один из самых колоритных персонажей — русский авантюрист граф Федор Толстой, получивший прозвище «Американец». Он стал прототипом героев произведений Александра Пушкина, Александра Грибоедова, Льва Толстого, Ивана Тургенева.
Но объединяет всех персонажей спектакля главный герой — одинокий молодой человек из рассказа Федора Достоевского «Сон смешного человека».
Золотая рыбка
В прошлом году любительский театр «О’Буч» поставил на сцене ГДК «Сказку о золотой рыбке». Армавирцы долго обсуждали спектакль. Особенно он понравился детям.
В нем впервые выступила воспитатель Юлия Познышева, сыгравшая роль золотой рыбки. В школьные годы она мечтала попасть на большую сцену. Для этого занималась музыкой, танцами, посещала модельное агентство. Но не сложилось. Своих троих детей она записала в театральную студию пантомимы «Живосвет». Молодая женщина помогала за кулисами, с костюмами. И решила попробовать себя в качестве актрисы.
— Героиня — полная моя противоположность. Я тихая и спокойная. А она веселая, беззаботная, исполняет желания, — поделилась Юлия Познышева. — Поэтому войти в образ золотой рыбки первое время было сложно. Поддержали дети, которые ходили со мной на репетиции.
В поисках счастья
Наблюдая за игрой Юлии и других актеров-любителей в «Сказке о золотой рыбке», попасть на сцену захотела многодетная мама Евгения Булатова. После премьеры она подошла к Жиговской и попросилась в актеры. Режиссер предложила дебютировать в спектакле «сЧАСТЬе».
Героиня Евгении — современная женщина-писательница. Она импульсивная, своенравная.
В спектакле есть сцена, где моя героиня разнимает дерущихся мужчин. Я в жизни ни за что на такое не рискнула бы — побоялась попасть под горячую руку.
Евгения Булатова
Дома начинающей актрисе помогает муж — они разучивают вальс, в котором на сцене кружится героиня Булатовой.
Среди звезд любительского театра-студии — многодетные мамы, домохозяйка, воспитатель, электроник, учитель математики и преподаватель техникума, программист, медик, рабочий.
Их объединяет одно — они захотели и стали актерами. Они выступают перед зрителями на сцене городского Дворца культуры, где все по-настоящему и серьезно: каждый день репетиции, работа над ошибками. Актерами не становятся моментально. Приходится преодолевать себя, учиться.
Светлана Жиговская
Василий Костицын первое время ощущал на сцене неуверенность. Но в третьем спектакле в роли графа де Валентена смог полностью раскрепоститься и войти в образ. Это заметила Светлана Жиговская.
— Герой близок мне. Он хочет жить здесь и сейчас, испытать каждую эмоцию, — поясняет Василий. — Труднее всего далась депрессия персонажа. Чтобы сыграть ее, вспоминал свои прошлые ощущения: горечь, обиду, печаль и передавал их посредством игры.
Тяжело нащупывала характер властной комиссарши Вяземской Юлия Познышева. Она пересмотрела театральные спектакли и проанализировала, как исполняли эту роль другие актрисы. И поняла, какой хочет видеть свою героиню.
— Юля блестяще перевоплотилась в Вяземскую, проделав колоссальную работу, — поясняет руководитель театральной студии.
Сама Светлана Жиговская в «сЧАСТЬе» не играет, хотя, как призналась, с удовольствием исполнила бы роль пророка у Халиля Джебрана.
— У меня философский склад ума, я все время ищу ответы на вопросы о смысле жизни. А пророк как раз произносит: «Не говорите «я нашел правду», а скажите: «Я нашел крупицу правды».
Количество ролей в спектакле ограничено, и, как режиссер, Жиговская должна позволить выйти на сцену всем актерам.
Нелегко пришлось в поисках образа учителю математики Анне Туголуковой. Вместе с мужем Геннадием, преподавателем черчения, она пришла в любительский театр-лабораторию весной прошлого года. Супруги в студенческие годы играли на сцене. И вот снова решили попробовать себя как актеры.
— С моей героиней Элизой Дулитл у нас много общего. Иногда я даже не понимаю, где заканчиваюсь я и начинается Элиза. Мы обе — мечтательницы, верим в добро, стараемся вопреки жизненным обстоятельствам оставаться оптимистами, — рассуждает Анна Туголукова.
Чтобы войти в роль, она прочитала пьесу «Пигмалион», посмотрела фильм с великолепной Одри Хепберн в главной роли. Светлана Жиговская помогла правильно подобрать интонацию героине, откорректировала движения. Например, Анне тяжело давались жесты Элизы. Актриса эмоционально жестикулирует, делая это автоматически. А вот ее героиня в силу времени и светского этикета сдерживала себя.
— Меня, жестикулирующую, останавливали другие актеры, режиссер. Я специально репетировала дома перед детьми — они тоже помогали контролировать движения, — делится Анна Туголукова. — А вот муж в роли графа Толстого сразу почувствовал себя естественно. Думаю, персонаж позволил ему раскрыться так, как он не может этого сделать в реальной жизни. К тому же Гена играет героя харизматичного.
Считая балетки
Светлана Жиговская не только учила начинающих актеров театральному мастерству, но и мотивировала их.
Есть такая восточная мудрость: «Один человек может отвести лошадь к водопою, но даже сорок не заставят ее пить». Поэтому, если у актера нет желания преодолеть свои внутренние барьеры, то я окажусь бессильна. В моем арсенале есть тренинги на раскрепощение, но они не дают стопроцентный результат.
Светлана Жиговская
Часто начинающие актеры, выходя на сцену, чувствуют себя не в своей тарелке. Чтобы они переключились, расслабились, режиссер дает задание — посчитать, сколько человек вокруг в белых балетках, а сколько — в черных. Такой нехитрый прием помогает почувствовать себя уверенно. Актеру не мешают обращенные на него взгляды зрителей, ведь он выполняет поставленную задачу.
Премьера спектакля «сЧАСТЬе» на сцене ГДК состоится 18 февраля в 18 часов. Школьники и студенты могут приобрести билеты по Пушкинской карте.
Фото Александра Ковязина / АС