На земле. Мака Гугунава из хутора Первомайского продала полтонны чеснока на приправы

На земле. Мака Гугунава из хутора Первомайского продала полтонны чеснока на приправы

Полтонны для приправ

Мака с 14 лет работает на земле. Еще подростком после уроков ходила на фермерские поля — финансово помогала своей многодетной матери. А спустя годы полученные крестьянские навыки и знания рискнула применить в работе на себя. Десять лет назад Мака организовала личное подсобное хозяйство, стала выращивать чеснок, засеяв им 20 соток своего огорода.

— Чеснок неприхотлив в уходе. Посчитала, что начать с него будет легче. И сейчас выращиваю сорта «Майский» и «Любаша». Последний — поздний сорт, купленный у продавца в хуторе Екатериновском Абинского района, — рассказывает Мака Гугунава.

Дачники уважают «Любашу»: она имеет высокую урожайность, обладает устойчивостью к засухе. Сорт этот ароматный и идеален для приготовления соусов и заправок. Мака нашла клиентку, которая изготавливает различные приправы и за сезон может купить до 500 килограммов чеснока. Приобретают его и торговцы с рынков.

— Как устанавливаю цену? Прицениваюсь, смотрю стоимость чеснока на рынке, в объявлениях на сайтах. В прошлом году моя цена была на 20-30 рублей ниже средней, продавала по 140-150 рублей за килограмм, — делится глава ЛПХ.

На двух гектарах

За прошедшие десять лет женщина увеличила площадь посевов: накапливая деньги, приобретала пустующие, никому не нужные в хуторе земельные участки. Сейчас у Маки два гектара земли.

Одновременно стала увеличивать ассортимент овощей. Купила в Курганинске семена голландского гибрида тыквы «Матильда», которая относится к типу мускатных. У нее сочная сладкая мякоть и ореховый аромат, потому она пользуется спросом.

Но семена «Матильды» не из дешевых. Гугунава говорит, одна пачка стоит три тысячи рублей. В каждой — по 500 семян.

— Сезон посадки тыквы начнется 25 апреля, — добавляет хуторянка. — В этом году под культуру задисковала чуть более полутора гектаров земли.

Осень или весна?

В прошлом сезоне женщина собрала около 38 тонн тыквы. Продавала ее по 19 рублей за килограмм. А подпорченную, побитую для корма животным жители ближайших деревень забирали по три-пять рублей.

Каждый год Мака поднимает цену на тыкву не более чем на пять рублей. В 2021 году один килограмм стоил десять рублей, в 2022 — уже 15, а в 2023 — 19 рублей.

Однако продавать ее выгоднее не осенью, а весной. Сейчас продавцы выставляют ценник в два раза выше — 40 рублей за килограмм.

— Но мне трудно сохранить тыкву до весны. Нет подходящих условий хранения. Бывший работодатель-фермер разрешил хранить в его ангаре, но стараюсь все продать до Нового года. В сильные холода помещение нужно отапливать, поддерживая температуру воздуха не ниже 12 градусов. А одна машина дров сейчас стоит 18 тысяч рублей, на зиму их надо три. Это затратно. Поэтому легче осенью все продать, — поясняет Мака.

Но в дальнейшем женщина планирует построить склад, где регулярно будет поддерживать сухой воздух и нужный для хранения овощей температурный режим. По нынешним ценам это обойдется примерно в четыре миллиона рублей.

Луковое дело

Наряду с чесноком и тыквой хуторянка стала выращивать лук. В прошлом году впервые собрала урожай сорта «Ялтинский», однако большим спросом пользуется «Сорокозубка». Посадив на участке 250 килограммов этого лука, Мака сняла урожай в шесть раз больше — 1,5 тонны. Одну треть оставила для посева в этом сезоне, остальное продала.

— Если на рынке стоимость лука начинается от 180 рублей за килограмм, то весной продаю по 150, а осенью — по 60-70 руб­лей, — говорит Гугунава.

А недавно она решила продавать свою сельхозпродукцию через «Авито», разместила объявление. Откликнулся покупатель из Карачаево-Черкесии. И через три дня купил у Маки одну тонну лука.

— Сказал, что торгует на рынке и базарах, а сейчас повышенный спрос на «Сорокозубку», — отметила женщина.

На личном опыте

В отличие от тыквы лук и чеснок Мака Гугунава хранит у себя дома в пристройках. Благодаря их продуваемости овощи не задыхаются и не гниют. Перед продажей тщательно просушивает их, перебирает и сортирует по ящикам или мешкам-сеткам.

— Когда собираюсь расширять ассортимент, на отзывы людей не ориентируюсь. Проверяю собственным опытным путем, как будут расти овощи на моем участке, — говорит Мака и признается: — У меня так много работы, что нет времени сидеть на форумах и читать, что пишут дачники о том или ином сорте.

Мечты о тракторе

Выручка от урожая варьируется от сезона к сезону. В прошлом году чистая прибыль от продажи тыквы составила порядка 500 тысяч рублей.

— А еще есть сопутствующие затраты. Около 140 тысяч руб­лей трачу на закупку удобрений и отрав для вредителей. Семена тыквы обходятся в 90 тысяч руб­лей: 30 пачек стоимостью три тысячи рублей каждая, — перечисляет Мака малую часть своих затрат.

До недавних пор землю она обрабатывала вручную, нанимала трактор лишь для пахоты, дискования. А когда заключила социальный контракт под личное подсобное хозяйство, получила 100 тысяч рублей. И значительную часть этих средств потратила на покупку специальной техники: мотоблока и мототяпки. Теперь обрабатывать чернозем легче.

— Еще планирую накопить деньги и купить небольшой трактор. Это поможет управляться с работами в срок, — поясняет она.

Однажды из-за засухи почва затвердела настолько, что никто из знакомых трактористов не соглашался вспахать землю. Затем неожиданно пошел дождь. Однако время было упущено, и Маке пришлось свои гектары задисковать.

— Если куплю трактор, будет проще, — добавляет женщина. — Однако он стоит как минимум миллион рублей.

Перепады погоды

У Маки Гугунавы рабочий сезон длится почти круглый год. Почву нужно вспахать и взбороновать, засеять, обработать всходы ядохимикатами, прополоть от сорняков, собрать и перевезти урожай, перебрать и рассортировать.

Летом хуторянка встает в четыре часа утра. Работает на участках до обеденной жары. Затем — домашние хлопоты. И к вечеру вновь выходит на огород. А во время учебного года помогает младшим детям выполнить домашние задания. Детей у нее трое. Старшая дочь работает учителем в Майкопе. Свободного времени у Маки совсем не остается. Разве только зимой удается немного отдохнуть.

В ноябре начинается сезон посадки чеснока. Правда, в этот раз из-за сухой почвы пришлось высаживать его в конце декабря. С апреля — прополка. В конце июня будет собирать урожай и обрезать чеснок. Его она складывает в ящики или продает.

В апреле сажает тыкву, а через четыре месяца убирает ее. Прошлый год, вспоминает жительница хутора Первомайского, выдался нехорошим. Стояла засуха, но урожай удалось сохранить. А несколько лет назад из-за последствий капризов погоды у Маки чуть не опустились руки.

— В мае градом побило чеснок и лук. Лук отошел, пустил новые перья, а вот чеснок больше не вырос, все головки были мелкие. Тогда расстроилась сильно и решила больше не выращивать овощи. Столько сил и денег вложила! Но потом отошла. Тот чеснок продавать не стала, разделила на зубчики и на следующий год посадила. И собрала хороший урожай, — вспоминает Мака.

Расширение

Печальный опыт не отбил у женщины желание развивать свое дело. Помимо покупки трактора и строительства современного склада для хранения овощей Мака хочет приобрести большой участок или арендовать поле. Сейчас овощи у нее растут на нескольких огородах, что неудобно в плане логистики.

Подумывает хуторянка и об очередном расширении ассортимента овощей.

— Знакомые порекомендовали выращивать болгарский перец. Но сейчас нет для этого технических возможностей. Потребуется устанавливать систему полива, ведь перец ежедневно нуждается в нем. Еще хочется выращивать помидоры. Может быть, со временем займусь и этим, — делится планами Мака Гугунава.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях