Увлеченные машиностроением. Братья Мазала более 30 лет работают на одном предприятии

Увлеченные машиностроением. Братья Мазала более 30 лет работают на одном предприятии

Устроились Игорь и Николай Мазала на Армавирский завод тяжелого машиностроения в 90-е годы. За это время предприятие дважды оказывалось на грани закрытия, сменило собственников и название. Но вера в будущее отечественного машиностроения помогла братьям остаться в профессии и на заводе. Здесь трудились их отец и дядя. А теперь они передают опыт молодым специалистам.

По-мужски

Анатолий Мазала родился в 1936 году в семье прокурора Симферополя. Во время войны семью эвакуировали в столицу Таджикистана Душанбе.

Парень не пошел по стопам отца в юриспруденцию. После школы устроился учеником токаря. Как говорят его сыновья Игорь и Николай, отца тянуло к технике.

Поступил в политехнический техникум в Душанбе. После окончания работал мастером на заводе холодильников «Памир», позже стал механиком. А дома Анатолий чинил сломанную бытовую технику. Делал это не за деньги, а из желания помочь людям и разобраться в механизмах. Бытовые приборы к нему несли родственники, знакомые, соседи. Не было такой вещи, которую не смог бы починить Мазала.

— Папа воспитывал нас по-мужски, с детства приучая к труду. Когда он ремонтировал телевизор или холодильник, мы с братом были рядом: смотрели, учились. Подавали ему болты, отвертки, другие инструменты, — вспоминает Николай Мазала. — Зато теперь можем ремонтировать многое сами.

Анатолий Николаевич любил сложные задачи — в нем просыпался азарт. Однажды, когда ремонтники, сказав, что это безнадежно, отказались чинить телевизор знакомого, за дело взялся Мазала-старший. Он несколько дней ковырялся в технике, пока не нашел причину поломки. Как вспоминает Николай, однажды они с отцом отремонтировали стиральную машину. Этот опыт помог ему разобраться с принципами устройства таких бытовых приборов. Благодаря этому он ни разу в жизни не обратился к услугам мастеров, чинил сам.

— Как отец сына, точно знаю, что работа дома — лучший способ воспитания. Парень вырастает уверенным в себе, потому что знает, он может все отремонтировать и сделать своими руками, — убежден Николай. — Когда папа укладывал плитку в ванной комнате, мы с братом замешивали раствор. А когда ремонтировал машину, то крутились рядом, подавали отвертки, ключи, а он рассказывал нам, как устроен автомобиль.

Трудовое воспитание и увлеченность техникой привели братьев в машиностроение. Старший Игорь после окончания средней школы сразу пошел на завод. Устроился в инструментальный цех, который считался более престижным, чем ремонтный. Николай окончил Минское авиационное техническое училище гражданской авиации и получил специальность авиатехника.

Зарплата на троих

Анатолий Мазала с женой и сыном Николаем перебрались на Кубань в 1990 году. В Таджикистане, где они жили, начались политические волнения, и семья уехала. Армавир выбрали неслучайно: здесь жила родня Анатолия Николаевича. Уезжал он механиком по ремонту оборудования.
Первые два года глава семьи работал на Армавирском машиностроительном заводе «Кубаньжелдормаш». А вот сына Николая слесарем в ремонтный цех на Армавирский завод тяжелого машиностроения привел двоюродный дядя.

— Он хорошо отзывался о предприятии и предрекал ему большое будущее, — вспоминает Николай. — Первое время работать было сложно, но потом втянулся. Сегодня советую молодым специалистам не торопиться бросать работу, столкнувшись с первыми трудностями, а постараться разобраться в ней.

Два года он проработал в ремонтном цехе. А потом перешел в сборочный.
Завод тогда производил весы для взвешивания скота и вагонные автоматические. Параллельно выпускали товары народного потребления: бытовые весы и прицепы для легковых автомобилей, особенно востребованные в 90-е годы.

— Было интересно. Соревновались бригадами: кто больше за смену соберет прицепов, — вспоминает Николай Мазала. — Тогда на заводе трудилось много молодежи

Но Николай вернулся в ремонтно-механический цех, где проработал слесарем-ремонтником до 2004 года. А через год его назначили главным механиком.

Анатолий Мазала пришел на завод вслед за сыном в 1993 году. Работал механиком.
Игорь переехал в Армавир из Риги в 1993 году, где десять лет трудился на заводе гражданской авиации. И вслед за отцом и братом устроился на завод тяжелого машиностроения. Взяли слесарем-ремонтником. Он проработал всю жизнь инструментальщиком, поэтому пришлось учиться ремонтировать станки и оборудование.

— Отец помогал. Он не просто показывал, как устранить ту или иную неполадку. Мы с ним изучали чертежи и паспорта всех станков, — вспоминает Игорь. — Для меня он был непререкаемым авторитетом. Видел, как уважительно к нему относятся коллеги, советуются. Поэтому упорно вникал, разбирался. Хотелось, чтобы он гордился мной.

Отец и братья работали в одной ремонтной бригаде. Анатолий Николаевич — механиком, а Николай и Игорь — слесарями-ремонтниками. Мазала говорят, что родственникам на одном предприятии трудиться нормально. Главное — добросовестно выполнять свои обязанности и не перекладывать трудности и решение проблем друг на друга.

Завод дважды переживал непростые времена. В 90-е годы зарплату не платили по полгода, а если деньги появлялись, то выплачивали их не всем.

— Ну вы же родственники, поделитесь друг с другом, — объясняли Мазала, выдавая зарплату кому-то одному. Они и делились, но жили тяжело.

У Игоря подрастали двое детей, которых нужно было содержать. Поэтому он в какой-то момент не выдержал и ушел. Устроился в шиномонтажную мастерскую, где платили вовремя и больше. Но как только ситуация на заводе улучшилась, и начали выпускать вагоны, вернулся.

По меткам

Анатолий Мазала к работе относился с трепетом. Каждую пятницу он приводил свое рабочее место в порядок, чтобы в понедельник оно выглядело идеально. Сыновья, глядя на отца, тоже поддерживали чистоту.

— Мы были полностью поглощены работой, — вспоминает Игорь Мазала. — Иногда вечерами за ужином обсуждали, почему не получается запустить тот или иной станок. Анализировали допущенные ошибки и решали, что делать дальше. Спасибо женам. Работали они в других сферах, но нас понимали.

Когда на заводе ломалось оборудование, отец с сыновьями до позднего вечера занимались его ремонтом. Иногда задерживаясь до утра.

— Если бы этого не сделали, то на следующий день остановилось производство. Мы люди ответственные. Раз надо, так выполним, — говорит Николай.

В их цехе не было токаря, и Мазала-старший взялся точить детали. Благодаря этому на производстве сократились простои.

— Папа был человеком старой закалки. Он душой болел за производство, — говорит Николай Мазала.

Как и отец, сыновья любили воскрешать сломанное оборудование. Чем сложнее стояла задача, тем больше интереса вызывала. Иногда неисправности были небольшими, и их устраняли за несколько минут. А иногда на ремонт требовалось несколько дней.

Однажды в цехе сломался листогиб с поворотной балкой. Ремонтная группа пыталась его реанимировать, но безуспешно. Не могли найти проблему. Специалисты три дня исследовали агрегат, пока не поняли, что цеховые ремонтники нарушили последовательность сборки гидравлического узла. Машина заработала, но время было потеряно.

В 90-е годы восстанавливали оборудование, которое умышленно портили сами сотрудники. Было и такое. Тогда отец и сыновья не только ремонтировали станки, но и вычисляли виновников поломки.

— Мы же прекрасно видели, когда оборудование выходит из строя из-за долгой эксплуатации, а когда его испортил человек, — делится Николай Мазала.

Династия уходит в космос

В 2003 году Анатолий Мазала вышел на пенсию. Чтобы не скучать дома, решил взяться за воспитание внука-первоклашки. А в 2014 году юноша, окончива­ющий школу, пришел советоваться по поводу выбора профессии к деду и отцу. Они порекомендовали машиностроение. Верили, что в такой большой и экономически развитой стране, как Россия, обязательно наступит время, когда отрасли станут уделять больше внимания.

С выбором университета помог бывший главный инженер завода Александр Пелипенко. Он посоветовал Артему поступить в Самарский государственный аэро­космический университет на инженера-технолога.

Сын Николая успешно окончил вуз, сейчас работает мастером инструментального цеха на самарском заводе имени Кузнецова. Среди выпускаемой предприятием продукции — двигатели для ракет-носителей «Союз» и «Союз-2», самолетов Ту-160.

— Артем пример брал с деда и нас с братом. Интересовался нашей работой, задавал вопросы, — вспоминает Николай. — И пусть он не пришел вслед за нами на армавирский завод, трудовая династия Мазала продолжается.

Случается, что сын обращается к Николаю за профессиональным советом. Было дело, когда при поломке оборудования отец рекомендовал ему обратиться к электрикам — пусть проверят на участке напряжение и фазировку. И оказался прав, дистанционно определив поломку.

Возрождение

Несколько лет назад предприятие обанкротилось, и большинство сотрудников остались без работы. Для братьев за много лет завод стал вторым домом, где они знали каждый уголок в цеху. Поэтому переживали, но верили, что их предприятие возродится. Когда его окончательно закрыли, Игорь пошел работать на БТРЗ.

— Не хотел уходить с завода. Но обстоятельства сложились так, что мы остались без работы. Устроился на бронетанковый ремонтный завод, — вспоминает Игорь. — В отделе кадров БТРЗ сразу преду­предил, что если мой завод запустят, то вернусь обратно.

Николай встал на учет в центр занятости и получил много интересных предложений о работе. Но заканчивал ремонт дома. Прошло четыре месяца, и неожиданно раздался телефонный звонок. Это был управляющий заводом стальных конструкций «Кубань» Сергей Бойко. Он предложил Николаю вернуться.

Предприятие выкупил новый собственник, поэтому набирали работников. Кто-то из бывших коллег порекомендовал Николая Мазала. И он пошел на собеседование. А 15 марта вернулся в свой цех. Вскоре к нему присоединился Игорь. Братья снова работают вместе и радуются динамичному развитию родного завода. Они в это верили.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях