Артур Меликян: «Самбо — прикладной вид спорта»

Артур Меликян: «Самбо — прикладной вид спорта»

В марте ученики школы № 24 заняли три первых места на первенстве ЮФО по самбо. Его проводили в рамках школьной лиги «Мир самбо» среди юношей и девушек 10-12 лет. Армавирцы победили в дисциплинах «Демо-самбо», «ГТО» и «Эстафета».

Такие достижения на удачу не спишешь. За ними стоит планомерная подготовка и грамотно выстроенная стратегия. В чем она заключается? Отличаются ли школьные уроки самбо от тренировок в спортшколе и как относятся родители к всеобщему обу­чению этому виду единоборств, рассказал учитель физкультуры СОШ № 24, кандидат в мастера спорта по самбо и дзюдо Артур Меликян.

По примеру брата

— Как вы попали в самбо?

— Мой двоюродный брат — заслуженный тренер России по самбо Воскан Погосян. В детстве он за руку привел меня в спортивный зал. Конечно, тогда недооценивал значимость спорта. Даже немного сопротивлялся. А в семь лет на какое-то время забросил занятия. Но в девять уже осознанно пошел на самбо: понимал, что единоборство не только укрепит тело, но и закалит дух.

Брат следил за моим посвящением в спорт, желая высоких достижений. Относился ко мне строго. Я не стал чемпионом мира и Европы, но всегда был призером всероссийских и краевых соревнований по самбо и дзюдо.

— Вот вы сказали, что самбо укрепляет не только тело, но и дух. А каким оно сделало вас?

— Занятия самбо меняют жизнь и формируют личность. Главная задача тренера — воспитать спортсмена хорошим человеком, развить в нем морально-волевые качества. Если самбист сопротивляется этому, то он не задержится в данном виде спорта. Вот раньше мог позволить себе опаздывать, но когда в девять лет начал серьезно заниматься самбо, то искоренил эту привычку. Начал приходить вовремя и даже чуть раньше. Потому что тренер ругал за малейшее опоздание, требовал соблюдать пунктуальность и проявлять ответственность.

Со временем появились любовь к спорту, уверенность в собственных силах. Научился не терять чувство самообладания в стрессовых ситуациях. Это только со стороны кажется, что поединок на татами — моментальная схватка. На самом деле в голове включается оперативное мышление: какой захват сделать, где слабая сторона противника, почему бросок не пошел.

Когда готовишься к соревнованиям, приходится быть высоко самоорганизованным: не пропускать тренировки и заниматься дома. Чтобы не дисквалифицировали, держать под контролем вес.
Регулярные поездки на соревнования заставляют приспосабливаться в разных условиях жизни. Даже татами в спортзалах отличаются.

Абсолютно все спортсмены являются патриотами. Когда на старте соревнований стоишь под флагом своей страны и звучит гимн, тебя пробивает дрожь. Возникает чувство, что ты обязан победить, потому что за спиной у тебя вся Россия.

Самбо формирует и закаляет мужской характер. Вот наш президент… Владимир Путин — мастер спорта по самбо и дзюдо, заслуженный тренер России по самбо. Его тренер Анатолий Рахлин говорил, что Путин мог бороться красиво, «еще пацаном умел терпеть боль», «брал на состязаниях не «физикой», а находчивостью». И посмотрите на Владимира Владимировича — он никогда не теряет самообладания, уверенный лидер и очень работоспособный человек.

— А почему ушли в школу?

— Всегда хотел стать тренером, поэтому пошел учиться в педагогический университет. Хотелось не только передавать свои знания спортсменам, но и воспитывать будущих чемпионов. Но жизнь сложилась так, что работаю учителем физкультуры. С сентября 2021 года преподаю в новой школе № 24 в Северном микрорайоне и являюсь наставником проекта «Самбо в школу».

Конечно, работа учителя отличается от тренерской. Если в спортивную школу приводят детей, которые целенаправленно хотят заниматься единоборством, то в учебном заведении уроки самбо входят в учебную программу пятого и восьмого классов. Поэтому нужно не только передать свои знания ребятам, но и увлечь их спортом, показать практическую значимость единоборства.

Захватывающие уроки

— Проект «Самбо в школу» запустили в 2015 году. В школе № 24 все ученики занимаются этим видом единоборств?

— Для пятых и восьмых классов раз в неделю во время урока физкультуры провожу занятие по самбо. А вот другие школьники приходят ко мне на тренировку в рамках внеурочной деятельности.

— Чем отличается методика преподавания «Самбо в школу» от занятий в спортивной школе?

— На уроках не учу детей бороться, а изучаю с ними технику бросков, болевых приемов и падений. Спарринги запрещены. Однако занятия проходят насыщенно. Раскладываю по полочкам азы самбо, провожу с ребятами эстафеты, игры на бойцовском ковре.

Не так давно в физкультурно-оздоровительный комплекс ГТО ввели элементы самбо, и ребята осваивают основы самообороны, страховки и падения. Техника «Самозащита без оружия» представлена приемами самостраховки, базовыми приемами самозащиты и приемами самозащиты в семи различных ситуациях. Объясняем детям, как уберечь себя, если нападут со спины, изучаем с ними заломы, броски.

В рамках проекта «Самбо в школу» придумано много дисциплин, например, демонстративное самбо, эстафеты. Состязания проходят без борьбы, ребята учат только технику. Акцент делаем на безопасности. А вот на дополнительных занятиях учу подопечных на уровне школы самбо.

— А как родители отнеслись к урокам самбо в школе? Было ли с их стороны неприятие?

— Конечно, с этим пришлось столкнуться. Но в большинстве случаев родители не сопротивляются, а беспокоятся за безопасность своих детей. У многих из них единоборство ассоциировалось с травмоопасностью.

Удалось донести до них, что уроки самбо в школе не повлекут беды. И на первых занятиях с детьми изучаем и отрабатываем навыки безопасности. Сначала учу их правильно падать — это называется самостраховкой. Объясняю, как выполнять самостраховку на спину, на бок, на руки и кувырком. И только через три-четыре месяца начинаем отрабатывать броски. За время преподавания самбо в школе никто из детей не пострадал, а мнение родителей изменилось в лучшую сторону.

Терпение и труд

— Почему самбо нужно преподавать в школе?

— По школьной программе на уроках физкультуры ученики играют в волейбол, футбол, баскетбол и другие иностранные виды спорта. А самбо — наш, оте­чественный вид спорта, о чем многие не подозревают. А поскольку сейчас в России делают акцент на патриотическое воспитание молодежи, то в школах необходимо продвигать отечественную культуру, в том числе приобщать детей к национальным видам спорта. А это формирует любовь к Родине. Уверен, самбо воспитает не одно поколение россиян в уважении к своей стране.

В отличие от многих других видов спорта самбо — прикладной вид, имеющий большой спектр практического применения в повседневной жизни. Во время игры в волейбол или баскетбол учителя физкультуры не учат детей, как правильно падать, а в самбо эти ценные навыки развивают. Зимой один из учеников рассказал, что шел по льду и поскользнулся. Почувствовал, что вот-вот упадет, но вспомнил, как я учил его правильно падать, чтобы не получить повреждения, и применил эти навыки на практике. Так ребенок избежал травмы.

Всегда актуальны вопросы самозащиты и обороны, они продиктованы современными реалиями. Самбо помогает человеку защитить себя в любой экстремальной ситуации. К тому же в этом виде единоборств не только нарабатывают навыки самообороны и быстроту реакции, но и развивают уверенность в своих силах. Даже первоклассник, регулярно посещающий занятия, знает, как защитить себя в случае нападения.

Школьные уроки самбо прививают интерес к этому виду борьбы, и часть ребят идут заниматься в спортивные школы, что популяризирует физически активный образ жизни у подрастающего поколения. В итоге это благотворно сказывается на здоровье нации.

— А кто охотнее приходит к вам на занятия: мальчики или девочки?

— В этом году, к моему удивлению, на дополнительные занятия по самбо записалось много девочек. Если раньше преимущественно ходили мальчики, то теперь школьницы догоняют их по количеству.

Большинство девочек приходят из младших классов. Думаю, это связано с тем, что старшеклассницы вступают в переходный возраст, и у них появляются другие интересы. А еще они готовятся к поступлению в вузы.

Приятно, что совсем мало детей, которых заниматься самбо заставляют родители, — обычно их два-три человека. Для остальных учеников занятия самбо — осознанный выбор. Это подтверждает и реакция детей на соревнованиях: если они проигрывают, то плачут. И не только девочки, но и мальчики. Не считаю слезы проявлением слабости. Наоборот, это хорошо. Значит, у ребенка есть стремление, и он не хочет проигрывать. С ним нужно заниматься, указать на слабые стороны, и в другой раз он заво­юет медаль.

А вот когда ребенку все равно, выиграет он или нет, из него не получится хорошего спорт­смена. В спорте обязательно должно присутствовать стремление побеждать.

— Недавно ваши воспитанники победили в первенстве ЮФО по самбо в рамках школьной лиги «Мир самбо» среди юношей и девушек 10-12 лет. Вы разрабатывали специально для этих соревнований методику их подготовки?

— Никаких секретов — только многочасовые тренировки. Мы занимались по три-четыре часа в день три недели. В спорте всегда так: упорство и работоспособность помогают победить. А уже за ними следуют талант и удача.

Дети выкладывались на сто процентов. Они хотели завоевать путевку на первенство России в Москву. И это у них получилось: заняли три первых места в дисциплинах «Демо-самбо», «ГТО» и «Эстафета». В конце апреля будем представлять Краснодарский край на первенстве России. Надеемся, что армавирцы будут болеть за нас!

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях