В квартире Маргариты Сгибневой царит атмосфера карнавала. Ее дом украшен венецианскими масками, которые она создает. Каждое из ее творений имеет свою историю, внешность и характер.
Венеция в доме
Маргарита Сгибнева из тех людей, которым важно ощущение праздника. Поэтому в ее гардеробе немало вечерних нарядов, большинство из которых она редко надевает. Но наличие платьев для торжественных случаев радует и как будто на машине времени переносит ее в средневековую Венецию.
Пару лет назад вместе с мужем она затеяла в квартире ремонт. Решали, не только какие обои выбрать, но и как изменить пространство, придать ему стиль.
Маргарита давно мечтала разместить дома венецианские маски. Идеальный вариант — приобрести их в городе, откуда пошла традиция надевать маски на карнавал. Но поскольку поездка в Венецию так и не случилась, а в ближайшее время вряд ли состоится, решила сделать покупку через интернет.
— Предлагаемые китайские маски изготовлены из пластика, поэтому даже неплохо оформленные выглядят дешевой штамповкой. А мне хотелось штучный товар, — говорит мастерица.
Однажды в одном итальянском журнале она увидела маску Джокера. И задумалась: а почему бы ей не сделать такую самой? Ведь как говорится, если гора не идет к Магомеду, то Магомед идет к горе. У Маргариты огромный опыт рукоделия, и освоить технику папье-маше, с помощью которой создают атрибут карнавального костюма, ей вполне по силам.
Она посмотрела мастер-классы в интернете. Поняла, что времени и усилий изготовление требовало, но при желании можно справиться.
— Во время прохождения мастер-классов сообразила, что, во-первых, художник никогда до конца не раскрывает свои секреты. А во-вторых, лучше ориентироваться на комментарии заинтересованных людей, — рассказывает Маргарита Сгибнева. — Прочитав их мнения, понимаешь, правильно описана техника или нет. Многие рукодельницы делятся своим опытом, указывая, казалось, на незначительные нюансы, которые важны в рабочем процессе.
Первый Джокер
Первой ее маской стал Джокер. Изделие она оформила в соответствии с классическими канонами. У такой маски должен быть большой нос, а на лице застыть ироничная, хитрая улыбка.
Для ее создания запаслась большим количеством бумаги, клея ПВА, лаками, акриловыми красками, кожей, перьями, швейной фурнитурой и… колодой карт.
В изготовлении использовала форму для придания лица. Первым делом Маргарита взяла гипс, который нанесла на готовую форму для оттисков. Можно использовать художественную глину или, что еще проще, пластиковую китайскую карнавальную маску. После чего мастерица кладет оттиск в коробку и заполняет его слой за слоем бумажной массой.
Первоначально для папье-маше использовала лотки из-под яиц. Измельчала их кухонным блендером и смешивала с клеем ПВА. В ход может пойти любая бумага. Например, упаковки из-под импортных фруктов, газеты, брошюры.
Маргарита Сгибнева
Маска обязательно должна просыхать слой за слоем. Нанесли один слой бумаги, отложили в сторону и ждете, когда высохнет. Можно положить на теплые батареи. Маргарита Сгибнева говорит, что на просушку уходит львиная доля времени, которое занимает изготовление маски. Если же форма хорошо не высохнет, то маска будет испорчена.
Поначалу она сама совершала много ошибок: то торопилась поскорее взглянуть на личико, однажды слишком рано сняла с просушки одного из своих Джокеров, и у него отвалился нос. Тогда и узнала, что он у маски сохнет дольше всего.
Изготавливать маскарадный атрибут можно разными техниками. Мастер из Армавира не использует венецианскую, когда добавляют марлю и слой за слоем наклеивают рваные кусочки тонкой бумаги.
— Конечно, такая маска чуть легче, но уверена, что овчинка выделки не стоит. Тем более маски делаю для декорации интерьера, а не для ношения на карнавале. Хотя при желании маску можно надеть, допустим, на фотосессию, — говорит Маргарита.
Бумага, считает она, очень крепкий материал. Если тщательно обработать папье-маше, то изделие не будет впитывать влагу. Однажды ночью во время просушки почти готовое изделие, покрытое слоями лака и краски, упало в ведро с водой и пролежало там до утра. Маргарита осторожно достала и просушила его на батарее, а потом украсила. Пребывание в воде никак не отразилось на состоянии маски.
Вредная Титуба
После того как форма просыхает, Маргарита приступает к ее бесконечной шлифовке. А в процессе может много раз переделать.
— Не люблю творить быстро. Мне нравится подолгу работать над одной и той же вещью, чтобы добиться максимального результата. Когда же изделие мастеришь бегом, то не получаешь удовольствия от творческого процесса, — делится армавирская мастерица. — Никогда не бросаю работу недоделанной.
Создание маски — труд долгий и кропотливый. Она должна получиться идеально гладкой. А папье-маше — не тот материал, который можно сделать таким. Все равно останутся шероховатости.
После нанесения латексной шпатлевки маску Маргарита шлифует строительными абразивными губками. Потом покрывает акриловой эмалью для батарей. Иногда приходится снова наносить шпатлевку, шлифовать и красить заново.
Большинство расходных материалов покупает в строительных магазинах. Там они стоят дешевле, чем в магазинах для рукоделия.
Самый сложный элемент в маске — губы. Как говорит мастерица, тяжело добиться их симметричности.
Первые маски Маргариты получились корявыми. Но глядя на ее творения, обычный зритель недочетов не найдет.
Идеи украшения маски рождаются сами. Иногда Маргарита может проснуться среди ночи с конкретным представлением дизайна изделия. А случается, смотрит на понравившуюся ткань, и в голове возникает образ. Недаром мастерица сравнивает свои венецианские маски с литературными героями. Она, как и писатель, уже в начале работы представляет, каким будет результат.
Но в процессе изготовления маски начинают «играть» с Маргаритой, и часто она украшает их совсем не так, как было задумано. Например, маску по имени Титуба она считает самой вредной. Если взглянуть на нее, то видишь черное лицо, увенчанное короной из розовых перьев. Но приступая к работе, Маргарита представляла Титубу иначе. Хотела сделать ее белой. Но родилась идея покрыть изделие бронзовой патальей, потом золотой… В итоге Титуба стала черной. Рукодельница украсила ее большим количеством швейной фурнитуры и пайетками.
Маргарита уверена, чтобы делать венецианские маски, нужно иметь художественный вкус. Ей его с детства прививали родные. Мама и дедушка коллекционировали открытки картин. Собрали около 2,5 тысячи репродукций из разных музеев Советского Союза. К каждой открытке дедушка приклеивал историю той или иной картины.
Вместе с мамой Маргарита много раз была в Эрмитаже. Именно там увлеклась стилем барокко и полюбила сочетание белого цвета с золотым.
Как живые
Каждая готовая маска Маргариты уникальна и неповторима. Мастерица любит говорить о своих масках. У каждой есть имя и история.
Та самая Титуба названа в честь первой обвиненной на салемском процессе над ведьмами в колдовстве женщины. Маргарите понравилось яркое и выразительное имя.
Карточного магната Джокера она украсила короной из карт на рисовой бумаге. Маска состарена с помощью техники кракелюра. Кстати, рисовая бумага тоже визуально придает изделию налет времени.
Маска Пьеро на фоне остальных смотрится более гладкой. Как пояснила Маргарита, такого эффекта она достигла благодаря тщательной шлифовке. Когда глядишь на эту глянцевую маску, кажется, что изделие невесомое.
У маски Козерога облупился нос, когда мастерица уронила ее. Чтобы в будущем изделие снова не осталось без носа, пришлось дополнительно укрепить его декором. Получилось эффектно и красиво.
Мне кажется, Козерог полностью соответствует моему представлению о барокко. Это моя последняя работа. Старалась не переборщить с деталями, ведь обилие даже самых красивых элементов может испортить готовую работу.
Маргарита Сгибнева
На создание Прекрасной Дамы Фантазии ушло страусиных перьев на 18 тысяч рублей. А вот маска Селена поражает богатством убора и необычностью.
Со временем маски надоедают своему творцу, и Маргарита раздаривает их. А стены украшает новыми.
При хранении в квартире маски покрываются пылью. Чтобы они снова заблестели, Маргарита использует пипидастр. Пушистая метелка отлично смахивает пыль, и маски выглядят как новенькие.
— Хочется окружить себя красивыми вещами. Поэтому стены квартиры декорированы масками, — говорит Маргарита. — И приятно, когда люди восхищаются моими творениями.
Каждый раз перед наступлением Нового года Маргарита, живущая в центре города, выходит в одной из своих масок, чтобы поздравить горожан с праздником. Армавирцы принимают поздравления и фотографируются вместе с ней. Такая вот традиция у мастера, изготавливающего венецианские маски.
Фото Александра Ковязина / АС