На турбазу в Армавир. 20 лет в город ездили отдыхающие со всего Советского Союза

На турбазу в Армавир. 20 лет в город ездили отдыхающие со всего Советского Союза

То, что сейчас заговорили о развитии в Армавире туризма, не с неба взято. Опыт работы в индустрии организованного отдыха у города богатый и успешный.

В 1973 году в Армавире, где сейчас разрастается перспективный Северный микрорайон, открыли туристическую базу. Уже в первый год существования сюда приехали путешественники из разных регионов и республик Советского Союза. Их привлекал южный город и разнообразие маршрутов, организованных местными инструкторами.

Сезон путешествий

Армавирская туристическая база занимала 9,5 гектара. На этой территории построили летние домики на 240 мест, столовую на 450 мест, кинотеатр на 300 мест. В 1981 году открыли пятиэтажную гостиницу. Работали пункт проката спортивного инвентаря, библиотека, буфет. Был туркабинет, где инструкторы знакомили отдыхающих с предстоящим маршрутом их путешествия.

База принимала туристов до 1994 года. Потом ее закрыли.

Василий Алексанов, директор гостиницы «Армавир», был последним руководителем турбазы. Возглавлял ее с 1987 года.

— Летний сезон на турбазе начинался 3 мая и длился до 15 сентября, — вспоминает он. — После открытия гостиницы туристов заселяли круглогодично.

Историк Станислав Пасенко в учебном пособии «Краткий экскурс в историю Армавира» пишет, что в год открытия турбазы (1973 г.) ее посетили 720 туристов. Через семь лет эта цифра достигла 11 тысяч.

— Иногда заезжало так много гостей, что мы ставили для них раскладушки в кабинетах, — вспоминает Василий Алексанов.

По Кавказу на велосипеде

Армавирская турбаза являлась промежуточным пунктом многих маршрутов. Здесь останавливались туристы из Средней Азии, Прибалтики, Украины, Беларуси.

Им предлагали веломаршрут по предгорью Кавказа. Его протяженность составляла 400 километров. Был маршрут и полегче — комбинированный, длиной в 200 км.

— Путешественники проезжали через Армавир, станицы Отрадную и Удобную, хутор Ильич, станицы Исправную и Преградную, поселки Курджиново, Псебай, Лабинск. 50 километров веломаршрута пролегали по Карачаево-Черкесии, — рассказывает Станислав Пасенко.

Веломаршрут пользовался популярностью у молодежи. Василий Алексанов вспоминает, что иногда до хутора Ильич Отрадненского района туристов везли на автобусе.

— Потом они пересаживались на велосипеды. Их сопровождали две машины. На грузовике ГАЗ-66 ехал механик — вез запасные велосипеды, а палатки, матрасы, еду перевозили в автобусе ЛАЗ, — рассказывает бывший руководитель турбазы.

Город машин

Для приехавших отдыхающих устраивали пешие экскурсии по Армавиру. Водили туристов в краеведческий музей и авиационное училище.

— Их удивляло количество машин на улицах, — отметил Василий Алексанов. — Говорили, город маленький, а транспорта много.

В туристическую программу для отпускников со всего СССР включили поездки на Пушкинские высоты, на знаменитый конезавод «Восход» Новокубанского района.

Инструкторы водили гостей города в однодневные походы в Прикубанский лес. Там отдыхающие собирали растения, жарили шашлыки, рыбачили. Могли отправиться в пятидневный поход к хутору Ильич. Здесь, у слияния рек Уруп и Кува, туристы разбивали лагерь.

— Сотрудничали с гостиницей в Краснодаре. Несколько дней туристы отдыхали в Армавире, затем ехали в кубанскую столицу, а оттуда — на море. По такому же принципу работали с сочинской турбазой «Сокол», — говорит Василий Алексанов.

Армавирская турбаза настолько нравилась туристам и была востребована, что ее коллектив наградили переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

В СССР переходящие знамена были одной из форм поощрения победителей в социалистическом соревновании

Спасение для беженцев

26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции взорвался реактор. Армавир принимал эвакуированных. Отменив заезды отдыхающих, на турбазе селили чернобыльцев с детьми.

Ирина Пасенко тогда работала инспектором отдела кадров Армавирского туристического комплекса. Она вспоминала, что работу базы переформатировали, приспособив к жизни пострадавших в той трагедии, организовав им быт. Пригласили музыкантов из Краснодара — известного композитора, автора музыки песни «Оренбургский пуховый платок» Григория Пономаренко и исполнительницу народных песен Веронику Журавлеву. Концерт прошел в летней беседке туристической базы.

Для детей, эвакуированных из Чернобыля, закупили вещи, трехколесные велосипеды, вспоминает Василий Алексанов. Потом чернобыльцы еще не раз приезжали отдохнуть в гостеприимный Армавир.

— А в 1988 году наша турбаза приняла беженцев из Сумгаита. Они долго жили. Им настолько понравился Армавир, что многие не хотели уезжать, — добавляет бывший директор турбазы.

Песня об Армавире

В книге «Отношения… Отношения… Отношения» писатель-документалист Владимир Павлюченков опубликовал воспоминания Бориса Литуса. Он в 1970-80-е годы работал заместителем директора турбазы. Вот что писатель записал с его слов:

«Григорий Пономаренко с Вероникой Журавлевой-Пономаренко, приезжая в Армавир с концертами, останавливались у нас. Как говорил сам композитор: «…место какое сказочное — лес, водохранилище, река Кубань-красавица и стена ставропольского плато над городом».

В один из приездов сам себе говорит:

— Прекрасный город, прекрасные трудолюбивые люди. Давайте песню напишем.

И за одну ночь Григорий Федорович на своем портрете-афише написал слова и музыку двух песен: «Туристический вальс» и «Мой Армавир».

Оригинал афиши хранится в фондах Армавирского краеведческого музея. В 2008 году ее передала Вероника Журавлева-Пономаренко — жена композитора и народного артиста СССР. На афише рукой Григория Пономаренко написаны ноты и текст музыкальных произведений.

Сертификат из Вены

Сотрудники Армавирской туристической базы постоянно перенимали опыт у коллег из других регионов, занимаясь саморазвитием.

— Работал у нас Ваня Хатунцев. Он всегда повторял: «Инструктор должен знать все. Вот подойдет турист и спросит, что это за растение. А инструктор должен ответить». Поэтому Иван самостоятельно изучал ботанику. Это могло пригодиться как минимум в сборе трав для чая, — говорит Василий Алексанов.

Он и сам несколько раз ездил на обучение. Дважды отправляли его в Подмосковье. Последний раз — в 1990 году — армавирец перенимал опыт у австрийских коллег в Вене. Поехал вместе с директорами других советских турбаз. Через неделю получил сертификат на немецком языке.

Наследие СССР

Туристическая база в Армавире перестала работать в 1994 году. Ее последний руководитель объясняет закрытие комплекса тем, что на Северном Кавказе стало неспокойно.

— И несколько туристических баз в Краснодарском крае закрыли, — вспоминает Алексанов.

Идею превратить Армавир в место пересечения туристических маршрутов на Северный Кавказ полвека назад эффективно реализовали. В промышленный город ехали отдыхать со всей огромной страны. Возвращение ему туристической привлекательности на новом качественном уровне и сегодня может превратить Армавир в точку притяжения российских путешественников.

Фото Армавирского краеведческого музея

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях