Сила и правда «Чекиста». Что делает русского солдата непобедимым?

Сила и правда «Чекиста». Что делает русского солдата непобедимым?

На морской границе

Когда возникает угроза государственной безопасности страны, пограничники первыми дают отпор врагу. Наверное, поэтому армавирец с позывным «Чекист», служивший на границе в начале 2000-х, поехал защищать Донбасс.

В армию его призвали в 2004 году.

— А до этого в день моего 18-летия старший товарищ пожелал мне попасть на флот или в погранвойска. И как воду глядел — направили меня на морскую границу с Норвегией, — рассказал армавирец.

Назначили его специалистом зрительной связи, а со временем — командиром отделения. Он получал и передавал информацию азбукой Морзе в виде световых сигналов, следил за водной поверхностью вокруг корабля. Участвовал в задержании кораблей-нарушителей, охранял биоресурсы Родины от контрабандистов, контролируя погрузку морепродуктов, отправляемых за рубеж.

Через два года срочной службы «Чекист» подписал контракт, однако по семейным обстоятельствам досрочно его расторг. А когда появилась возможность вернуться, штат уже полностью укомплектовали, затем часть перебазировали.

— Приглашали служить на флот. Но тянуло на границу. Не хватало в мирной жизни ощущения братства. На границе бывают ситуации, когда надо быть уверенным друг в друге, — поясняет «Чекист».

Как надо

На гражданке он пошел в строительство. Даже организовал собственный бизнес, но закрыл, когда решил отправиться на Донбасс. Начало СВО воспринял спокойно. «Чекист» рассудил, если президент принял решение начать спецоперацию, значит, так надо. Он общался с беженцами, которые говорили, что оставшиеся по ту сторону баррикад «потеряли человеческий облик».

— От знакомых слышал, что некоторые участники спецоперации возвращались инвалидами, — говорит «Чекист». — Их покалечили так, что от отчаяния молодые парни покончили с собой. Это оказалось последним доводом, и я решил ехать в зону СВО.

Наводчик танка

Первый контракт на три месяца он подписал в июне 2022 года. В действующей части его направили в танковую дивизию. Вместе с другими добровольцами «Чекист» прошел подготовку на Т-62 на полигоне в зоне спецоперации.

Экипаж танка состоял из четырех человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. Из четырех специальностей «Чекист» освоил три.

— Не рискнул учиться на механика-водителя. В управлении танком есть своя специфика, и я засомневался, что справлюсь, — объяснил мужчина. — А служил наводчиком-оператором на Т-72.

Впервые в зону спецоперации «Чекист» заходил на Луганском направлении, затем дивизию перебросили на Донецкое, где приходилось работать на прикрытие.

— Мы выдвигались на смежные участки и прикрывали работу наших групп, которые во время боевых заданий подбирались близко к врагу, — рассказывает «Чекист».

Штурм укрепрайона

Когда закончился контракт, он вернулся в Армавир. В городе пробыл около полугода. Все это время был на связи с боевыми товарищами. И понял, что должен вернуться к ним.

— В дивизии служило много пограничников, — говорит «Чекист». — Только в моей группе нас было четверо. И мы задавали в коллективе братское отношение друг к другу, как было заведено в погранвойсках. Это нас сплотило.

В апреле прошлого года «Чекист» подписал второй контракт. В этот раз руководство военной части распределило его в пехоту, армавирец участвовал в штурмах. В одном из них его ранило.

Тогда на Донецком направлении их группа штурмовала вражеский укрепрайон. Он являлся важной стратегической точкой для дальнейшего продвижения российских войск.

— Мы с товарищем решили подойти с двух сторон, стараясь вынудить противника сдаться. Но из укрепления по нам огрызались ответным огнем, не давали близко подойти, — вспоминает «Чекист».

Неожиданно старший группы скомандовал отступать. На свои позиции возвращались, следуя друг за другом на расстоянии 15-20 метров. Соблюдали дистанцию, чтобы, если начнется обстрел, второй боец имел больше шансов выжить и эвакуировать пострадавшего.

Место ведение боя осталось позади, когда «Чекист» услышал вскрик сослуживца и увидел, как тот упал.

— Однажды опытные бойцы рассказали, что если сработал снайпер, а пострадавший резко замолчал, то шансов, что выживет, нет. И нельзя идти к нему, иначе рискуешь тоже попасть под прицел, — делится армавирец.

Но он подобрался к товарищу. Надеялся, что тот жив, а еще нужно было забрать оружие, боеприпасы и радиостанцию — чтобы враг не получил доступ к радиочастотам.

— Если я правильно определил сектор, то снайпер бил с возвышенности по диагонали, — говорит «Чекист». — Однако его позиция, видимо, была недостаточно хорошей, потому что от пули я смог спрятаться.

Но укрыться от разорвавшегося неподалеку снаряд не успел. Бойца посекло осколками, четыре из которых застряли в руке и ноге. Два, находившихся под кожей, через пару месяцев сами выскочили. А еще два осколка так и остались в ноге.

— Врачи в госпиталях Ростова-на-Дону и Москвы не стали их удалять, опасались, что станет хуже. Пятый месяц восстанавливаюсь, но передвигаться без опоры пока тяжело, — рассказывает участник СВО.

Страх

На войне страшно всем. Три года назад вышел фильм «Солнцепек», он — о событиях в Луганске в мае 2014 года. Главный герой — водитель скорой помощи — говорит: «Война – это страшно. Страшно не то, что тебя ранят или убьют. Ранят? Больно, но не страшно. Убьют? Не поймешь. Страшно, когда при тебе других убивают, а ты ничем помочь не можешь». Страх за тех, кто рядом, гораздо сильнее, подтверждает «Чекист».

Ответственность за боевых товарищей — качество, укоренившееся в нем еще в погранвойсках. Сначала он продумывает, как обеспечить безопасность тем, кто рядом.

— Однажды выдвинулись мы на боевое задания. Иду и внимательно смотрю под ноги, чтобы не задеть растяжку. Если она взорвется, то шум привлечет внимание противника. Товарищи бросятся мне на помощь и попадут под обстрел. Моя ошибка может стоить им здоровья или даже жизни, — рассуждает «Чекист».

Поединок с «птичкой»

Война проверяет каждого, кто попадает в ее жернова. На прочность и человечность.

Когда раненого «Чекиста» эвакуировали, смеркалось. Шел снежок. А в небо поднялась «птичка» — украинская. Издаваемый дроном шум армавирец слышал, пока они с товарищами петляли, выбираясь с поля боя. Но ребята промахнулись, свернув не там, и наткнулись на посеченные снарядами заросли кустарников. «Птичка» продолжала кружить неподалеку. «Чекист» никак не мог отыскать ее взглядом.

— Решил тогда отправить парней в ближайшее укрытие. Попросил дождаться, пока проберусь через кушери. Но они не уходили. Пришлось объяснить, что цепочка из трех человек — приметная цель. Лучше двухсотым буду я один, уже раненый, чем все сразу, — вспоминает «Чекист». — Умирать не хотелось, но такое решение в той ситуации было лучшим.

Бойцы укрылись неподалеку, иногда громко спрашивали «Чекиста» о самочувствии. В тот день «птичка» улетела, так и не обнаружив российских бойцов. А «Чекиста» успешно эвакуировали.

Секрет непобедимости

Однажды Владимир Путин сказал: «Вот этот широкий лозунг «Своих не бросаем» означает готовность бороться за своих людей. Он ведет к сплоченности общества». Слоган стал мотивацией к действию: мирные жители не бросают бойцов, в тылу собирают гуманитарную помощь, а военные не бросают страну «за ленточкой».

— А на фронте до последнего борются за каждого бойца. Сражаемся за живых и за погибших, чьи тела нужно забрать с поля боя. И того парня, убитого перед моим ранением, мы все-таки забрали, когда отбили у врага укрепрайон, — говорит «Чекист».

Сложно не пороть горячку, если живешь в условиях постоянного стресса, а твоя жизнь может враз оборваться. Но именно в такие моменты судьба ставит перед выбором: выполнить поставленную задачу или проявить человечность.

— Я поступаю так, чтобы моя совесть была чиста. Это правильно, — отмечает армавирец.

Он был свидетелем эвакуации бойца, которого после ранения в голову несколько суток не могли вынести из-под огня. Парни, занимавшиеся этим, и сами получили травмы. Один вывихнул ногу, второй ушиб колено так, что не мог нормально стоять. Но ползком они продолжали эвакуировать товарища.

— Мы готовились к передислокации. Но никто не мог высунуться из укрытия, чтобы помочь ребятам. Заметив группу эвакуации, я бросился на помощь, — рассказывает «Чекист». — Надо было, чтобы тот парнишка выжил.

Армавирец схватил носилки, подгоняя эвакуационную группу в укрытие. «Втроем?!» — спросили они. «Да, втроем!» — ответил «Чекист». Но даже с ним травмированным бойцам было тяжело нести раненого. Заметив это, на помощь прибежал еще один. Вместе они вынесли товарища в безопасное место. Он выжил.

Можно долго перечислять слова: долг, мужество, героизм. И никогда не знаешь, какие планы на тебя у судьбы.

— В такие моменты не думаешь. Тебя будто толкает внутренняя сила — спасай человека. Может, это заложили родители, учителя. В погранвойсках отшлифовали. А на передке помогло вытащить трехсотого, — рассуждает «Чекист».

В тот раз он помог эвакуировать раненого. Видимо, героизм русского солдата заразителен.

— Это цепная реакция. Я видел, как ребята спасали парня, и подключился к эвакуации. Глядя на меня, следом выскочил еще один боец и стал помогать, — говорит «Чекист».

Поддержка, взаимовыручка и чувство Родины за спиной — вот и весь секрет непобедимости русского солдата.

Фото Снежаны Годлевской / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях