Многодетное счастье Еленьки. В большой семье Одинцовых почти все дети стали педагогами

Многодетное счастье Еленьки. В большой семье Одинцовых почти все дети стали педагогами

14 детей родила Елена Одинцова. Шестерых она похоронила младенцами. Еще один погиб на фронте. Но жизненные трудности ее не сломили, а лишь сделали сильнее. Эта сила передалась не только дочерям и сыновьям, но внукам и правнукам.

«Поздний» брак

6 июня 1879 года в семье состоятельных крестьян Ивана и Марии Орловых на свет появилась дочка Елена, которую домашние ласково называли Елей или Еленькой. Кроме нее у Орловых росли два сына, но один из братьев умер после тяжелой болезни.

— Семья считалась зажиточной, потому что жили в большой избе-пятистенке с деревянными крашеными полами. Для того времени это очень редкое явление, — рассказывает внучка Одинцовых Татьяна Гречишкина.

Ее бабушка Елена замуж вышла по тем временам поздно — в 20 лет. Муж, Михаил Викторович Одинцов, был на два года старше и происходил из семьи старообрядцев, где воспитывали еще пятерых дочерей.

Из 14 детей Елены и Михаила до зрелого возраста дожили восемь: пять мальчишек и три девочки. Известно, что Елизавета родилась в 1900 году, Сергей появился на свет в 1903 году в деревне Неверово ныне Ивановской области.

— А 8 февраля 1905 года в селе Лежнево родилась Мария — моя бабушка, — делится главный библиограф Центральной детской библиотеки имени Зои Космодемьянской Елена Авраменко. — Я сохранила свидетельство о ее рождении, которое повторно выписали 23 декабря 1959 года.

Многодетное счастье Еленьки. В большой семье Одинцовых почти все дети стали педагогами

А в 1909 году в селе Юрла Молотовской (ныне Пермской) области у Одинцовых родился сын Герман, в 1917 году — Саша, а в 1919 году — Петя. Младшим ребенком стала дочь Галя, мама Татьяны Гречишкиной. Девочка родилась в 1922 году.

Совет казачки

Одинцовы несколько раз переезжали. Благодаря рассказам старших родственников Татьяна помнит, что какое-то время они жили в Пермской губернии. Поселились там в небольшом городе Чердынь на берегу реки Колва.

— Дедушка Миша начал работать экспедитором на «Уралпушнине». Доход у семьи был высоким. И они жили в двух-этажном доме, — рассказывает Татьяна Гречишкина.

К тому моменту старшая дочь Елизавета удачно вышла замуж за купца Головина. В фотоальбоме у сотрудницы армавирской библиотеки хранится снимок. На нем Лиза сфотографирована с отцом Михаилом и сыном Олегом.

У Одинцовых было семейное предание о том, как суровая Елена Ивановна однажды осенью, когда на Урале уже срывался снег, увидела из окна на втором этаже группу людей. Они шли с узелками и в тапочках. Стало понятно, что это раскулаченные. Женщина велела открыть ворота и пригласить людей во двор, растопить баню, приготовить на всех еду. А вечером разговорилась со старой казачкой. И та посоветовала Елене Ивановне уехать на Кубань, где раскулачивание уже завершили, а до Урала волна только докатывалась.

Похоронка

Спасаясь от раскулачивания, Одинцовы поселились в Армавире. Здесь Елена Ивановна занялась домашним хозяйством и воспитанием детей, а Михаил Викторович стал работать экспедитором на биофабрике. Но и на Кубани спокойной жизни не вышло. Семья едва выжила в голодные годы.

Вскоре по ложному обвинению как врага народа судили сына Василия. А через 11 лет ранним утром 22 июня в советские семьи пришла новая беда — Великая Отечественная война.

Многодетное счастье Еленьки. В большой семье Одинцовых почти все дети стали педагогами

Одинцовы проводили на фронт четырех из пяти сыновей. Только Василий тогда был на Севере. А затем в родительский дом принесли похоронку.

— В 1942 году под Сталинградом погиб Сергей — правая рука дедушки Миши. Прабабушка, получив извещение о его гибели, рыдала несколько дней. И никто не мог ее утешить, — говорит Елена Авраменко.

Многодетное счастье Еленьки. В большой семье Одинцовых почти все дети стали педагогами

Весельчак Саша

Когда немцы пришли на Кубань, Одинцовы остались в Армавире. В их доме оккупанты организовали штаб. Все военные годы Михаил Викторович с внуками Юрием и Виктором на карте отмечали продвижение Красной Армии. И где-то там храбро сражались трое братьев Одинцовых.

Домой они вернулись с наградами. Германа отметили медалью «За оборону Кавказа», Александра — орденом Красной Звезды. А Петру вручили медаль «За отвагу» и орден Отечественной войны II степени.

— О войне они говорили мало. Об этом периоде их жизни в семье сохранились только крохи информации, — говорит Елена Авраменко. — Дедушка Саша был весельчаком. И когда спрашивали, где он служил, всегда отшучивался: «Поваром у Жукова был». А на самом деле он — разведчик.

В декабре 1944 года в Польше Александр Одинцов вызвал на себя огонь трех немецких дзотов, которые мешали продвижению советских войск. Красноармейцы подавили огневые точки, а Саша чудом выжил.

Уважая педагогов

Елена Одинцова получила четыре класса образования, говорит ее внучка Татьяна, но была начитанной женщиной с грамотной речью. С любым человеком могла поддержать беседу. А дома стояло много книг — Елена Ивановна прочитала всю русскую классическую и советскую литературу.

— Бабушка считала профессию учителя важной и почитаемой. Говорила, что в селе только перед двумя ломали шапку — перед попом и учителем. Поэтому почти все ее дети стали педагогами, — делится Татьяна Гречишкина.

Петр преподавал в хуторе Роте-Фане Новокубанского района. Позже его ученики высадили в память об учителе березовую аллею. А Мария работала в школе конезавода № 33 «Восход». Герман уехал в Грузию, где преподавал в Тбилиси. Галина и Елизавета тоже стали учителями.
А когда дети учились, во время летней и зимней сессии они привозили к Елене и Михаилу внуков.

— Мой папа очень любил свою бабушку. И даже меня назвал в ее честь, — добавляет Елена Авраменко.

Строгая бабушка Лена

Елена Ивановна была черноглазой, невысокого роста, с изумительной фигурой. До самой старости сохраняла тонкую талию. Но хрупкая с виду женщина обладала властным и строгим характером.

Многодетное счастье Еленьки. В большой семье Одинцовых почти все дети стали педагогами

— Мне кажется, без этого внутреннего стержня она не сладила бы с таким количеством детей и не управилась бы с хозяйством, — предполагает Татьяна Гречишкина. — А еще бабушка никогда ничего не просила у посторонних. Была запасливой. И своих детей приучила ни от кого не зависеть. Все они умели шить и вязать, готовить еду и ухаживать за домашней скотиной.

Аккуратная и чистоплотная, Елена Одинцова славилась своим гостеприимством. Внуки очень любили ее домашние пироги и шанежки, а гостей обязательно садили за стол. На нем всегда стояли горячий самовар, печенье и мед.

— Бабушка повторяла, что сперва гостей кормят, а уже потом спрашивают о делах, — вспоминает Татьяна.

А по праздникам за большим столом собиралась вся семья — до 20 человек. Бабушка Лена требовала, чтобы дети сидели вместе со взрослыми. Говорила, так они учатся достойному поведению за столом. И еще у Одинцовых не любили алкоголь. Праздновали весело и без него.

— Любили затянуть песню под гармонь. Когда при открытых окнах запевали «Из-за острова на стрежень», то люди собирались около дома, чтобы послушать, как красиво поют Одинцовы. А затем танцевали под музыку, которая звучала из патефона, — делится Татьяна Гречишкина. — В обычные же вечера играли в лото.

57 лет вместе

Михаил Викторович и Елена Ивановна прожили в браке 57 лет и были двумя половинками одного целого — настолько они дополняли друг друга. Серьезный дедушка Миша дома сразу смягчался и баловал внуков, в которых души не чаял. Татьяна вспоминает, как выстрелом из ружья в воздух он припугнул обидчиков Юры — отца Елены Авраменко.

— Бабушка была хранительницей домашнего очага, а дедушка обеспечивал большую семью, — говорит Татьяна Гречишкина.

Многодетное счастье Еленьки. В большой семье Одинцовых почти все дети стали педагогами

Для близких Елена Одинцова — пример, какой должна быть женщина в семье. К ее мнению прислушивались все без исключения. А начатую с подачи бабушки Лены педагогическую династию продолжают внуки и правнуки.

Фото из архивов Елены Авраменко и Татьяны Гречишкиной

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях