Сейчас в доме № 23 по улице Пугачева проживают несколько семей. Однако здание — памятник архитектуры. Более века назад в нем находилась татарская мечеть. И ее строительство — пример общности и взаимопомощи представителей разных конфессий и национальностей.
Лепта каждого
Историк Сергей Ктиторов отмечает, что инициатором сбора средств на строительство в Армавире мечети был ингуш Индриз Бекович Тутаев — ротмистр Кавказского запасного кавалерийского дивизиона. А собирали деньги силами местной общины казанских татар.
Огромную материальную поддержку оказал богатый ногайский князь Атажук Адильгиреевич Капланов-Нечев, сын полковника русской службы Адильгирея Капланова-Нечева. Их имение находилось в семи верстах от села Армавир, на берегу реки Кубань, вблизи железной дороги, и являлось одним из крупнейших в Кубанской области.
В книге «Объекты культурного наследия народов Кубани в исторической среде города Армавира» Сергей Ктиторов упоминает, что местные армянские предприниматели и промышленники Н. Гирагосов, Е. Айвазов, В. Айвазов и Г. Мурадов для возведения мечети пожертвовали по 10 тысяч штук кирпича. К армавирцам обращались даже со страниц сельской газеты с призывом, независимо от религиозной принадлежности, помочь мусульманам в созидании духовного очага.
— Работы, смета которых составила около семи тысяч рублей, осуществила строительная контора русского промышленника Михаила Ивановича Мисожникова, — говорит Сергей Ктиторов.
По его предположению, автором проекта мечети мог быть пятигорский архитектор армянин Эммануил Багдасарович Ходжаев. Он тогда возглавлял техническое бюро строительной конторы Мисожникова. И за свою карьеру реализовал около 500 проектов, большую часть из которых — в Кавминводах.
Известно, что возведение татарской суннитской соборной мечети завершили к 1910 году. Сейчас здание, расположенное на улице Пугачева, 23, взято под охрану как памятник архитектуры.
— Строительство мечети стало наглядным примером солидарности, взаимопомощи и тесного сотрудничества представителей не только различных этнических, но и конфессиональных групп Армавира, — отмечает историк.
Патриот Гимади
В 1912 году обязанности муллы в мечети легли на Гимади Камаловича Байгильдеева.
Гимади — родной брат писателя Шарифа Камала, будущего классика советской татарской литературы. Они родились в семье муллы в деревне Татарская Пишля Инсарского уезда Пензенской губернии.
— Будучи большим патриотом России, Гимади являлся одним из самых образованных людей в Армавире, — отмечает Сергей Ктиторов.
В научной статье «Два брата — две судьбы» доктор исторических наук Нияз Субаев пишет, что в Петербурге Гимади преподавал в медресе и пользовался большим авторитетом, а еще в совершенстве владел арабским, персидским и турецким языками. И по рекомендации петербургского гарнизонного ахуна Гатауллы Баязитова изучал немецкий, который пригодился ему в годы Первой мировой войны.
Гимади Байгильдеев был секретным штатным сотрудником армавирского жандармского отделения и сообщал властям об антироссийском пантюркистском движении.
Для армавирских мусульман мечеть была местом, куда они приходили, чтобы отметить даже общегосударственные праздники. В пример Сергей Ктиторов приводит обращение Байгильдеева, сделанное накануне всероссийских торжеств, посвященных 300-летию династии Романовых:
«Вообще, у нас принято молиться Богу за здравие Государя Императора и Его Августейшее семейство. 21-го же февраля сего года исполняется трехсотлетие царствования в России дома Романовых, потому я, мулла армавирской соборной мечети, приглашаю всех мусульман, живущих и временно проживающих в Армавире, прийти 21-го февраля к 12 часам дня в мечеть вознести Богу молитву за упокой Государей Императоров дома Романовых, заботившихся о распространении и укреплении нашего Отечества — России, и о благоденствии благополучно царствующего Государя Императора… и всей Августейшей семьи и за спокойствие и процветание нашего Отечества — России. Каждый верноподданный мусульманин обязан откликнуться на это предложение. Не отозвавшийся, да будет отбежавшим от Джамагат (раскольник-мусульманин), не верноподданным и не правоверным мусульманином».
Учили татар
Для мусульман того времени совместное обучение в школах мальчиков и девочек — большая редкость. Однако в Армавире в 1911 году при мечети появилось русско-мусульманское училище. В нем получали образование дети местных татар, пишет историк Сергей Ктиторов.
Двумя годами позже, в 1913 году, в газете «Отклики Кавказа» № 201 появилась заметка об этой школе. Она описана как «маленькая низкая комната-полуподвал, находящаяся под мечетью на окраине Армавира». В училище тогда ходили «десятка полтора детишек обоего пола», а их одеяние было таким же бедным, как и обстановка в школе. Учениками являлись дети проживавших в Армавире казанских татар, которые работали извозчиками, дрогалями, мелкими торговцами и старьевщиками.
«Молодая школа существует всего два года, — писали в «Откликах Кавказа». — Созданная заботами местного муллы, она причислялась к циклу церковно-приходских. Вступая в третий, нынешний год существования, школа повысилась на ранг и перешла на положение министерской. Ей назначена субсидия от казны 700 рублей… В школу назначен преподаватель русского языка — он же и заведующий школой».
Сыплется башня
Когда в Армавире установили советскую власть, мечеть продолжала работать еще несколько лет. А 10 января 1923 года ее национализировали и стали сдавать мусульманской общине в аренду.
— В 1928 году по инспирированному властями «решению верующих» мечеть закрывают и преобразовывают в татарскую школу, находящуюся на балансе Отдела народного образования, —
делится историк Сергей Ктиторов. — В 1930-е годы здание передали в распоряжение военного ведомства. В послевоенный период его сначала использовали как склад, а потом — в качестве жилого дома на четыре квартиры.
Люди живут там до сих пор. О том, что когда-то в здании располагалась мечеть, во внутренней отделке дома ничего не напоминает. Высота потолков, по словам одной из жительниц, достигала четырех метров 25 сантиметров, поэтому при ремонте их опустили.
— Жилье в 1971 году нам выдала квартирно-эксплуатационная часть. Соседи тоже живут с советских времен. То, что здание еще дореволюционной постройки, конечно, ощущается. Ведь оно рушится. Сыпятся камни с башни и верхней части дома, и чудом еще никто не пострадал, — поделилась с «АС» женщина.
Но даже застроенная с разных сторон, перепланированная в жилой дом, со спиленной башней минарета, армавирская мечеть остается жемчужиной городской архитектуры. И символом взаимопонимания представителей разных народов и конфессий.