Туризм. Редкая коллекция живописных работ советской эпохи сохранилась в поселке Восход

Туризм. Редкая коллекция живописных работ советской эпохи сохранилась в поселке Восход

Даже те, кто здесь бывал, наверняка не знают, что связывает это место с Русским музеем, Петербургской синагогой и ленинградской школой живописи. Команда «АС» в путешествие в соцреализм отправилась вместе с армавирским художником Ольгой Марахиной.

Капсула времени

У здания музея конезавода встречаемся с экскурсоводом Диной Дробиной. Она краевед и замечательный фотограф. Локации у нас две: музей конезавода, где выставлены более 60 картин, и сельский Дом культуры, сотрудники которого сохранили панно и расписанный шелковый занавес.

Музей расположен на втором этаже здания усадьбы землевладельца и одного из пионеров чистокровного коннозаводства на Кубани Прокофия Николенко. Напротив входа здесь стоит бронзовый памятник 1979 года легендарному Анилину. Гнедой жеребец  трижды выиграл Приз Европы.

Разведением чистокровных лошадей здесь занялись в конце XIX века. В 1920 году, когда уже сменилась власть, конюшни не разрушили, а построили на их базе конезавод. Планировали разводить лошадей для кавалерии, но стали выращивать элитных скакунов — чистокровных верховых, выведенных в Англии.

До наших дней на территории предприятия сохранились здания двух усадеб Николенко, водонапорная башня, чаши двух фонтанов. Но жемчужиной советской эпохи являются живописные работы. Только ради них сюда стоит приехать.

Кисти Саидова

В картинной галерее повсюду Анилин — в скульптуре и на холсте. В первом зале выставлены 19 полотен, кубки, самые ранние изготовлены из дерева. Наш гид Дина включает музыкальную шкатулку 1980-х годов, которую выиграли скакуны на одном из состязаний, и открывает балконные двери. Балкона два: один выходит во внешний, другой — во внутренний
дворик.

Второй зал больше. В нем — около 40 картин, аутентичные европейские сервизы, кубки, современные награды — все, что завоевывали чистокровки на скачках.

— В экспозиции представлены работы с конца 1970-х до 2022 года. Они выполнены акрилом, маслом и пастелью. Большая часть — 80 процентов — написаны художником Сейфуллой Саидовым из Тихорецка. Это его акварельный рисунок стал этикеткой самого знаменитого напитка кубанского коньячного завода «Большой приз». Во втором зале выставлены полотна московского живописца Алексея Глухарева, петербуржцев И. Скоробогатова, Е. Никифоровой и Н. Бабасюк, — рассказывает Дина Дробина.

Все портреты кисти Сейфуллы Саидова информативны и богаты деталями. Вот начкон и селекционер Валерий Шимширт. Благодаря его селекционной работе на свет появился Анилин. На картине — солидный зрелый мужчина. Он работает над альбомом с материалами о легендарном жеребце. На столе лежит книга с надписью «Коневодство», на стене — картина с Анилином кисти самого Саидова. Ее, кстати, можно увидеть в галерее.

— Анилина писал с натуры. Жокей выводил его и держал. Периодически лошадь прогуливали. Кони, привыкшие к жокеям, спокойно позируют, — рассказывает 86-летний Сейфулла Айдемирович.

Для конезавода «Восход» художник пишет картины с 1966 года. В выставочном зале представлены его полотна в масляной технике живописи и портреты в пастели.

Есть портрет тренера Ивана Фомина. Именно он увидел в мальчике Николае Насибове искру любви к лошадям. В будущем Насибов станет знаменитым жокеем и тренером. В дуэте с Анилином он заработал главные награды — три кубка Европы. Поэтому Николай Насибов на одном из трех полотен с Анилином изображен верхом на коне. Однако, по мнению Дины Дробиной, картину Саидов писал по фото.

Изучая музейную экспозицию живописи, узнаешь, чем жил конезавод, как развивался, увидишь селекционеров, руководителей, жокеев и, конечно, знаменитых восходовских скакунов.

С белой проточиной

От музея выезжаем на улицу Гагарина и движемся к Дому культуры. Через несколько минут выходим у двухэтажного здания с хорошо сохранившейся аутентичной дверью из дерева, покрытой светлым лаком.

Директор Евгения Петрищева показывает помещение, где в 1966 году художники-монументалисты Иванов-Сакачев и Демидов создали панно, рассказывающее о буднях конного завода «Восход» в период его всесоюзной славы. Время на нем будто замерло.

Слева нарисовано, как подковывают лошадей, далее изображены ветврачи и зоотехники, быт восходовцев, летний отдых детей.

Тут же  жеребята рядом с подростками, молодые жокеи, фрагмент скачек и тренер Иван Фомин. Третий человек справа от него, нарисованный в профиль, — конюх Виктор Кривошеев. На панно есть Анилин.

— Он с белой проточиной, — говорит Дина Дробина. — Это отличительная особенность жеребца и его потомства.

В самом углу художники изобразили сцену из культурной жизни поселка. Девушка с подсолнухом выбирает семечки, рядом — гармонист, красивые, нарядно одетые женщины в платьях, бусах и светлых ситцевых платках. Они собрались на танцы.

Легенда о Насибове

На панно на другой стене рассказана история семьи Насибова. Как писал журналист газеты «Свет маяков» Сергей Шептун (№ 15 от 14 апреля 2022 года), «рядом с Насибовым изображена его жена Надежда Петровна с маленьким ребенком. Здесь же пожилая женщина протягивает жокею седло. А Николай смотрит ей в лицо. Скорее всего, это запечатлена его мать, умершая в Грузии…» Однако Дина Дробина считает, что это панно — воспоминания.

— Вижу детство жокея. Это Грузия — первая родина Насибова. Мать укачивает его еще младенцем на руках, ее окружают горцы в национальных костюмах. Одна из женщин держит кумган — узкогорлый кувшин для воды. А седло, которое протягивает старуха, символизирует знак судьбы.

Панно сохранилось далеко не в идеальном состоянии. На нем есть трещины и порезы. На изображении одного жеребенка появились дыры…

Художник Ольга Марахина оценивает работу монументалистов Демидова и Иванова-Сакачева как оригинальную.

— Ее авторы использовали четыре цвета: белый, красный, коричневый и охру. Хороши и рисунок, и композиция, и динамика сюжета. Художники-монументалисты создали яркий образец соцреализма, — говорит Ольга Марахина.

Об Иванове-Сакачеве известно, что он герой Великой Отечественной войны, живописец, график, монументалист. Представитель ленинградской школы живописи, работавший в стиле реализма.

Определить, какой из художников с фамилией Демидов участвовал в создании панно, не удалось. Возможно, им был Владимир Демидов, учившийся в 1957-1963 годах в институте им. И. Репина у
Бориса Угарова.

Шесть всадников

Первое, что видишь, заходя в концертный зал Дома культуры, расписанный занавес. Он появился здесь после капитального ремонта в 1980-е годы.

Сейчас зал медленно разрушается. Но в нем проводят культурные мероприятия. Недавно сломался механизм, двигавший занавес. С этой неоптимистичной обстановкой он контрастирует люминесцентными красками. На ткани, похожей на шелк, изображен восход солнца, как символ племенного хозяйства. На фоне сине-зеленой полосы горизонта художник расположил всадников, прототипами которых стали ведущие жокеи «Восхода». Шесть мужских фигур с четким контуром расписаны вертикальным градиентом. Оттенки переходят от пурпурного к лепесткам сакуры, от ярко-розового — к светло-коралловому.

Лошади стоят, точнее парят, над холмами болотно-зеленого цвета. По контуру фигур прошита лента и нанесен, возможно, позднее, растительный орнамент.

За десятилетия использования занавес не выцвел. Ольга Марахина говорит, что его создавали по технологии «горячего батика».

— На подрамнике закрепляли ткань и резервом наносили рисунок. Цвет не перетекает, так как контур сделан химическим веществом. При такой технике в жидкую субстанцию вносят несколько граммов анилинового красителя. И сушат под воздействием высокой температуры. Такими красителями пишут задники в театре, — говорит армавирский художник.

Кулисы и падуги на сцене также обрамляет батик. Но выполнен он в более сдержанной цветовой гамме. Это наводит на мысль о существовании другого занавеса, который заменили на тот, что висит сейчас.

«На первоначальном занавесе сцены был изображен конзаводской пруд с плакучими ивами», — писал в газете «Свет маяков» (№22 от 2 июня 2022 г.) Сергей Шептун. Журналисту об этом рассказал сын бывшего директора Дома культуры Николая Бирюкова. Но так ли было на самом деле, сотрудники ДК не знают.

Художник Григорий Израилевич, создавший занавес, является представителем символизма. Он автор монументальных живописных работ и скульптурных портретов известных личностей. Его произведения хранятся в Русском музее, Музее театрального искусства Санкт-Петербурга, музее Анны Ахматовой, Саратовском художественном музее им. А. Радищева. И даже в Петербургской синагоге.

Очарование эпохи

Информации о некоторых авторах, работавших в «Восходе», сохранилось немного. Но их живописные работы — примета того времени, когда художники и скульпторы из больших городов приезжали в глубинку и творили по заказу местных хозяйств и предприятий. Они прославляли советский строй, людей труда, их веру в прекрасное будущее.

И эти работы хочется рассматривать, изучать детали. Наверное, чтобы уловить светлое очарование той эпохи, когда в почете было созидание на благо Родины, а не собственные интересы и комфорт.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях