В Армавире есть мозаика из смальты с Железным Феликсом

В Армавире есть мозаика из смальты с Железным Феликсом

Сами армавирцы о своем счастье в большинстве своем не догадываются. Спроси человека на улице: «Где у вас тут мозаичное панно?», в лучшем случае вспомнят то, что украшает стену у детской библиотеки имени Зои Космодемьянской на улице Свердлова. Это творение из смальты по эскизу Анатолия Гордеева прекрасно. Но команда «АС» в Армавире и неподалеку от города нашла еще 14 произведений из мозаики.

По заветам Ленина

К поиску мозаичных панно подтолкнул депутат городской Думы, бизнесмен и читатель «АС» Тамерлан Казаков. Он обратил внимание на мозаику у входа в здание Армавирских электрических сетей по улице Воровского, 56.

То, что здесь работают энергетики, видишь сразу: на стене крупно выложена цитата Ленина «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны», изображены высоковольтная линия электропередачи и специалист, держащий в одной руке молоток, а в другой — мирный атом. Так увидел будущее электрификации страны автор мозаики. Она выдержана в коричневом, желтом, белом, черном и голубом цветах.

Звезды зажигают

Вообще, человек труда, созидатель — главный герой нескольких обнаруженных в Армавире мозаичных панно. И на каждом он надежен и красив. Да, произведения монументалистов являлись инструментом государственной идеологии. Но какой! Творцы воспевали простого работягу, превращая его и в былинного героя, и икону советской веры в светлое коммунистическое будущее.

Таким предстает сварщик, изображенный на стене бывшей ремонтной мастерской на территории Дорожно-строительного управления № 4. Кстати, это панно обнаружили при интересных обстоятельствах.

В процессе поиска работ монументалистов поступила информация, что в ДСУ № 4 сохранилась советская мозаика. Связались с руководством и получили разрешение посмотреть ее. Но когда приехали на промзону, то увидели… барельеф. Однако через несколько дней нам позвонили и сообщили, что при разборе аварийного здания строители все-таки обнаружили мозаику.

Панно три на пять метров находится на улице, под открытым небом. Раньше его скрывали кусты орешника, но потом рабочие их убрали.

На большей части стены во весь рост изображен красивый мужественный человек в спецодежде желтого цвета, крагах и массивных ботинках. В руке у него — держак с электродом. На голове — сварочный шлем с поднятым забралом. За спиной сварщика работает завод, выпуская клубы густого дыма, мягкими волнами обрамляющие ночное небо. Люди в правой части композиции заняты сваркой, слева группа инженеров идет к главному герою. Панно, несмотря на монументальность, смотрится динамично.

Приглашенная «АС» в качестве эксперта художник Татьяна Хмель отмечает: в керамической мозаике есть полутона, что задает в рисунке плавность переходов. А занизив линию горизонта, автор добавил фигуре сварщика монументальность.

— Он выбрал низкую точку в рисунке, чтобы придать герою панно больше значения, — говорит Татьяна Хмель.

Важную для понимания замысла создателя деталь заметил фотокор Александр Ковязин. В правой части изображения работают сварщики, над которыми взлетают вверх то ли искры от электродов, то ли звезды. Точно такие же на фоне темного неба изображены справа от головы главного сварщика.

— Когда ночью строят высотки, люди видят яркое мерцание в вышине и думают, что загораются звезды, — рассуждает Саша. — А это сварщики зажигают звезды.

Но этого героя советского времени Армавир чуть не потерял. Бывшую ремонтную мастерскую, на стене которой обнаружили мозаичное панно, сносят. Здание находится в аварийном состоянии. И тогда подумала, нельзя, чтобы этого сварщика, за спиной которого — индустриальная мощь страны, вот так взяли и ковшом экскаватора и кувалдой разрушили. И позвонила руководству предприятия. Нужно было использовать шанс убедить его не делать этого. И сработало! На следующий день раздался звонок, человек с другого конца страны говорил, что
мозаику постараются сохранить.

Мир, труд, счастье

А вот в Армавирском индустриально-строительном техникуме человека труда из мозаики создал мастер производственного обучения Виктор Копыца, работавший в 70-е годы прошлого века. В АИСТ, где сохранились три панно, приехали вместе с депутатом Тамерланом Казаковым — он увлек нас и увлекся сам.

Первую мозаику — на фасаде здания — показывает заместитель директора техникума Людмила Константинова. Панно выполнено из керамики. Слева на нем изображены космонавт, инженер, строитель, сварщик, а также работающий завод. В правой части видим колосья, подсолнух, детей, высаживающих дерево. Над ними порхают белые голуби. Еще выше в композицию вписаны символы электрификации. В центре во всю высоту панно изображена женская фигура и лозунг «Мир, труд, счастье». Позади — здание и мост над водой. Цветовая гамма работы теплая.

Еще два панно сохранились на первом этаже в столовой. На одном на сине-голубом фоне четыре девушки и двое юношей занимаются рукоделием: расписывают доску, вырезают узор, работают на гончарном круге. На соседней стене сюжет другой: молодые люди пустились в пляс. Они одеты в русские национальные костюмы, а вокруг них — цветы.

По воспоминаниям супруги Виктора Копыцы Валентины Ивановны, мастер создавал панно в 1973-75 годах со студентами, которых учил штукатурке, облицовке, малярному делу.

— Во время практики он увлекал ребят творческой идеей. Они вместе подбирали рисунок и сначала на стене в мастерской проецировали его на стену, увеличивая световой лампой, — рассказала Валентина Копыца.

Мозаичные панно армавирского мастера украшали не только здание бывшего профтехучилища № 6, но и столовую колодочной фабрики, где была изображена сцена чаепития дедушки с бабушкой. Сохранилась ли сейчас эта работа, неизвестно.

— Эти панно обладают исторической ценностью, так как на них запечатлены люди ушедшей эпохи, целью которых было созидание. Уверен, что армавирские мозаики будут интересны туристам, — делает вывод Тамерлан Казаков.

Железный Феликс

Другой распространенный сюжет армавирских мозаичных панно — герои Октябрьской революции. Вестибюль школы № 4 украшает редкая работа. Она почти монохромная, выполнена в разных оттенках терракотовой смальты.

Принято считать, что в Армавире только одно панно из этого художественного материала — мозаика у здания детской библиотеки имени Космодемьянской. Но, как оказалось, это не так.

На панно изображены огнеборец, на бегу разворачивающий пожарный рукав, милиционеры. Более крупно прописаны образы вооруженных красногвардейцев. Чуть правее — марширующие со знаменем, барабанами и горном пионеры, пограничный столб СССР и военнослужащий на страже границы. Замыкает композицию бегущий будто вперед пограничник с овчаркой.

В центре композиции в полный рост запечатлен Феликс Дзержинский. Видимо, его образ выбрали потому, что школу открыли в 1977-м — в год столетия со дня рождения основателя ВЧК.

Историк Сергей Ктиторов считает, что сюжет мозаики обобщает результаты деятельности железного Феликса.

— Дзержинский инициировал борьбу с детской беспризорностью и с педагогами заложил основу воспитательной доктрины СССР 1920-1940-х годов. Стоял у истоков создания советской системы пожарной охраны, пограничных войск, красногвардейских отрядов и милиции, — комментирует Сергей Ктиторов.

Сюжеты с изображением Феликса Дзержинского нечасто встречаются в советской мозаике, и в этом смысле армавирское панно представляет безусловную историческую ценность, отметил Алексей Угольников, искусствовед, автор проекта «Осколки прошлого. Монументальная мозаика Краснодара».

— В Армавире, в отличие, например, от Краснодара, преобладают мозаики с политическими и агитационными сюжетами, — пояснил эксперт. — Из собранных «АС» работ наибольший интерес представляет смальтовое панно с изображением Дзержинского, которое носит агиографический характер.

Поза основателя ВЧК статична, он подчеркнуто невозмутим, только развевающаяся пола пальто придает его облику героический вид.

— Пространство мозаики решено в типичной для 1970-80-х годов манере  — это остродинамичные геометризированные формы, ведущие свою родословную от авангардных поисков начала XX века. Характерна для того времени и монтажная склейка композиции: разномасштабные фигуры из отдельных сюжетов взяты в различных ракурсах, где-то моделированы более объемно, где-то — плоскостно, — комментирует искусствовед.

Заместитель директора по научно-просветительской работе Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. Коваленко Алексей Филиппов считает, что мозаика с Дзержинским интересна по замыслу и художественна по исполнению.

— Не исключено, что работали московские художники Строгановской школы, — предполагает он.

К юбилею Октября

Истории Октябрьской революции посвящены панно на фасаде Дома культуры в поселке Прикубанском Новокубанского района. Ехать до него из Армавира всего 15 минут.

Открыли ДК в год 50-летия революции. Здание имеет симметричный фасад с большим треугольным фронтоном. Слева от входа из мозаики выложена революционная троица: вооруженные красногвардейцы и матрос с развевающимся алым знаменем. Эти предвестники новой жизни изображены на фоне солнца. Кажется, что старый мир вот-вот рухнет под натиском их силы.

С правой стороны фасада — панно с событиями 1967 года. Автор мозаики в виде аллегории подводит своеобразный итог 50-летия советской власти. На панно изображены две фигуры: мужская и женская. Их руки раскрыты и будто устремлены к научно-техническому прогрессу. Рядом изображен символ мирного атома, как отсылка к успехам в атомной энергетике, которая начала развиваться еще в довоенные годы. А также читается посыл к выполнению советской космической программы.

На первом плане композиции — молодая цветущая женщина. Она одета в спецовку. В правом верхнем углу мозаики расположено красное знамя.

83-летняя Надежда Пыханова, более 60 лет живущая в Прикубанском, вспоминает, что мозаичные панно делал местный художник Виктор Несмеянов. Работал он не один, а в составе бригады
специалистов.

— Мозаику с полгода делали, — говорит Надежда Сергеевна. — А материалы брали на кирпичном заводе в Старой Станице. Оттуда привозили уже готовую плитку нужного размера. В ДК есть еще одно панно — в вестибюле на первом этаже. Но его закрыли гипсокартоном во время ремонта 14 лет назад.

Спрашиваем у Надежды Сергеевны, в чем она видит смысл мозаичных панно на фасаде ДК?

— Важно двигаться вперед — вот о чем оно, — говорит женщина.

Архитектура в мозаике

А вот два панно в зале ожидания армавирского автовокзала — это путеводители по достопримечательностям кубанской столицы и Армавира. Слева от входа — краснодарское. Оно выполнено в пастельных оттенках без контраста. Преобладают оттенки серого, голубого, зеленого и коричневого цветов.

Если остановиться и вглядеться в детали тонкой работы, то увидишь краснодарский железнодорожный вокзал. Правее расположена Шуховская башня, правда, больше напоминающая исторический памятник в Москве, и нефтеперерабатывающий завод на улице Захарова.

Армавирская мозаика создана в той же манере, но достопримечательности изображены местные. Слева — здание Горисполкома и Горкома на ул. Кирова, 47, Дворец культуры, памятник Ленину на центральной площади, Госбанк на Ленина, 74, (ныне административный корпус АГПУ), церковь Успения Пресвятой Богородицы на Кирова, 7.

Кто автор этого настенного путеводителя, узнать не удалось. В номере «Советского Армавира» от 29 июля 1969 года писали о готовящемся открытии автовокзала. Там же упоминается, что «панно, выложенные из мозаики различных тонов, придают помещению из бетона и стекла привлекательный вид». А значит, к 1970 году мозаика там уже была.

Легендарный живописец-монументалист Валентин Папко, автор работ, ставших символами столицы Кубани, сообщил «АС», что эти панно до 1970 года выполняли специалисты Краснодарского художественного творческо-производственного комбината.

— Мне кажется, бригада Каюкова, — комментирует Валентин Федорович.

Заслуженный художник РФ считает, что все керамические мозаичные панно в Армавире, о которых пишет городская газета, созданы ими же.

— По стилю, предположительно, Булгаков, Шинкаренко, Нагорный, Шахбазян. А организаторскую работу у всех вел Каюков: подписывал акты и вел переговоры, — подытожил Валентин Папко.

И еще мозаика

Есть еще локации, где армавирцы могут увидеть образцы советской мозаики.

В Армавирском машиностроительном техникуме на улице Кирова, 43 находится мозаичное панно с сюжетом из революционного Петрограда. На нем соединены разные исторические события: выступление Ленина на броневике после прибытия на Финляндский вокзал в апреле 1917 года и начало Гражданской войны, считает Алексей Угольников.

— Характерный указующий жест Ленина трактую как призыв к защите советской власти. Идущие в едином порыве воины Красной Армии формируют подобие скульптурной группы вокруг «пьедестала-броневика» с Лениным, а на фоне представлены известные символы Петербурга/Ленинграда: Петропавловская крепость и крейсер Аврора. Язык панно графичный, плоскостный. Такое стремление к лаконизму было характерным для 1960-х годов, — комментирует искусствовед.

На Ленина можно посмотреть и на территории завода стальных конструкций «Кубань». На портрете на бетонном постаменте вождь революции выглядит живым и привлекательным. Так считает кандидат искусствоведения, доцент кафедры архитектуры КубГУ Светлана Дмитриева.

— В этом портрете Ленина сразу бросается в глаза удивительная живость образа, даже теплота, что необычно для его иконографии, — заключает эксперт.

Если же политические деятели не привлекают, то стоит заглянуть в магазин «Малыш» на углу Кирова и Комсомольской. В нем сохранились две мозаики из стекла с сюжетами русских сказок. Они появились в 70-х годах. Глядя на них, и сейчас невольно улыбаешься — настолько они яркие и добрые, как беззаботное и окутанное любовью детство.

Вместо послесловия

Наша команда не ставит точку в теме. Ждем, что читатели откликнутся и расскажут о мозаичных жемчужинах Армавира, о которых «АС» пока не писал.

Композиции из мозаики заслуживают того, чтобы их сохранили, считает искусствовед Светлана Дмитриева.

— Они выполнены на высоком профессиональном уровне, сравнимом с мозаичными панно в крупных городах СССР, — считает эксперт. — Авторы верно передают пропорции фигур, в чем ощущается знание анатомии человеческого тела. В работах хорошо построено пространство и грамотно соотнесены друг с другом масштабы всех элементов изобразительной поверхности и фигуры главных персонажей. Убедительно выражен образно-эмоциональный строй композиций с традиционной для советского искусства героикой и пафосом борьбы за строительство счастливого общества.

Хочется надеяться, что мы привлекли внимание к сохранности подлинных советских мозаик и помогли взглянуть на них как на одну из достопримечательностей Армавира с прекрасными культурными традициями и уважением к истории города и Отечества. Ведь как заметил в интервью «Первому радио Кубани» глава края Вениамин Кондратьев, в каждом из наших муниципалитетов есть своя особенность и изюминка, то, что вызовет интерес приезжающих из других регионов.

— Есть степные районы, где развиваем не только гастрономический, аграрный и винный туризм, но и познавательный, — сказал губернатор Кубани.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях