Город мастеров. Как у вице-президента США оказалась глиняная свистулька из Армавира

Город мастеров. Как у вице-президента США оказалась глиняная свистулька из Армавира

Если взглянуть на Армавир глазами туриста, то город удивит самобытными изделиями мастеров народного творчества.

Их работы — талантливая коллаборация русских промыслов, традиций и современной интерпретации разных видов рукоделия. Недаром на выставках и ярмарках у армавирских создателей народных сувениров закупаются ценители из Москвы, Санкт-Петербурга и других мегаполисов.

Свистулька для Куклачева

Известный в Армавире художник-керамист Игорь Хомяков делает свистульки. Традиционные русские игрушки из глины пользуются популярностью у охотников за оригинальными сувенирами.

Мастер окончил художественное училище, хотя керамические свистульки начал делать в детстве. Его мама — скульптор Татьяна Хомякова — ставила перед сыном глиняные игрушки, а он пытался повторить их. Так нарабатывались навыки.

Продавать свистульки попробовал в Твери. На рынок вышел 7 марта 1996 года. И сразу получил неплохую выручку. Тогда и определился с творческим амплуа, став художником-керамистом. Теперь его свистульки можно встретить в разных точках земного шара.

Свои игрушки Игорь изготавливает по традиционной технологии. Свистульки он лепит из красной глины, обжигает их и расписывает. За основу берет русскую народную игрушку: костромскую, дымковскую, каргопольскую. Но в оформление свистулек добавляет авторские элементы. В росписи использует сердечки, бабочки, что не свойственно для народной игрушки, украшенной точечками, кружочками, полосочками, сеточкой.

Еще Игорь Хомяков делает свистульки в виде змеек. Как говорит керамист, они пользуются большим спросом, особенно нравятся детям. Свистульки-змеи больше по размеру, эффектные и яркие.

Игорь изготавливает и традиционные свистульки в виде кошечек, собачек, птичек, поросят, медведей, коров, коз и других животных.

— Их преимущественно покупают туристы и родители маленьких детей, — говорит художник. — Почему свистульки пользуются большим спросом? Люди тянутся к русской традиционной культуре. На выставках и ярмарках декоративно-прикладного искусства вокруг меня всегда собирается много людей.

Однажды Игорь Хомяков подарил свистульку известному артисту и дрессировщику кошек Юрию Куклачеву. Он давно мечтал попасть на его представление. И вот артист должен был приехать в город. Но билеты в ГДК не распродали, и мероприятие отменили. Через два года артист вновь запланировал гастроли в Армавире. Тогда Игорь сразу купил билет.

В этот раз выступление состоялось. На представление керамист прихватил свистульку. И когда Куклачев фотографировался в фойе со зрителями, подошел.

— Я сказал, что уважаю его творчество, а в благодарность хочу преподнести подарок. И протянул кошку-свистульку. Он благодарно принял презент, который ему очень понравился, — вспоминает Игорь Хомяков. — Теперь в коллекции Юрия Куклачева есть моя работа.

Еще одними владелицами свистулек Игоря Хомякова стали жена и дочь американского вице-президента Альберта Гора. В конце 90-х годов армавирец торговал своими игрушками на вернисаже в Измайлово, где сувениры продавали иностранцам. Мастера на рынок приезжали рано, чтобы успеть оплатить место и разложить товар.

Дело было летом. Рано утром неожиданно появилась большая группа иностранных туристов. Игорь не обратил на них внимания, если бы не столь ранний визит. Они передвигались от одного прилавка к другому и наконец подошли к армавирцу. Женщина и девушка внимательно рассматривали свистульки, а мастер рассказывал о своих игрушках. Мужчина рядом переводил речь Хомякова на английский язык.

Дамы взяли две свистульки и… ушли, не оплатив приобретение. Армавирец растерялся. Иностранцы никогда не забывали расплачиваться за покупки. А тут…

Женщина и девушка отошли на 10 шагов от прилавка Хомякова. Мастер ринулся за ними, протиснувшись сквозь толпу, положил руку на плечо девушки и по-русски спросил: «А деньги?» От неожиданности она повернулась, не понимая происходящего.

К Игорю тут же подошла сотрудница рынка, которая сказала, что все оплатит.

— Ее я знал давно, поэтому успокоился. Как только группа интуристов уехала, женщина подошла и спросила, сколько мне должна, — вспоминает Игорь Хомяков. — По цене как раз выходила стоимость места на рынке. И она выдала бесплатный талон на торговлю.

Только потом Игорь Хомяков узнал, что покупательницы оказались супругой и дочерью американского вице-президента Альберта Гора. А толпа мужчин и женщин вокруг них — телохранителями.

Сегодня Игорь Хомяков — один из активных участников армавирских выставок и ярмарок. Его игрушки-свистульки известны далеко за пределами Краснодарского края и России.

Теплые картины

Елена Горобцова десять лет валяет композиции из шерсти. Ее, как и керамиста Хомякова, можно встретить на городских и краевых ярмарках и выставках. Технике валяния женщина научилась у бывшей заведующей клубом поселка Южного Натальи Тетеревковой.

— Одиннадцать лет назад я пришла работать в клуб руководителем кукольного кружка. Первое время сама шила для постановок куклы. Училась по мастер-классам из интернета и брошюрам, — вспоминает Елена Горобцова. — Бывшая заведующая делала игрушки методом валяния шерсти. Они получались милыми, уютными.

Елена попросила научить. Наталья Анатольевна провела для нее один мастер-класс. С тех пор она валяет из шерсти небольшие композиции. Освоила две техники фелтинга — сухую и мокрую.

Сухое валяние подходит для создания объемных вещей: игрушек, фигурок, композиций. Пальцами кусочку шерсти придают нужную форму, а потом много раз протыкают специальной иглой. В результате шерстинки плотно сцепляются друг с другом, образуя однородный материал.

При помощи мокрого валяния Елена Горобцова создает аппликации. Говорит, что эта техника подходит для изготовления полотна для сумок, шарфов, пледов, предметов одежды.

— Сначала шерсть выкладывают в определенном порядке на рабочую поверхность и смачивают теплой мыльной водой. Волокна переплетаются между собой и образуют плотное полотно, — поясняет Елена Горобцова. — Для работы в этой технике требуются пространство и вода.

Мастерице больше нравится сухое валяние.

По словам Елены Горобцовой, освоить фелтинг не сложно. Главное — желание и богатая фантазия, которую ничто не ограничивает. Когда она работала над своей последней композицией «Казачка с яблоками», ей захотелось придать произведению воздушность. Для этого Елена смастерила опору.

В среднем на одну композицию размером 20х20 см уходит 100 граммов шерсти. Профиль мастерица, чтобы сэкономить, делает из поролона. Если добавляет дополнительные элементы, то количество используемой шерсти увеличивает.

Для валяния из шерсти использует специальные иглы, напальчники и щетки.

Свои композиции Елена называет теплыми картинами. И действительно, глядя на них, невольно ощущаешь тепло материала.

Горобцова часто выставляется в Атамани. Однажды к ней подошла беременная девушка, которой понравились четыре матрешки «Времена года». Проникшись ее искренним интересом, мастерица отдала их почти даром.

А вот композиция «Гусеница на пенечке» хранится в личной коллекции бывшего вице-губернатора Кубани. В 2010-х годах чиновница посетила выставку, где свои работы выставляла армавирка. И Елена Горобцова на память от коллектива ГДК подарила ей свою композицию.

— Людям нравятся вещи, выполненные в русском народном стиле, — рассуждает мастерица. — На выставках и ярмарках ко мне часто подходят и интересуются, как сделала ту или иную вещь. Обращаются за советом.

Баба Яга для автомобиля

Мария Григорьян текстильной игрушкой занимается с 2016 года. Тогда набирали популярность «чердачные» куклы, выполненные в технике грунтованного текстиля.

— Меня они зацепили тем, что приятно пахли кофе, корицей и ванилью. А еще при их создании можно экспериментировать с формой — делать разных кукол, забавных зверушек, — рассказывает Мария. — Первые свои поделки сопровождала веселыми надписями, которые привлекали людей.

Технику изготовления «чердачных» кукол станичница осваивала по интернету и книгам. Сейчас учит новые техники, которые иногда модернизирует. Вот грунт для игрушек делает не только кофейный, но и цветной, есть даже с запахом ванили.

Помимо «чердачных», Мария создает игрушки в смешанной технике. Отдельные элементы для них лепит сама. Иногда использует традиционные русские народные техники.

Есть у Марии любимые сказочные персонажи — домовята и Бабки Ежки. Их она ласково называет Ягусями. Ягуси у нее разные и все добрые. Мастерица делает даже маленьких — для автомобилей.

Как уверяет Мария, у каждой куклы — свой характер. Для костюмов она использует натуральные ткани и оригинальные аксессуары: ключики, баночки, лепные мухоморчики, пуговки и обязательно метелки из дубовой веточки.

— Любая техника рукоделия будет казаться сложной, если нет определенного навыка. Даже самые примитивные игрушки не сшить, когда не знаешь с чего начать, — уверена мастерица. — Сейчас мне уже проще освоить любую технику. Я училась у известных мастеров, но со временем выработала свой почерк в производстве игрушек. Их узнают, и это приятно.

С некоторыми игрушками связаны мистические истории. Когда Мария делает Бабу Ягу на заказ, то клиенты, увидев готовую работу, говорят, что игрушка похожа на них.

— Так же и с маленькими куколками — они становились похожими на малышей, для которых их изготавливала, — говорит рукодельница.

Игрушки мастерицы из Старой Станицы разбрелись по России и загранице. Домовята уехали в Германию и Голландию, Ягуси — в Казахстан. Мария шьет много и других интересных персонажей: добрых инспекторов ГАИ, героев компьютерных игр, гусей, слонов.

Как у бабушки

Елизавета Кушнаренко родом из донских казаков. Ее предок вместе с генералом Скобелевым осваивал Среднюю Азию, там и остался. В семье по женской линии из поколения в поколение передавали мастерство вышивки. В доме бабушка и мама все красивые вещи делали своими руками.

Гордостью семьи была кровать. Женщины шили наволочки, украшенные вышивкой ришелье, покрывала и салфетки мастерили по технологии горьковского гипюра.

Специально для выставок Елизавета Алексеевна восстановила узоры на подушках, покрывалах, подзоре и накидушках.

— Творчеством нужно вдохновлять людей, поэтому участвую в городских и краевых выставках. Сегодня мало кто владеет этой техникой. Хотя на выставках люди восхищаются красотой изделий, — рассказывает мастерица. — А раз умеешь делать красоту своими руками, то должен научить других. Поэтому приглашаю к себе учеников.

Хранительница секретов старинного рукоделия, Елизавета Алексеевна демонстрирует кружевные накидушки. Раньше ими украшали гору подушек. Вязали их крючком в технике филе.

— Время создания одной накидушки зависит от мастерства рукодельницы. Я делаю одну за неделю, — поясняет Елизавета Кушнаренко.

Изготавливает накидушку нетрадиционным способом. На первый взгляд кажется, что собрана она из четырех отдельных квадратов. На самом деле Елизавета Алексеевна вяжет ее одним полотном с середины.

А наволочки с ришелье напоминают Елизавете Алексеевне о бабушкиной кровати, где лежали большие подушки, снизу выглядывал подзор с ручной вышивкой. Сверху кровать застилали покрывалом.

Весной Елизавета Алексеевна участвовала в городской выставке. Мимо проходила молодая пара. Неожиданно мужчина остановился и склонился над ришелье. Он прошептал жене на ухо: «Они выглядят точно так, как у моей бабули!» А девушка ответила: «У моей бабушки тоже такие были».

Выяснилось, что парень из Санкт-Петербурга, а девушка местная — из Армавира.

— Оказывается, у нас одни воспоминания. Потому что все мы из России, — говорит Елизавета Алексеевна. — Вот поэтому важно показывать работы декоративно-прикладного искусства. У кого-то они вызывают ностальгию, а кого-то подтолкнут к творчеству.

Русская корона

Выставка 2019 года в Краснодаре, посвященная Яблочному Спасу, вдохновила Ольгу Харченко. Вернувшись в Армавир, она занялась изготовлением кокошников. Изучив в интернете технологию создания русского традиционного головного убора, поехала в Москву. Там посетила магазины русских народных костюмов, купила пару книг с детальным описанием элементов кокошников.

Форму старинного головного убора Ольга делает из картона, обшивает ее тканью. А потом начинается творчество. Свои кокошники она украшает вышивкой, бусинами, бисером.

— Строго следую народным традициям. Использую определенные сочетания цветов. Преимущественно красного и синего, — поясняет мастерица. — Кокошник должен быть ярким.

Но этот головной убор подходит далеко не всем. Ольга заметила, что когда его примеряют дамы эффектные, то на них он не смотрится. А вот женщины с неброской внешностью в кокошнике расцветают.

— Наверное, этот головной убор, как лакмусовая бумажка, проявляет внутреннюю красоту, тот свет, которым наполнено их сердце, — считает Ольга Харченко.

В Армавире кокошники пользуются спросом. На выставках и ярмарках к мастерице подходят и просят подобрать украшение. Недавно обратились две девушки. Они собирались на день рождения, которое праздновали в русском народном стиле. Приобрели кокошники и бусы.

— Если кокошник правильно подобрать, то женщина выглядит в нем настоящей царевной, — говорит Ольга Харченко.

Развитие декоративно-прикладного творчества — выгодная многоходовка для территории, где делают ставку на туризм. Поддерживая мастеров и ремесленников, власти Армавира создают условия для сохранения народных технологий. А в результате из города можно увезти не китайский ширпотреб, а оригинальные авторские сувениры.

Фото из архива мастеров, Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях