Презентация персональной выставки армавирского мастера светописи Александра Ковязина состоялась 6 сентября в летнем саду Дома Дангулова. Большая часть фотокартин проекта была создана с 2020 по 2024 годы.
— Концепция «Формы жизни» сформировалась в пандемию коронавируса. Эта история о рождении и перерождении создания, похожего на человека, — говорит Александр.
Оказавшись в изоляции во время распространения ковида, Александр размышлял над злободневными вещами и… экспериментировал с формой. На его снимках через многослойные образы проступают стремление героя лучше познать себя, страх сделаться марионеткой и упустить время, дилемма выбора жизненного пути.
Познавая себя
Открытие экспозиции совпало с юбилеем мастера, когда даже невольно люди творческие анализируют пройденный путь. Александр Ковязин в более 40 выставленных работах раскрывает тему болезненности трансформации.
Фотокартины воспринимаются как главы одной истории — они имеют композиционные и сюжетные сходства. Они разделены на те, где герои имеют лицо и те, где персонажи анонимны. Глядя на них, невольно задаёшься вопросом: а каков он, дивный новый мир? Светлый и дружественный к новому созданию или агрессивный и мрачный?
Более ранние работы Александра Ковязина, представленные в экспозиции, напоминают притчи. Например, автопортрет фотохудожника «Нарцисс. Иллюзия взаимности». На фото герой срезает цветок нарцисса, растущий из его головы, одна часть которой — это клетка с цветами. Ещё одна клетка — с нарциссами и битой яичной скорлупой — стоит перед художником. Автор трактует античный миф о прекрасном юноше с неожиданной стороны. Самолюбование его персонажа становится одним из способов познать себя.
— Люди познают себя, изучая не только свой внутренний мир, но и внешний — тот, что окружает их, — поясняет замысел фотохудожник.
На ещё одной работе Ковязина «Нарцисс. Иллюзии неидеального мира» запечатлена дочь художника. Фон фотографии непрозрачно-чёрный. Девушка придерживает рукой красную ткань, закрывая одну грудь. Другая словно «распадается» на фрагменты мозаики, открывая картину внутри героини. Там на сухой растрескавшейся земле стоит человек в тёмном одеянии. Рука девушки опирается на большие «рогатки», а кончиками пальцев она держит цветок нарцисса. У стола выглядывает ребёнок.
Александр использует приёмы, любимые сюрреалистами, например, эпатажным, но талантливым Сальвадором Дали. В сюжетах испанца можно встретить те самые подпорки-рогатки, символизирующие хрупкость окружающего мира. Изображения у Дали распадаются на атомы, или отдельно взятые части фигур имеют выдвигающиеся ящики. Что, по мнению экспертов, говорит о скрытых желаниях и невысказанности. Мадонна Александра Ковязина — красивая молодая женщина с младенцем хранит в себе , словно старые негативы, переживания и воспоминания.
Антиутопия
В более поздних работах Александр Ковязин обращается к творческим методам, используемым бельгийским художником-сюрреалистом Рене Магриттом. Фотокартины выглядят более тревожными из-за отсутствия внешней эмоциональности и анонимности персонажей. Например, «Влюблённые» Магритта написаны с использованием нескольких цветов: красного, белого, чёрного и синего. Мужчина и женщина целуются на фоне синеватой пустой стены, но не видно их лиц — они закрыты белой тканью, невозможно считать эмоции. Одни ценители творчества художника считают, что так бельгийский сюрреалист иллюстрирует выражение «Любовь слепа». Любящие не замечают недостатков друг друга. Другие пишут о разрушающей силе страсти.
И на фотокартинах Александра Ковязина придётся искать ключ к пониманию замысла автора. В работе «Новый человек. Возрождение» автор обращается к библейскому сюжету последней трапезы Христа со своими учениками.
За столом сидят шесть человек в противогазах и красных мантиях. В их жестах и реакциях читаются страх и любопытство. Они вдыхают аромат нарциссов из сосудов. В центре композиции — новый человек. Он обнажён, так как только пришёл в этот мир, лица не видно. Его голова перебинтована, а из глазниц «вытекают» красными нитями слёзы. Создание держит в руках засохший бутон белой розы.
Красные нити символизируют катарсис как путь главного героя к возрождению. Путь к новому себе он проходит сквозь тернии — страдания, глубокие переживания, разрешение внутренних конфликтов. Как в лучших традициях древнегреческой эстетики. А сухой цветок — это опыт, пришедший на смену наивности.
Продолжением этой работы воспринимается фотокартина, где изображены мужчина и женщина. Это явная отсылка к образам Адама и Евы.
У Чёрного моря
На выставке представлены три чёрно-белые снимка. Они особо понравились члену Союза журналистов России, издателю и фотохудожнику из Краснодара Игорю Платонову. Он отметил заложенный в них философский смысл и отсутствие нарочитости, свойственные другим работам автора.
На фото — девушка в мантии с забинтованной головой. Её движения изображены как на картинах авангардных художников — в разных положениях в пространстве. Она, словно героиня комикса, передвигается и оставляет след — аватар. И уже не понимаешь, где оригинал, а где копия. Незнакомка, возможно, новая Ева, ходит по скользким валунам, омываемым морскими волнами. На другом снимке один из огромных камней повис в воздухе.
Модель Валерия Гафарова рассказала «АС», что эти сцены снимали недалеко от Якорной Щели. Для фотохудожника это место знаковое — здесь он провёл детство. И здесь сняты его ранние работы.
Лера отмечает, что идея фотокартины пришла после съёмки. Снимали на закате, стараясь не упустить стремительно уходящий рассеянный свет. Задача усложнялась тем, что модель с замотанной бинтами головой не могла передвигаться по скользким камням самостоятельно. Фотограф помогал ей принять нужную позу. Когда работа подходила к концу, Александр воскликнул: «А знаешь, что мне навеяла съёмка? Образы японских ныряльщиц Ама…»
Валерия же увидела в происходящем отсылку к историям о русалках. Но рассматривая работу, не получится избавиться от мысли, что фотохудожник экспериментировал с мифологическим образом Венеры, родившейся из пены морской.
Незакрытая страница
Несмотря на кажущуюся сложность концепции проекта армавирского фотохудожника, Игорь Платонов считает, что у работ Александра Ковязина есть свой зритель. Их нужно экспонировать, сопровождая аудиокомментариями автора и музыкой. Этот приём добавит интерактивности и вовлечёт публику в диалог с искусством армавирца.
Для Александра Ковязина «Форма жизни» не закрытая страница. Он продолжает работу над проектом, увидеть который можно до конца сентября на двух площадках:
- в Доме Дангулова на ул. Свердлова, 68;
- в кофейне «Лимон» на ул. Свердлова, 74.