Все чаще выпускники психолого-педагогических классов выбирают профессию школьного учителя.
Но увлечение преподаванием у представителей поколения Z появляется не на пустом месте. С ребятами, готовыми вернуться в школу педагогами, работают планомерно и на уровне самопознания.
Уклон в педагогику
О психолого-педагогических группах в школах — новом направлении профильных классов в России — заговорили пару лет назад. Тогда же они появились в Армавире. «Пионером» стала школа № 9.
— В педклассы идут ребята, которые уже решили связать свою жизнь с педагогикой. Это наш кадровый резерв, будущие учителя, которые через несколько лет придут работать в школы или колледжи, — подчеркнул министр просвещения России Сергей Кравцов.
В Армавире, сообщает центр информационной политики АГПУ, сейчас открыты десять профильных психолого-педагогических классов. Пилотная группа два года назад появилась в школе № 9. Однако там и раньше действовал гуманитарный класс с педагогическим уклоном. Учились в нем восемь человек — ученики 9 и 10 классов.
— Учителя рассказывали им, как заинтересовать младшеклассников, организовать игры, наладить дисциплину и научить слушать педагога, — вспоминает директор СОШ № 9 Татьяна Щербина. — И это ребята узнавали сразу на практике, помогая организовывать школьные мероприятия. Могли вместе с преподавателями провести уроки. Правда, потом поняли, что необходимо давать им и теоретические знания.
Когда десятиклассники выбирают профильное направление, в психолого-педагогическую группу распределяют тех, кто хочет стать учителем. В педклассе по вторникам и пятницам изучают основы педагогики и основы психологии. Уроки идут по 40 минут. Ведут их преподаватели Армавирского государственного педагогического университета.
Есть профориентационные мероприятия для средних классов. Пятиклассники и шестиклассники на переменах проводят игры в начальной школе, а учеников 7-8 классов водят на экскурсии в АГПУ.
По 68 часов
В этом учебном году в психолого-педагогической группе будут заниматься 14 десятиклассников и восемь одиннадцатиклассников. Под них в АГПУ — в региональном ресурсном центре психолого-педагогических классов юга России — адаптировали вузовскую программу курсов «Основы педагогики» и «Основы психологии». Это база для изучения общих педагогических теорий, технологий обучения и воспитания на последующих уровнях профессионального образования. Каждый курс рассчитан на 68 часов обучения: по 34 часа в десятом классе, и столько же — в выпускном.
На Основах педагогики дети изучают Введение в педагогическую деятельность, Теорию и практику обучения, Теорию и практику воспитания, Истории педагогики и образования. На изучение каждого раздела отвели от семи до 17 часов.
На элективном курсе «Основы психологии» старшеклассники учатся понимать себя, определять свое призвание, выбирать профессию. Школьников знакомят с психологией самопознания, саморазвития и обучения, классификациями профессий, проблемами самоопределения.
Раз в неделю в расписании есть практические занятия. Но их проводят на каникулах, привлекая учеников психолого-педагогических классов к организации и проведению различных мероприятий. Летом десятиклассники три недели были вожатыми в профильном лагере дневного пребывания на базе школы.
— Поделили младшеклассников на отряды, и за каждым из отрядов закрепили по две ученицы из педагогической группы. Девочки помогали учителям. Выполняли, по сути, те же функции, что и педагоги, — объясняет куратор психолого-педагогических классов Татьяна Паламаренко.
Понять детей
София Макатаева и Ксения Щербина — одноклассницы. Обе ученицы 11 «А» класса планируют поступить в АГПУ. Выбрали профессию учителя начальных классов.
— Всегда нравилось работать с детьми, — говорит София. — Когда ездила в летние лагеря, смотрела на наших вожатых и думала: «Хочу быть как они, хочу получить такой же опыт». Поэтому выбрала психолого-педагогический профиль.
Одиннадцатиклассницу научили находить подход к детям и успокаивать их. София говорит, что сначала было тяжело. Но именно трехнедельная практика помогла ей понять, как должен вести себя педагог, когда ребенок капризничает и не хочет слушать.
Через похвалу
В семье Ксении Щербины сложилась династия педагогов — преподавали родители и бабушка. Правда, взрослые были уверены, что девочка свяжет свою жизнь с творчеством. Но Ксюша удивила — стала ходить в психолого-педагогический класс и загорелась профессией. Теперь она оттачивает педагогические приемы, когда общается с сестрой-первоклассницей.
— Был случай, когда Ксения ставила танец для торжественной линейки ко Дню знаний. И у одной девочки не получалось правильно выполнить движения, она расплакалась. Ксюша догадалась использовать такой прием педагогического общения, как похвала. Она подошла к ученице, похвалила ее за те движения, которые хорошо получались, и сказала, что будет рядом и поможет освоить другие. Подобные ситуации с внучкой всегда обсуждаем, — делится Татьяна Щербина.
Ксюша тоже заметила, что стала лучше разбираться в поведении детей, их реакциях на различные раздражители.
— Это благодаря урокам по психологии и педагогике, — замечает девушка. — Когда приходим в университет, педагоги знакомят с другими преподавателями, рассказывают, чему еще научимся, поступив в вуз.
Как волонтеры
В студенческую жизнь ребята из психолого-педагогических классов погружены уже сейчас. Они участвуют в вузовских олимпиадах по психологии и педагогике. Помогают в организации университетских мероприятий. Прошлой весной школьники были волонтерами в АГПУ, когда там повышали квалификацию 100 советников директоров по воспитанию из Пензенской и Курской областей. Ребята делали для них раздатку, помогали ориентироваться в вузе.
— Еще с учениками одиннадцатых классов участвовали во Всероссийском конкурсе «Простые решения». Его проводит Российский государственный педагогический университет имени Герцена. На осенних каникулах делегация нашей школы поедет на финальные испытания. Это тоже результат обучения в психолого-педагогическом классе, — говорит куратор психолого-педагогических классов Татьяна Паламаренко.
Растущие цифры
В прошлом году в психолого-педагогическом классе учились восемь одиннадцатиклассников. Из них в педагогические университеты поступили трое: два человека подали документы в АГПУ, один — в ставропольский вуз.
— Это 30 процентов от числа воспитанников педкласса. Нас такая цифра не устраивает, — отмечает директор школы № 9. — Но в этом году из восьми человек в педвуз собираются поступать сразу пятеро: София Макатаева, Ксения Щербина, Анжелика Саркисьян, Елена Арутюнова, Анна Ковалева.
Число выпускников, планирующих стать учителями, растет. И это результат работы в школах профильных психолого-педагогических классов. Одновременно в обществе идут обсуждения важности профессии учителя, растет ее престиж, считают в школе № 9.
— Всегда говорим о том, что учитель и врач — две основополагающие профессии. А в педклассе дети могут понять, нравится им выбранная специальность или нет. Те, кто передумал, отсеиваются уже сейчас, а не потратив время и деньги на обучение в университете, — добавляет Татьяна Щербина.
В родные стены
За три года существования педклассов более десяти выпускников школы № 9 поступили в педагогические вузы Армавира, Ставрополья, Москвы. Ребята говорят учителям, что учиться им легче, чем остальным студентам. Они частично уже знакомы с темами по психологии и педагогике, которые изучают.
Софья Штарк училась в гуманитарном классе с педагогическим уклоном. Школу № 9 окончила в прошлом году. Сейчас она студентка 2 курса факультета технологии и физической культуры в АГПУ. А в своей школе Соня продолжает получать практический педагогический опыт.
— Три раза в неделю под наставничеством главного тренера Михаила Широкова провожу тренировки по волейболу. Не заглядываю в будущее, но хотела бы вернуться в родную школу учителем, — говорит девушка.
Фото школы № 9