Сергей Иванов собрал коллекцию аудиотехники XIX-XX веков, экспонаты которой работают

Сергей Иванов собрал коллекцию аудиотехники XIX-XX веков, экспонаты которой работают

В доме армавирца Сергея Иванова хранятся старинные часы, фонографы, патефоны, граммофоны, приемники и телевизоры. Есть даже телефонная будка и автомат с газировкой.

И все это богатство работает: воспроизводит или записывает звук, видеоряд, создавая эффект погружения в ушедшие эпохи и перемещения во времени.

Трогать можно

Владелец аудиотехники XIX-XX веков — представитель офицерской династии. В военном училище получил высшее образование по электронике. Со временем профессиональные знания и навыки трансформировались в увлечение.

Первые экспонаты его коллекции — средства связи 1930-40-х годов — появились лет 15 назад. Но просто хранить отжившие свой век аппараты Иванову было неинтересно, в нем просыпался специалист по электронике.

— Я мог не только прочитать об устройстве, но и подержать его в руках. А значит, можно было отремонтировать, — рассказывает коллекционер. — Стараюсь, чтобы все, что хранится, функционировало: чиню и могу продемонстрировать, как аппараты работают.

Сначала армавирец показывал технику друзьям, получая восторженные отзывы любителей и знатоков истории. А спустя время на него вышли сотрудники музея «Ленрезерв» из Санкт-Петербурга. Для формирования выставки им нужны были подлинные средства связи 40-х годов.

— Они приехали в Армавир и купили часть моей коллекции: советские и немецкие аутентичные полевые телефоны и радиостанции, — рассказал Сергей Иванов.

Их сейчас можно увидеть в Питере в выставочном павильоне на Феодосийской, 4A.

В Армавире же остались полевые телефоны, используемые Красной Армией с 1931 года, и другие. Сергей демонстрирует модели УНА-Ф-31 и УНАФ-42. Их использовали для связи между штабами и окопами, аппараты работали на расстоянии до 120 километров.

— Внутри их деревянного корпуса устанавливали батарейку, подсоединяли контакты. Шел вызов, и пищала трубка. На корпусе сохранилась схема работы устройства, — объясняет
армавирец.

В коллекции есть аппараты немецкого производства и американские, которые поставляли в СССР по ленд-лизу.

Слева от стеклянной витрины с телефонами стоят танковые радиостанции, такие можно увидеть в культовом польском сериале про войну «Четыре танкиста и собака». Как говорит Сергей Иванов, на самом деле во время Великой Отечественной такие радиостанции в Т-34 не устанавливали, это киноляп. Ими оснащали советские тяжелые танки ИС-1, ИС-2 и ИС-3. У Иванова есть работающая модель.

Стимпанк какой-то

Коллекция армавирца — Мекка для электроников. Здесь произведенные Jaeger-LeCoultre в Швейцарии механические часы «Атмос» с «вечным двигателем» — крутильным маятником, которые не нужно заводить вручную. Они получают энергию, необходимую для работы, за счет изменений температуры в окружающей среде и могут работать годами без вмешательства человека.

Хранятся 30 патефонов, пять граммофонов, старинные фотокамеры, образцы первых компьютеров. Экспонаты словно из советского кино, например, телефон как будто из киноленты «Собачье сердце» и радиоприемник из «Семнадцати мгновений весны».

Пока рассматривали чудеса электронной техники, вдруг «заговорил» телевизор 1970-х годов — на экране транслируется черно-белый сюжет из 1976 года.

Сергей Иванов сделал полную имитацию эфира. Для этого изготовил два миниатюрных телевизионных передатчика, соединенных с видеоплеерами. По антенному кабелю в телевизор передаются две программы с записями 70-х годов прошлого века. Всего два канала — как в СССР.

А рядом — о, чудо! — в крупном корпусе маленький теле-экран. О такой малютке мечтал герой антиутопии «451 градус по Фаренгейту».

— Это «КВН-49», — поясняет Сергей Иванов. — Первые буквы аббревиатуры — фамилии разработчиков: Кенигсон, Варшавский, Николаевский, а 49 — год выпуска. Телевизор — один из первых, запущенный в массовое производство, и отлично работает и по сей день, — говорит электроник.

«КВН-49» использовали с приставной увеличительной стеклянной линзой, которую наполняли водой и глицерином. Линза увеличивала изображение, а глицерин добавляли, чтобы вода не портилась.

Прошу хозяина дома провести «эксперимент». Набираем в линзу воду. Чтобы дотянуться до стоящего высоко телевизора, становлюсь на табурет и максимально близко подношу ее к экрану. Думаю: «Стимпанк какой-то! Выглядит линза с водой, как реквизит из сюрреалистического фильма. Например, «Город потерянных детей» 1995 года».

Поднимаю устройство вверх. Фотокор Александр Ковязин командует: быстрее! Говорит, частота кадров не совпадает. Делаем второй дубль. Изображение укрупняется и «вздрагивает». Работает-таки технология!

Царя вызвал

В советской «капсуле» коллекции Иванов воссоздает интерьер из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

— Помните, как царь, попавший в настоящее время, сел на магнитофон, и тот зазвучал? — спрашивает Сергей Иванов. — Этот экспонат точно такой же! Вопрос только в том, как умудрился Иван Васильевич нажать на клавишу? Сделать это не так просто.

Магнитофон с реверсом проигрывает Высоцкого. В фильме есть киноляп: царь держит аппарат то с красной, то с белой бобиной. Армавирец учел и этот нюанс и купил катушки таких же цветов.

На журнальном столике стоит телефон, рядом — пачка сигарет «Мальборо», точь-в-точь как в культовой комедии.

— Снимите трубку и скажите: «Алло!», — просит Сергей.

Делаю это, и на другом конце провода обворованный Шпак сообщает, что инженер Тимофеев привел в квартиру «живого царя» с оружием. В телефон вмонтирован плеер с записью Шпака из фильма, включается он при поднятии трубки.

Назад в прошлое

Одной из жемчужин коллекции является американский фонограф Эдисона 1905-1907
годов.

— На таких аппаратах делали первые записи голоса Толстого, Ленина, — рассказывает Сергей Иванов.

По сути, это диктофон с одной записывающей и одной воспроизводящей головками. Управляли ими педалями.

— Использовали так: надиктовывали текст, секретарь набирала его, вставляя цилиндры и прослушивая звуковую дорожку в наушниках, — подсказывает обладатель фонографа.

Звук записывали на сменном вращающемся восковом цилиндре. Эту технологию использовали до граммофонных пластинок.

На таможне, через которую проходил выписанный Ивановым из-за границы фонограф, у аппарата разбили мотор, поэтому звук он не воспроизводит. Но Сергей купил родной механизм начала XX века и планирует восстановить прибор, являющийся прообразом граммофона и патефона.

Еще дальше в прошлое

Среди необычных экспонатов домашнего музея армавирца выделяется предмет царской эпохи. С виду это часы в чугунном «саркофаге». На деле — механизм, который связан с электрическим счетчиком двойного тарифа: вверху часы, под ними должен быть счетчик, но нижняя часть утрачена.

— Часы могут включать освещение, как таймер, они ходят! — удивляет Сергей Иванов.

На их чугунной крышке написано «Общество электрического освещения, 1886 год». Армавирец нашел дореволюционную книгу, в которой подробно описана технология их работы.

— В Российской империи, как и сейчас, использовали и однотарифные, и двухтарифные электросчетчики. Ставили их добровольно, это было выгодно тем, кто тратил электроэнергию ночью, когда она дешевле.

Основной единицей измерения при расчете энергопотребления являлся «уаттчас».

В книге 1915 года Валентина Александрова «Что нужно знать, чтобы меньше тратить на электричество» есть расчеты, где указана цена для населения — 2,2 копейки за гектоуаттчас.

— То есть 22 копейки за киловатт-час. Много это или мало? — рассуждает Сергей Иванов. — Почти как в СССР. Там, кажется, киловатт-час стоил 40 копеек.

Увлечение дало Сергею — профессиональному электронику — новые знания. Каждый экспонат, каждая новая находка расширяют границы его технических компетенций и навыков. Он стал аналитиком и экспертом в эволюции технической мысли. А еще тем, кто будто путешествует в машине времени: может починить любое чудо электроники из любой эпохи. И нет предела его знаниям.

Фото, видео Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях