Почему пустует трон Спасителя в иконографической росписи храма Рождества Христова?

Почему пустует трон Спасителя в иконографической росписи храма Рождества Христова?

На этот вопрос ответил армавирский художник-керамист Игорь Хомяков. Вчера он провёл для делегации из города Гулькевичи 1,5 часовую экскурсию.

Будучи прихожанином этой церкви, армавирец заинтересовался евангельскими сюжетами в иконографии. Изучив значение каждой аллегории и детали в росписи, он по разрешению настоятеля храма стал делиться этими знаниями с другими. Вчера мастера декоративно-прикладного искусства и художники из соседнего города специально приехали послушать Игоря Олеговича. На мероприятие пришли и жители Армавира.

Красивая роспись на тёмном фоне давно привлекает внимание горожан, но не всем известно значение тех или иных сцен, начал Игорь Хомяков. А те сюжеты, что видим здесь, не взяты из фантазии художников — им более тысячи лет. Есть вещи, что каждый православный считывает без дополнительных разъяснений, в других важно разбираться для полного понимания. У входа в храм, над дверьми и ниже на стене, изображён стоящим у врат рая апостол Петр. На противоположной стороне разверзся ад и, словно гигантский кашалот, заглатывает грешников. Посередине решается судьба души человеческой — куда направится она? На весах хорошие поступки и те, за которые стыдно. Чёрт, едва заметный на тёмном фоне, старательно тянет чашу весов вниз, дабы забрать в геенну огненную провинившегося.

Первое, на что обращает внимание входящий, поднимая глаза, сияющая люстра в виде рождественской ёлки. А за ней — над царскими вратами — сцена с появлением на свет Иисуса. В ней традиционно изображающаяся Вифлеемская звезда, волхвы с дарами Спасителю, Богородица, Иосиф, понуривший голову, сомневающийся, что он отец ребёнка, мужик в шкуре, являющийся аллегорией его тёмных мыслей, и две повитухи, одна из которых не верила в божественную природу чуда… Игорь Хомяков говорит, что сюжет с повитухами взят из апокрифа. За неверие женщина была наказана — её рука иссохла, но занеся ладонь над младенцем,она исцелилась и уверовала.

Справа и слева от главной фрески храма — сцены с чудесами Христа. Господь идёт по морским волнам, а апостол Пётр просит и ему дать такую возможность. «Иди», — говорит Спаситель. Пётр же начинает сомневаться и испытывает страх, от того и тонет, но Христос подхватывает его, оберегая от падения в морскую бездну.

Слева — согбенная женщина молит сына Божьего об исцелении и он откликается на её прошение, чем вызывает осуждение иудейских первосвященников. Ведь чудо он совершает в субботу, когда, по их верованиям, этого делать нельзя.

Ещё одно изображение ада в храме — правее от алтаря. Поправший смерть Иисус спускается в преисподнюю вызволить праведников, он берёт за руку Адама и Еву. Аллегорией поверженного ада здесь выступает тёмный, словно бесцветный вовсе, антропоморфный персонаж, лежащий ничком.

В храме есть сцена Успения Богородицы, вхождения Господа в Иерусалим, самое первое чудо, сотворённое Спасителем, когда он превратил воду в вино. А также сцены обретения креста, воскрешения Лазаря, борьбы Иакова с Ангелом и другие. Значение всех сюжетов подробно объяснил присутствующим Игорь Хомяков.

Но самой интересной для публики стала левая от алтаря стена с росписью. На этой стене запечатлён сюжет, который вводят в роспись церквей только в России. Богородица поднялась над Константинополем и держит в руках мафорий — головное покрывало. По преданию, это увидел юродивый и возвестил людям. В нашей стране этот символ стал ассоциироваться с праздником Покрова, означающим заступничество над людьми.

Второе, что удивило присутствующих, — запечатлённый пустой трон Иисуса. Игорь объяснил, что Бог займёт его во время второго пришествия, а также показал, где ещё в храме он изображается.

И третье — крещение Спасителя в реке Иордан. На волнах изображены фигуры мужчин на дельфинах. Это аллегория реки Иордан и Мёртвого моря, в которое она впадает. Но интересна эта роспись ещё и тем, что показывает явление троицы, но не в привычном рублёвском видении. В момент крещения Христа в небесах словно открывается окно, из него обрамлённая облаками или эфиром появляется рука Создателя. От неё следует линия, будто разлившийся свет, и на землю снисходит святой дух в виде белой птицы.

Завершая экскурсию, Игорь Хомяков сказал, что в храме Рождества Христова хранится икона, которой нет более нигде в России, но не назвал её…

Армавирка Светлана Дегтярева сказала, что для неё экскурсия оказалась интересной, открылись смыслы известных евангельских сюжетов.

— Игорь- прекрасный рассказчик, — поделилась впечатлениями местная жительница. — Было бы здорово, развивая туризм в городе, приглашать его в новые проекты, ведь он способен многое сообщить об Армавире и привлечь сюда приезжих, что сегодня и продемонстрировал.

Делегация из города Гулькевичи также тепло приняла экскурсию по храму Рождества Христова. Мастер ДПИ Ирина Лунёва отметила просветительский потенциал мероприятия.

— После экскурсии захотела больше информации узнать из первоисточника, — отметила женщина. — Особо понравилось то, что Игорь подробно рассказал про апостола Петра, которого теперь в любой церкви смогу узнать по его описанию.

Фото Лидии Ворониной

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях