Развитие в технике «а-ля прима». Даже в горы 15-летний Егор Семененко ходит с этюдником

Развитие в технике «а-ля прима». Даже в горы 15-летний Егор Семененко ходит с этюдником

Пленэр у собора

Изобразительным искусством девятиклассник школы № 15 Егор увлекся пять лет назад. Произошло это спонтанно. Однажды после футбольной тренировки он зашел к двоюродной сестре Алине и увидел, как та рисует гейшу с зонтиком.

— Попросил у нее акварельную бумагу. Начал повторять за сестрой и заметил, что получается очень похоже, — вспоминает девятиклассник.

После этого случая десятилетний Егор убедил родителей записать его в художественную школу. Алина же как раз занималась у Татьяны Хмель. И пригласила двоюродного брата прийти на занятие своего педагога.

— Егору понравилось. У Татьяны Владимировны уроки проходят интересно, и он решил остаться, — говорит отец школьника Владимир Семененко.

Первые уроки у Татьяны Хмель парень не помнит. Вскоре после его художественного дебюта началась пандемия коронавируса, и все перешли на удаленку. Но зато в памяти остался первый пленэр. Рисовали Свято-Никольский собор, что в центре Армавира.

— Писал его плоской кистью в технике «а-ля прима» (с итальянского «в один присест» — прим. ред.), — рассказывает Егор. — Сначала учился изображать несложные фигуры: конусы, цилиндры, а вот для поступления в первый класс на экзамене рисовал с натуры бидон с грушей.

Подмечая детали

Из-за неудач, которые настигают всех новичков, школьник не расстраивался. Наверное, потому, что не воспринимал их на свой счет, понимая, он еще только учится. А год назад, когда Егор учился в третьем классе художественной студии, у него произошел творческий скачок: заметно улучшились навыки штрихования, владения краской.

Рывок во владении художественными техниками парень объясняет насмотренностью, тем, что много анализировал чужие работы, подмечал детали. Чтобы развить такую внимательность, искал рисунки и живописные работы на интернет-платформе Pinterest, подолгу рассматривал их, кое-что срисовывал.

— Когда формируешь свой стиль, копирование даже полезно, — считает юный художник. — Искусство — постоянное копирование чего-либо. Первые художники копировали природу, а последователи копировали их, добавляя что-то новое.

Он уверен: для художника образование — необходимость. Без этого не будет разностороннего развития личности и формирования творческой базы.

В горы с этюдником

На занятиях у Татьяны Хмель Егор разбирал фигуры, учился рисовать натюрморты. Сейчас рисует обрубовку головы, а на уроке живописи — деревенский натюрморт из овощей, чугунка, ложки.

— Люблю создавать мозаику и писать пейзажи дальнего плана. Интересно выполнять работы в батальном жанре, посвященные военным темам. Такие пишем ко Дню Победы, — рассказывает школьник.

А на пейзажах дальнего плана Егор изображает горы. Походы — семейное увлечение Семененко, Егора они вдохновляют на этюды и зарисовки.

— Ходили на Имеретинские, Софийские озера. В этих местах горы выглядят нетронутыми человеком, — вспоминает парень. — А однажды в походе попали под дождь. И я рисовал из палатки.

Но в путешествии свободного времени почти нет: то нужно за водой сходить, то обед приготовить. И тогда юный художник фотографирует понравившиеся виды, чтобы нарисовать их позже.

— Сын каждый год ходит в многодневные походы по Кавказскому заповеднику, куда берет с собой тяжелый этюдник, — добавляет Владимир Семененко.

Триптих «Северная война»

В художественной школе Егор занимается пять лет. И за это время понял, что для живописца в равной степени важны самодисциплина и вдохновение.

— Бывают моменты, когда должен сесть и рисовать вопреки плохому настроению или самочувствию. А уже в процессе приходит вдохновение, — рассказывает он. — Что вдохновляет меня? Могу засмотреться на деревья. Но не в какие-то детали, а на общий вид. Например, стараюсь увидеть в ветвях игру света и тени.

Егор Семененко — художник, который не любит детализировать и прописывать, условно говоря, каждый листочек. Но он тщательно продумывает будущую картину так, что ее композиция буквально стоит у него перед глазами. Иногда на скорую руку создает набросок, который в дальнейшем обрастает деталями.

— Идеи для картины возникают даже благодаря школьной программе. Вот недавно Татьяна Владимировна попросила нарисовать триптих или полиптих на историческую тему. А в школе как раз изучали Северную войну 1700–1721 годов. Выбрал эту тему для своего триптиха, — делится Егор.

Штрихи против стресса

Творчество в его жизни занимает важное место наряду с науками — биологией и химией. Через них Егор познает устройство мира, ищет ответ на вопрос: «Почему я такой, какой есть?» А искусство — один из способов самопознания. Поэтому родители поддерживают стремление сына развиваться в живописи.

— Это необходимо для формирования творческих способностей, усидчивости, воображения. Рисуя, Егор демонстрирует свой внутренний мир, а получая похвалу, обретает уверенность в себе, — считает Владимир Семененко.

15-летний художник старается рисовать постоянно. Однажды на каникулах, вспоминает он, каждый день писал маслом пейзажи и натюрморты. А вот на уроках Татьяны Хмель чаще работает акварелью и карандашом.

— Моя любимая часть творческого процесса — штрихование, — добавляет парень. — Эта монотонная работа расслабляет, помогает справиться со стрессом.

Без экскурсовода

Вопрос, как Егор оценивает современное искусство, заставляет его ненадолго задуматься. Однако и на этот счет у школьника есть свое мнение.

— Раньше мастеров было немного, и большинство выдающиеся, качество их картин высокое. Сейчас художников много, а понимание, что же такое «хорошее искусство», размыто, — приводит аргументы Егор Семененко.

А вот имена любимых живописцев он называет сразу. В личном топе армавирца — Михаил Врубель, Иван Айвазовский, Василий Верещагин и Архип Куинджи.

— Нравится особый стиль Врубеля. Он будто имитирует мозаику. А у Куинджи хотел бы перенять умение играть со светом и тенью, — поясняет Егор.

Картины этих художников школьник подолгу рассматривал в столичных музеях. В Третьяковке не мог оторваться от «Демона» Врубеля, «Лунной ночи на Днепре» Куинджи, «Апофеоза войны» Верещагина и пейзажей Айвазовского.

— Только жаль, что в музеях представлена живопись маслом, — замечает Егор. — Хотел бы увидеть там больше акварели. Именно с нею чаще работаем на уроках Татьяны Владимировны.

А еще армавирский подросток не любит пользоваться услугами музейных экскурсоводов. Он самостоятельно ходит по залам, чтобы без спешки рассматривать и анализировать работы великих мастеров кисти.

Где играет классика

Сочетание музыки и изобразительного искусства стимулирует творческие способности. Наверное, поэтому на занятиях Татьяна Хмель включает классическую музыку или джаз, замечает Егор. И рассказывает, как с момента, когда начал заниматься у армавирской художницы, изменился его музыкальный вкус.

В детстве старший брат Андрей привил ему любовь к электронной музыке. Потом маятник его интереса качнулся к метал-группам Rammstein и Slipknot. А теперь Егор слушает классику: произведения Чайковского, Баха, Моцарта

— Вся музыка по-своему хороша. Но у меня произошла вот такая эволюция музыкального вкуса. Сейчас с моим душевным состоянием перекликается классика, — объясняет парень.

Спорт и искусство

Себя Егор считает человеком хаотичным, который не строит планов. Вероятно, поэтому окружающих удивляет способность девятиклассника совмещать учебу в школе, спортивные секции, уроки в художке и занятия с репетиторами.

Но бросать спорт Егор не намерен. Говорит, это помогает ему быть в тонусе, развивать внимательность и сосредоточенность. Парень убежден: в здоровом теле — здоровый дух. А Татьяна Хмель, следуя опыту своего учителя Гайка Сачиянца, в свою очередь призывает учеников следить за питанием, осанкой.

Через несколько месяцев Егор будет сдавать ОГЭ, но с выбором профессии не спешит. Однако уверен, что в его жизни всегда будет место искусству.

— Я нашел занятие по душе. Но в будущем не хочу зацикливаться на чем-то одном. Хочу получить несколько образований и совмещать любимые дела, — делится Егор Семененко.

С Егором мы познакомились в 2019 году, когда он пришел ко мне в подготовительную группу. В нем сразу был виден характер художника. Он с интересом, трепетно и серьезно относился ко всем дисциплинам.

Сначала Егор не проявил себя как рисовальщик, но сейчас в его рисунках появляется самобытность. Уверена, его ждет большое профессиональное будущее, ведь Егора поддерживает творчески разносторонняя семья.

Татьяна Хмель, руководитель художественной школы-студии «Мастерская художника»

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях