Иногда артисты даже не помнят, откуда взялись ритуалы, которые они неукоснительно соблюдают. Так принято. И это привносит в их выступления уверенность, удачу и гармонию.
Но практически под каждой артистической традицией заложено вполне практическое объяснение.
Энергия сцены
Вокальный ансамбль «Русская песня» выступает на сцене ГДК более 30 лет. Художественный руководитель народного коллектива Евгения Тонкошкурова напоминает артистам о существующих в нем традициях. Им участники ансамбля следуют иногда даже на автопилоте.
Многие из них широко распространены в творческих коллективах России. Не помню, когда стали их соблюдать, но действуют они безотказно.
Евгения Тонкошкурова
Следуя негласному правилу, в «Русской песне» никто не будет подстригаться в день концерта, веселиться или говорить о бытовых мелочах перед выступлением. А еще женщинам можно надевать юбку только через голову, а на сцену первыми выходят мужчины. Конечно, бывают исключения из правил. Например, зимой во время сильных холодов на уличных концертах дамы могут надеть юбки не по правилам. Но, как говорит Евгения Тонкошкурова, такие выступления все-таки не являются масштабными. А вот перед выходом на большую сцену «жульничать» нельзя.
— В творческой среде существует немало негласных правил, передаваемых из уст в уста. Многие вокалисты перед выступлением не едят шоколад, потому что это кондитерское изделие негативно влияет на связки. Голос становится хриплым, снижается его обертоновая окраска, петь становится неудобно, — отмечает художественный руководитель «Русской песни».
Особенно строго руководитель коллектива следит за тем, чтобы артисты не веселились перед концертом и не разговаривали за кулисами на посторонние темы. Эту традицию она не считает суеверием, ей есть логическое объяснение. Однажды одна из участниц коллектива, стоя за кулисами, оживленно разговаривала с другими артистами о… пирожках. Художественный руководитель попросила ее перестать беседовать на отвлеченные темы. Когда женщина вышла на сцену, то во время выступления совершила несколько ошибок. Оказавшись за кулисами вместе с Евгенией Тонкошкуровой, она с досадой признала свои промахи.
— Вот видишь, отвлеклась и перепутала слова в песне, — заметила ей Евгения Федоровна. — Артист должен выходить на подмостки сосредоточенным, думая о концертном номере, а не о домашних делах.
Как уверена Тонкошкурова, в каждом человеке заложена положительная энергия. Но если он ее расходует на веселье, бытовые беседы, то во время выступления теряет творческий запал. А главная задача артиста — зарядить людей отличным настроением, задором, положительной энергией.
В прошлые выходные «Русская песня» выступала в центральном сквере Армавира на Ярмарке выходного дня. Погода стояла замечательная, на пятачке, где давал представление ансамбль, собралось много тех, кто хотел послушать песни. Люди подпевали, пританцовывали, не скупились на аплодисменты, кричали «Браво!» После выступления Евгения Тонкошкурова поблагодарила зрителей за положительные эмоции, отметив, что их позитивный настрой— для артиста лучшая награда.
Но бывают и неприятные моменты в работе. Как-то раз коллектив выступал перед работниками одного из учреждений. Большинство сотрудников аплодировали, подпевали. Но было два зрителя, которые во время концерта ни разу не то, что не улыбнулись, даже не шелохнулись. Профессиональных артистов из колеи это не выбило, но осадочек, как говорится, остался.
— Возможно, у них болели голова или зуб, а может, они не любят музыку. Но когда ты на сцене, невольно обращаешь внимание на таких зрителей. И начинаешь испытывать напряжение от подобной реакции, — признается Евгения Федоровна. — Поэтому после каждого выступления всегда благодарю зрителей за положительные эмоции, радость, веселье.
Она уверена, что музыка заряжает положительной энергией любого. Когда ее артисты приходят на концерт без настроения, то рекомендует им посмотреть на выступления коллег. И они невольно впитывают их энергетику и выходят к зрителям в форме.
По Гиляровскому
Руководитель хореографического ансамбля «Ровесник» Ольга Серебрякова запрещает воспитанницам в день выступления щелкать семечки и брать с собой мелкие предметы. Эти традиции она почерпнула из книг известного дореволюционного русского репортера Владимира Гиляровского, поклонницей творчества которого является. Хореографическим ансамблем она руководит с 1978 года и за это время убедилась, что приметы действуют.
— Запрет на семечки по Гиляровскому — базовая традиция московских театров. Считалось, что если их грызть, то в кассе театра будет маленький сбор или артист во время выступления подвернет лодыжку, — рассказывает Ольга Константиновна.
Как-то раз воспитанницы Серебряковой, стоя на перроне вокзала, щелкали семечки. Коллектив отправлялся на соревнования в Ростов-на-Дону. Диспетчер уже объявляла прибытие электропоезда, когда одна из девочек вспомнила, что забыла дома сценический костюм.
Трудно описать, что испытала художественный руководитель и сама воспитанница. Ребенок тут же стал звонить родителям. Каким-то чудом ее папа успел передать костюм проводнику, когда двери электрички уже закрывались.
— Вот щелкали семечки, получите неприятность! — сказала тогда девочкам Ольга Серебрякова.
Бывают случаи, когда из-за мелких предметов в кармане — конфет, куколок — артистам приходится довольствоваться малым. Как уверена руководитель ансамбля, нарушение базовых традиций всегда приводит к неприятным последствиям. Поэтому в день выступления или конкурса она рекомендует брать с собой что-то большое, например, игрушку среднего размера.
Большое объятие
А вот руководитель театральной студии пантомимы «Живосвет» Светлана Жиговская традиции в своем коллективе создавала специально. Чтобы сплотить детей. Перед каждым выступлением на сцене юные актеры становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят: «С Богом!»
Подобная традиция существует во многих театральных коллективах. Спектакль — это коллективная работа, поэтому всем нужно настроиться на одну волну, тонко прочувствовать друг друга. У нас получается как бы одно большое объятие.
Светлана Жиговская
В «Живосвете» по-особому поздравляют именинников. В день рождения кого-нибудь из участников поют «Каравай-каравай, кого хочешь выбирай». Виновника торжества подбрасывают на руках по количеству исполненных лет. По мнению Светланы, это больше всего нравится детям. Недавно в студию пришла новенькая девочка, и ее впечатлило такое поздравление.
Празднование дня рождения не обходится без комплиментов. Только добрые слова для именинника выбирают по первой букве имени.
— Это хорошо развивает фантазию детей и сплачивает воедино коллектив, — уверена Жиговская.
Выручили булавки
Художественный руководитель ГДК Татьяна Вишнякова рассказала, что в учреждении культуры в день концертов ничего не делают со сценическими костюмами: не зашивают, ни пришивают, не обрезают. Если случается форс-мажор, на помощь приходит смекалка сотрудников. В этом году на День города у одного из артистов недосмотрели длину рукавов — они оказались слишком длинными. Из ситуации вышли, подколов их булавками.
Несколько лет назад Татьяна убедилась, что лучше эту традицию соблюдать: так спокойнее. Когда творческие коллективы ГДК давали концерт в Атамани, у нее на юбке разошелся шов. Ситуация, согласитесь, пикантная. Выступление вот-вот начнется, пришлось быстренько зашить юбку.
Я и пела всего-то одну песню. Еще подумала: ну что может случиться за одно выступление? И правда, иголкой не укололась, по дороге на сцену не споткнулась.
Татьяна Вишнякова
Однако во время ее выступления неожиданно отключилось музыкальное сопровождение. Татьяне пришлось остановиться, подождать, когда оператор перезагрузит минусовую фонограмму, и начать петь сначала.
Вот не зря артисты говорят, что традиции существуют не просто так. Даже если не все до конца понимают их смысл, значимость ощутят в полной мере, — случай обязательно представится. А для творческих людей традиции — это, в первую очередь, сосредоточенность и соблюдение дисциплины. Без этого, как и без эмоционального накала, на сцене никуда.
Фото Александра Ковязина / АС