Для образа Марфуши Виолетта Вишневская взяла повадки «братка» из 90-х

Для образа Марфуши Виолетта Вишневская взяла повадки «братка» из 90-х

Виолетта Вишневская из тех актрис, которые над ролью работают кропотливо, анализируя свою героиню, создавая выпуклый образ. Она фантазирует, исписывает заметками тексты пьес, использует характеры и манеру поведения знакомых.

Наверное, поэтому, наблюдая за ней на сцене Армавирского театра драмы и комедии, где она служит шестой год, невозможно переключиться. Ее героини вовлекают в действо, будоражат эмоции, заставляют размышлять.

На курс к Чернышу

Ее первое воспоминание о театре связано с детсадом — к ребятне приезжали артисты кукольного театра. Тогда в спектакле взрослая актриса сыграла собаку, и маленькой Вете стало любопытно: как она перевоплощалась за сценой?

Потом Виолетта с одноклассниками попала в детский музыкальный театр. Там артисты выступали под аккомпанемент настоящего оркестра. Но связать свою жизнь со сценой девушка решила гораздо позже.

— Я училась в музыкальной школе по классу скрипки, пела в детском хоре. И однажды к нам пришли члены Союза композиторов России Елена Юрьевна Латыш-Бирюкова и Николай Георгиевич Бирюков и сказали, что создают детский музыкальный театр. Организовали прослушивание, которое я прошла. Руководители театра сами писали мюзиклы, детские и взрослые зонг-оперы, учили нас классическому вокалу, — вспоминает актриса.

Именно участвуя в мюзиклах, а особенно работая с режиссером Петром Харловым, девушка влюбилась в театр. И после девятого класса поступила в колледж, где стала учиться режиссуре.

— Я была четверокурсницей и заканчивала учебу, когда узнала, что свой курс набирает Николай Константинович Черныш. В Белгороде его называют великим мастером. Он приходил к нам на экзамены и даже был председателем худсовета. Поэтому учиться актерскому мастерству я захотела только у него, — рассказывает Виолетта.

А на одном из мероприятий Черныш сам подошел к ней и сказал, что будет рад видеть Вишневскую в числе своих студентов. Виолетта была на седьмом небе от счастья. Вскоре она уже училась в Белгородском государственном институте искусств и культуры на курсе народного артиста РСФСР Николая Черныша по специальности «Актер театра и кино».

На «Новой сцене»

Девушка много выступала в студенческом театре «Новая сцена». Там показывали спектакли—экзаменационные работы студентов. Они же и играли в постановках. Иногда приглашали ребят с других кафедр.

Однажды Виолетта дала роль ограбленного мужчины студенту, который получал специальность менеджера социально-культурной деятельности.

— Это был этюд по реальной истории. По телевизору увидела, что в Москве на площади трех вокзалов ограбили пассажира. И единственные, кто его накормил и приютил, — обитавшие там бомжи, — делится артистка армавирского театра. — А сейчас у парня, сыгравшего главную роль в моем этюде, своя школа ораторского искусства в Белгороде. Он учит детей бороться со страхом сцены и выступать перед публикой.

В театре «Новая сцена» Вета поставила спектакли «Антигона» по пьесе Жана Ануя и «Несъедобный ужин» по пьесе Теннесси Уильямса.

Варвара и Тихон

Окончив БГИИК, Виолетта Вишневская служила в Белгородском академическом драматическом театре, в драматическом театре города Великие Луки и там же — работала режиссером молодежного театра «Трубадур». До переезда на Кубань играла в Балаковском театре юного зрителя, в частном детском антрепризном театре в Калуге.

Однажды знакомая актриса сказала, что хочет жить и работать около моря. Виолетта тогда подумала: а какие театры есть на юге? Стала искать. В списке увидела старейший театр Кубани — в Армавире.

— Мой муж — Иван Недорезов — тоже актер. Тогда мы с ним уже планировали возвращаться в профессиональный театр. Подумав, отправили резюме, — рассказывает Виолетта. — Ответ, что нас рады будут принять в Армавире, я получила, когда уехала с гастролями на Камчатку. Вернувшись домой, за неделю с Иваном собрали вещи и покинули Калугу.

Происходило это летом 2018 года. Тогда из армавирского театра уволились две актрисы, и Виолетту сразу ввели на их роли. Вышло так, что ее дебют в составе труппы армавирского театра состоялся в Невинномысске в спектакле «Декамерон».

Первой невводной ролью Вишневской стала Варвара из «Грозы» Островского. Иван Недорезов в этой же постановке сыграл Тихона.

Грубая Марфуша

У Виолетты много сыгранных ролей, но выделить любимые девушке сложно. Говорит, что, работая над спектаклем, постепенно влюбляется в каждого из своих героев.

— Как-то в институте я должна была исполнить главную роль в комедии Островского «Бешеные деньги», — делится девушка. — Но произведение не нравилось мне. Сказала об этом режиссеру, а тот ответил, что мы не всегда делаем то, что нам нравится. И оставил роль за мной. Так вот, разбирая комедию и анализируя героиню, наращивая «мясо» в образе своей Лидии, я со временем поменяла отношение к произведению.

А еще Виолетта оправдывает каждую свою героиню. Так учил мастер: да, ты — то есть твой герой — для зрителя будет плохим, но в обстоятельствах, в которых оказался, он не мог поступить иначе.
Готовясь к роли, Вишневская не смотрит, как ее играли другие артисты. Виолетта хочет раскрывать героев по-своему, а не копировать коллег.

— Если повторять за другими, то рискуешь закостенеть и перестать расти профессионально, — убеждена она.

Иногда актриса прибегает к такому приему, как наблюдение. В сказке «Морозко» Виолетте отвели роль Марфуши — дочери мачехи. Режиссер Татьяна Юдина видела ее грубой и большой, захватившей своей энергетикой всю сцену.

— На меня надевали несколько сарафанов, огромные юбки. Было жарко, но зато я казалась больше, чем на самом деле, — вспоминает Виолетта.

Но ей никак не удавалось передать грубые повадки Марфуши. Тогда артистка рискнула — взяла за основу поведение и речь своего товарища. Знакомые сравнивали его с «братком» из «девяностых». А еще Виолетта, входя в роль сводной сестры, представляла, что пальцы у нее толстые, как сардельки.

— Только после этого Татьяна Владимировна сказала, что я стала приближаться к желаемому образу, — говорит актриса.

Аркадий Дарбинян, режиссер:
— С Виолеттой я работал на «Театральной бессоннице» в прошлом году. Спектакль не вошел в репертуар театра, создали мы его быстро. Но тогда понял, что с ней можно сделать многое. Актриса открыта новым идеям, она готова экспериментировать в рамках канвы, которую прочертил режиссер. А еще Виолетта обладает комичностью, а это большое преимущество артиста.

Не быть «пустой»

Настраиваясь на спектакль, Виолетта старается ни с кем не разговаривать. Артисту очень важно поймать зерно образа. Это сущность роли, особенность характера и психики героя, которая определяет его индивидуальность, придает поступкам неповторимость.

В студенческие годы Вишневская пыталась еще за сценой «раскрутить» эмоции на всю мощь. Но один случай вынудил отказаться от такого метода.

Это произошло, когда Виолетта училась на втором курсе. На экзамене нужно было показать этюд, и перед выходом на сцену девушка «набирала» нужное состояние. Ей предстояло сыграть женщину, ждущую мужа из командировки. Но включив телевизор, она увидела новость, что самолет, в котором летел мужчина, разбился. Правда, затем выяснилось, что он выжил — просто сел на другой рейс.

— Я прокручивала ситуацию в голове, настраивалась. В итоге наревелась еще до начала экзамена и вышла к педагогу «пустая», потому что все эмоции остались за кулисами, — вспоминает Виолетта.

Преподаватель сразу все понял. И посоветовал студентке настраиваться так, чтобы уловить общее состояние, и разматывать клубок эмоций, выдавая их на полную мощность, уже непосредственно на сцене.

Но, актрисе необходимо и вовремя выйти из роли. У Вишневской это получается само. Как говорит девушка, выходит из образа она вместе с выдохом — все, работа сделана.

— В спектакле «Пойти и не вернуться» в мою героиню стреляют. Окружающие думают, что она погибла. И атмосфера этих сцен даже меня пробивает на слезу, — признается Виолетта. — Но мое сценическое время заканчивается еще до конца спектакля, поэтому успеваю успокоиться. Мастер всегда говорил, что на поклон к зрителям должен выходить не персонаж, а актер — человек, только что исполнивший роль.

Подвела молния

Во время спектакля случаются казусы. Например, артист замешкается, задумавшись о чем-то, и
выйдет на сцену на полминуты позже. Или кто-то забудет текст. В таком случае, говорит Виолетта, важно передать мысль автора своими словами. И страшного в этом ничего нет, главное, что спектакль продолжается.

— А однажды у меня прямо во время спектакля разошлась молния на платье. Помощник режиссера тут же бросилась в костюмерный цех, принесла платок. Но я не могла уйти, потому что мое сценическое время еще не закончилось, — вспоминает артистка.

В тот раз она просто не поворачивалась к зрителю спиной, ходила бочком и немного придерживала платье руками. По своему опыту Виолетта может сказать, что в такие моменты артист не испытывает растерянности. На это просто нет времени — сразу начинаешь соображать, как выкрутиться из непредвиденной ситуации.

Разный отклик

Труппа Армавирского театра драмы и комедии посещает с выездными спектаклями соседние районы. И Виолетта не заметила разницы между армавирскими зрителями и публикой в других городах. Говорит, люди везде отзывчивые: смеются или плачут, аплодируют и внимательно следят за тем, что происходит на сцене. Бывает, от их эмоциональной поддержки воздух вибрирует. А иногда, наоборот, будто вырастает стена — и зрителей Вишневская не ощущает. Но это не значит, что они равнодушны. Может, в зале собралась публика, которая сдержана в эмоциях, или отклик появится в других сценах.

— Поэтому у меня не возникает мысли: «Здесь было смешно, а они не засмеялись. Почему?» Я продолжаю существовать, стараясь как можно точнее попасть в образ. Не бывает плохих зрителей. Бывает разная реакция на одни и те же сцены, — убеждена Виолетта Вишневская.


Александр Абелян, директор Армавирского театра драмы и комедии:
— Виолетта предана театру. Она задействована в 19 из 25 спектаклей. Это разноплановая актриса, гармоничная в любой роли — от жены прокурора до молодой казачки, от киноактрисы до домработницы и принцессы. В каждой из них молодая актриса демонстрирует мастерство и глубокое понимание своих героинь. Виолетта участвует в общественной жизни театра. Она — член художественного совета, проводит мастер-классы по актерскому мастерству. На ее занятиях интересно и оживленно. У Виолетты — большой выбор необычных тренингов. Мы получили много положительных отзывов о встрече актрисы с руководителями театральных кружков школ Краснодарского края, где она делилась приемами сценической речи и работы над образами.


Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях