Наверное, свою живучесть русский человек впитывает с молоком матери. Иначе не объяснить, какое чудо спасло летчика Георгия Уланова, когда его самолет сбили фашисты.
Он мог погибнуть. Однако всякий раз возвращался: веселый и открытый с близкими, но беспощадный — к врагу.
Дети сапожника
Жора — средний ребенок в семье. Его отец Александр Савельевич Уланов в гражданскую войну был полковым сапожником, а потом продолжил заниматься этим ремеслом в мирной жизни, когда женился на Елизавете Макаровне — работнице из дома знатных армавирцев.
— Они так хорошо относились к прабабушке, что нашли ей жениха и собрали приданое, — пересказывают семейное предание армавирки Лидия Чернова и Татьяна Палашенко.
Первенцем Александра и Елизаветы был сын Николай. В годы Великой Отечественной, он оборонял Сталинград, освобождал Прагу. Был награжден орденом Красной Звезды, орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За боевые заслуги». Завершил военную карьеру в звании подполковника.
Через два года, в 1922-м, родился Георгий, еще через несколько лет — дочь Лида, которая после окончания медицинского училища работала в Крыму.
Жили Улановы в двухэтажном многоквартирном доме по улице Тургенева, 78. Его построили в 1927 году, и до сих пор в нем проживают потомки армавирского сапожника Александра Савельевича.
Командир звена
До войны Жора — так Татьяна и Лидия называют своего деда — увлекался спортивной гимнастикой и ходил на занятия в аэроклуб. Небо было его мечтой, поэтому, окончив школу, он поступил в летное училище в Армавире.
15 мая 1941 года — за месяц до начала Великой Отечественной — Жоре исполнилось 19 лет.
После объявления войны курсант Уланов ушел на фронт. Согласно наградному списку от 16 августа 1944 года, Георгий Уланов воевал в составе 122-го истребительного авиационного полка 331-й истребительной авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного Винницкого корпуса. Дослужившись до должности старшего летчика, весной 1945 года он был уже командиром звена 122-го истребительного авиационного полка 311-1 авиационной Львовской дивизии.
23 марта 1945 года командир 122-го ИАП майор Дрожжиков в наградном листе сообщал, что в 1944 году Георгия Уланова наградили орденом Отечественной войны II степени за 25 успешных боевых вылетов. На счету армавирского летчика были «один сбитый самолет противника и один — в группе».
После этого Уланов на втором Украинском фронте 30 раз вылетал на сопровождение штурмовиков, трижды вступал в воздушные бои.
В воздушных боях инициативен и бесстрашен. Так, 27 августа 1944 года, сопровождая восемь ИЛ-2 четверкой ЯК-1, вели воздушный бой с шестью ФВ-190. В результате умелого руководства боем было сбито два самолета противника, в котором товарищ Уланов сбил одного ФВ-190».
докладывал майор Дрожжиков о службе Георгия Уланова
Георгий отлично владел техникой пилотирования и имел хорошую огневую и тактическую подготовку. Умел правильно организовать летный состав звена, благодаря чему добился высоких показателей в боевой работе.
К марту 1945 года Уланов совершил 72 успешных боевых вылета и сбил три вражеских самолета.
Боевая подруга
Там же, на втором Украинском фронте, Жора познакомился с Марией Шериной — уроженкой села Борисово Новосибирской области. В авиационный полк она попала в июле 1942 года и дослужилась до звания младшего сержанта. Маша складывала и упаковывала парашюты летчиков, заряжала самолеты боеприпасами.
У Татьяны Палашенко сохранилась боевая характеристика бабушки. Согласно документу от 10 июля 1945 года, Мария была мастером по вооружению и обслужила 1 250 боевых вылетов. Девушка хорошо знала материальную часть вооружения самолетов МИГ-3, ЯК-1 и ЯК-9. За службу была награждена медалью «За боевые заслуги».
Командир называл Машу энергичной и трудолюбивой, настойчивой. Но даже в военное время она оставалась женственной и опрятной.
— Иначе дедушка не обратил бы на нее внимания. Стать его избранницей было непросто, — убеждены внучки фронтовиков.
Мария Алексеевна рассказывала дочери Галине, что в полку у Жоры Уланова была еще одна поклонница. Но однажды молодой летчик увидел, что у той немного сполз и сморщился над ботиночком чулок. После этого Георгий больше на девушку не смотрел.
Лидия Чернова по рассказам мамы знает, что бабушка Мария первой влюбилась в бойкого и веселого летчика.
Деда Жора поначалу дразнил ее, но бабушка смогла покорить его сердце…
говорит Лидия
Сон-предвестник
Любовь Марии и Георгия прошла испытание войной. Всякий раз, когда возлюбленный совершал боевые вылеты, девушку охватывала тревога. А однажды сердце почуяло — быть беде.
— Ей приснилось, что во время танца с туфли отвалилась подошва, но когда бабушка наступила на нее и топнула ногами, подошва чудесным образом приклеилась обратно, — рассказывает Татьяна Палашенко семейную историю.
Проснувшись, Мария подумала: «Это дурной знак», и с волнением дожидалась возвращения летчиков. Но Жора на аэродром не вернулся. Оказалось, в ту ночь его самолет сбили фашисты. Только хоронить Уланова было рано — он выжил и спустя время добрался-таки к своим. Маша его ждала, чувствовала, что любимый вернется.
Танец счастья
Когда закончилась война, Улановы приехали в Армавир. Жора устроился на работу в аэроклуб, а его молодая супруга — на табачную фабрику.
Через год после победного мая у них родился старший сын Валентин. Он — отец Татьяны Палашенко, которая сейчас работает в Армавирском машиностроительном техникуме.
В 1947 году на свет появился Юрий, а в 1950-м — Галина. Георгий Александрович очень ждал рождения дочери. И когда это произошло, закаленный войной летчик от счастья пустился в пляс на центральной площади города перед памятником Ленину.
— Мама была его любимицей, — добавляет Лидия Чернова. — Бывало, дедушка придет уставший с работы и просит: «Галочка, посиди со мной. Расскажи, как дела в школе?» Они часто говорили на разные темы. Мама тяжело переживала его смерть. Ей тогда было 18 лет, она только-только собралась выходить замуж.
Верная Маша
Фронтовик Георгий Александрович Уланов умер 12 января 1968 года от рака легких. До своего 46-летия он не дожил четыре месяца. Мария стала вдовой в 45 лет и до конца жизни хранила верность любимому Жоре.
— Бабушка была привлекательной женщиной. За ней ухаживали другие мужчины, но она никому не ответила взаимностью и больше не вышла замуж, — делится Татьяна.
Мария Алексеевна пережила супруга на 35 лет. Она умерла 12 марта 2003 года.
Во время войны самолет Георгия Уланова дважды сбивали фашисты. Он мог погибнуть, но отчаянно держался за жизнь, чтобы вернуться к невесте и братьям по оружию. Его историю можно назвать примером крепости русского духа и живучести — не назло, а вопреки. И не удивительно, что судьба привела летчика Уланова к Марии — не менее храброй и верной Родине и супругу.
Фото из архива Татьяны Палашенко