Создание светового оформления спектакля — это тоже искусство. Именно игра со светом и пространством в постановке армавирского театра «Мертвые души» раскрыла новые смыслы сцен и истинную сущность героев.
Когда Чичиков произносит монолог, убеждая слушателей, что он никому дурного не делает, а сам попал в список мертвых душ несправедливо, его лицо подсвечивают насыщенным сине-зеленым светом. И это вносит диссонанс в исповедь. Герой ощущает себя бравым парнем, а выглядит как мертвец.
писал «АС» после премьеры
В этом спектакле свет на сцене стал не только инструментом оформления, с его помощью происходящему действу придали глубину, создали эмоциональный накал.
Иллюзия поезда
Именно в «Мертвых душах» свет помогает раскрыть режиссерский замысел, считает директор Армавирского театра драмы и комедии Александр Абелян. Использование световых эффектов предложил постановщик — краснодарский режиссер Артем Акатов.
— Свет меняет атмосферу на сцене, — поясняет армавирский режиссер Аркадий Дарбинян. — Если его грамотно применять, можно добиться полного погружения зрителя в театральное действо. Вот актер сидит на стуле, звучит шум поезда, а мигающий прожектор создает иллюзию проезжающего состава. Либо для передачи интимной обстановки актер держит в руках свечу, а сцену окутывает мягкий приглушенный свет.
А создает эти светочудеса заведующий электроцехом Игорь Дубнов и художник по свету Сергей Бочаров.
Их рабочее место напоминает пульт управления космическим кораблем. Здесь стоят несколько компьютеров, панель управления. И каждую кнопку нужно нажать вовремя.
— Раньше свет на сцене делали в буквальном смысле вручную: старенький советский «Старт» — диммерный блок — пусть был и надежный, но не слишком функциональный. Сейчас на новом пульте могу включать свет на сцене и одновременно менять его в реальном времени. «Старту» это было не под силу, — поясняет Игорь Дубнов. — Невозможно было работать в одиночку. На «Старте», чтобы добиться нужного освещения, двое-трое человек занимались настройкой программ. С новым пультом наша работа стала более автоматизированной.
Удобным для специалистов по свету оказался сенсорный экран нового пульта — одно касание позволяет мгновенно изменить цвет освещения на сцене. Можно управлять проекциями. В премьерном спектакле «Вот такие пироги», где минимизировали использование традиционных декораций, атмосферу на сцене будут создавать именно проекции. В постановке новые прожекторы используют в качестве боковых прострелов.
— Впереди на сцене опущен белый супер — специальный занавес, где будет отображаться проекция. А перед ним стоит герой. В это время за супером разворачивается действие с другими персонажами. Как зритель сможет увидеть, что происходит? Включу боковые прострелы, и все, что происходит на заднем плане, станет отчетливо видно, — поясняет Игорь Дубнов.
Нет аналога
Добиться совершенного света в спектакле невозможно без современного оборудования. Раньше свет на сцене делали в буквальном смысле вручную: в прожекторах и лампах меняли цветные стекла. Сейчас меняют цвет освещения и создают специальные световые эффекты автоматически.
— Смогли заменить устаревшее оборудование на современное по программе Краснодарского края «Развитие культуры». В прошлом году приобрели пульт управления, в этом году установили новые прожекторы, — рассказал директор театра Александр Абелян. — До этого использовали ламповую технику с ограниченными возможностями, которая потребляла много электроэнергии.
Сегодня в театре есть пульт управления сценическим освещением. Такого нет ни в одном учреждении культуры Краснодарского края. С его помощью можно создавать световые спецэффекты: метель, мерцание звезд, включать на сцене снегомашину или дым. От этого особенно выиграли детские спектакли. В новой постановке «Снежная королева» световых спецэффектов много.
В следующем году в армавирском театре по программе «Развитие культуры» хотят приобрести еще прожекторы.
— Тогда сможем делать световой занавес. Это когда на сцене используют встречный свет, что позволяет менять декорации так, чтобы этого не видел зритель, — рассказывает Александр Абелян.
Партитура света
Начиная работу над постановкой, режиссер и осветители прописывают световую партитура — своего рода сценарий для света. В нем в точности до секунды расписано, где и какие эффекты сотрудник электроцеха должен использовать на сцене, какое оборудование включить.
На создание световой партитуры уходит много времени. Во время репетиций «Вот таких пирогов» постановщик спектакля Аркадий Дарбинян вносит правки, добавляет новые световые эффекты.
— Надо точно настроить направление каждого осветительного прибора. Только после этого режиссер оценивает результат и решает, устраивает ли его освещение. Если нет, пробуем множество разных вариантов, — говорит Игорь Дубнов. — Когда световая картина наконец складывается в единое целое, фиксирую все параметры в партитуре и мы вместе с художником по свету программируем пульт.
Самую большую световую партитуру создали для спектакля «Мертвые души». Она расписана в тетради на трех с половиной листах.
— Мечтаю о системе тайм-кода, которую используют театры на Бродвее. Невероятно эффективная технология, исключающая любые ошибки в управлении светом. Когда смотрю записи спектаклей с использованием тайм-кода, испытываю удовольствие от быстроты и точности работы команды. Надеюсь, наш электроцех тоже освоит эту систему и столь же виртуозно, — поделился Аркадий Дарбинян.
Голуби не полетели
Готовые сцены осветители программируют на пульте. Пока актеры играют на подмостках, Игорь Дубнов и Сергей Бочаров наблюдают за происходящим. Как только сцена затемняется, идет смена декораций, осветитель быстро набирает на пульте управления следующую сцену из партитуры.
Редко, но случаются ошибки. Называют их засветкой. Это когда монтировщики не успели доделать работу на сцене, а осветитель уже включил свет.
— Для нас это большая ошибка, — говорит Дубнов. — У меня был такой случай. Поэтому во время репетиции стараемся отыгрывать так, чтобы не допустить неловкого момента на сцене.
У специалистов по свету предусмотрены контрольные сигналы. В «Мертвых душах» по задумке режиссера Артема Акатова нужно осветить персонажа Сергея Воробьева — Чичикова — в темном зале, когда тот лежит на диване. Во время репетиций, когда Игорь Дубнов пытался направить свет на диван, актер либо только подходил к нему, либо начинал ложиться. Несмотря на многочисленные попытки, поймать нужный момент не удавалось.
В итоге постановщик предложил актеру слегка покашливать, когда тот будет лежать на диване. Таким образом Игорь Дубнов точно узнает, что Чичиков занял нужное положение.
Но начальнику электроцеха пришлось проявить особую осторожность во время спектакля — а вдруг случайно закашляет кто-то из зрителей. Игорь Дубнов следил за интонацией кашля, чтобы не перепутать актера с сидящим в зале человеком.
А во время спектакля «Любовь и голуби» на сцене случился форс-мажор. В финале осветитель затемнил сцену, включил проектор и «выпустил» стаю голубей. Но голуби не полетели.
Перед спектаклем проверил оборудование, убедился в его исправности. Однако во время этой сцены перестал работать ноутбук, из-за чего не получилось включить проекцию. Зрители, возможно, ничего и не поняли. Но это была катастрофа.
Игорь Дубнов
Установить причину неисправности оборудования так и не смогли — видимых неполадок не обнаружили.
Но если зритель не уловит ошибки, то режиссер ее заметит точно. Поэтому после каждого спектакля актеры и осветители происходящее на сцене анализируют, раскладывая по полочкам.
Фото Александра Ковязина / АС