Ради семьи Анатолий Чванов отказался от должности руководителя автоколонны и переехал

Ради семьи Анатолий Чванов отказался от должности руководителя автоколонны и переехал

Говорят, что характер — это дар судьбы. Человек может обладать талантом, но не достичь значительных успехов. Другой же, благодаря целеустремленности и склонности к риску, способен преодолеть множество препятствий и достигнуть вершин.

Начальник автоколонны Анатолий Чванов однажды кардинально изменил жизнь, не побоявшись все начать сначала. Должности директора крупного предприятия он предпочел переезд в Армавир, где, чтобы прокормить семью, устроился автослесарем.

Совет отца

Родился Анатолий в 1940 году в поселке Русские Липяги в Самарской области. Отец его работал в НКВД, но после войны из-за пошатнувшегося здоровья занялся пчеловодством. В семье было четверо детей, и дать им хорошее образование родители не могли.

В 14 лет Анатолий оставил школу и устроился в электросети учеником электрика. Одновременно учился в вечерней школе, готовясь к поступлению в техникум.

— Отец часто говорил, что во всем всегда нужно проявлять инициативу. Этот его совет очень помог мне в жизни, — говорит Анатолий Дмитриевич.

Строитель АвтоВАЗа

Отслужив в армии, он получил диплом механика в Горьковском автодорожном техникуме. И уволился из электросетей. Его взяли на работу автоэлектриком в автоколонну Куйбышевского грузового автодорожного предприятия — одного из крупнейших в области. Оно объединяло четыре автоколонны с парком из 600 автомобилей, используемых в разных сферах.

Заочно Анатолий учился на отделении новокуйбышевского филиала Самарского технологического института.

Чванова распределили в ремонтный цех автоколонны, занимающейся обслуживанием строительства зданий и заводов. Работа оказалась несложной: Анатолий отлично разбирался в электрике, а благодаря регулярным профилактическим проверкам автомобили редко ломались.

В 1967 году в Тольятти стартовала масштабная всесоюзная стройка. Тысячи молодых людей отправились возводить Волжский автомобильный завод. Анатолий ездил туда в командировки, обслуживал автомобили своего предприятия. Его опыт пригодился, когда подключали электричество к корпусам вспомогательных цехов.

И специалиста пригласили на АвтоВАЗ — на собеседование.

— Мне предложили работу в отделе анализа дефектов, — вспоминает Анатолий Чванов. — Предложение было привлекательным, но в Новокуйбышевске остались жена и две дочери. Там я построил кирпичный дом.

Тогда ему на АвтоВАЗ оформили командировку. Работа пришлась по душе, но мысль о семье не покидала. И под конец командировки он все-таки отказался от перспективного предложения. А вернувшись домой, получил назначение на должность начальника автоколонны в Куйбышевском грузовом автодорожном предприятии.

А еще Анатолия поставили в льготную очередь на приобретение автомобиля «Жигули». И вскоре он сел за руль нового ВАЗ-21011, сошедшего с конвейера завода под номером 435.

Народный избранник

Следуя совету отца, Анатолий Чванов во многих ситуациях проявлял инициативу и дотошность. Он предложил свою кандидатуру на выборах народных депутатов Новокуйбышевска, и жители родного поселка Русские Липяги избрали его.

К своим обязанностям подошел ответственно. Чаще всего односельчане обращались за помощью в получении стройматериалов. В конце 60-х годов Самарская область представляла собой огромную стройплощадку, и строительные материалы были в большом дефиците.

Анатолий Чванов ходил по домам селян вместе с комиссией. Жители жаловались ему на сгнившие доски, показывали изношенный шифер и просили помочь в приобретении нового. Жалобы их фиксировали, оформляли в виде протоколов и подавали заявки в новокуйбышевский горисполком.

Чтобы помочь инвалидам Великой Отечественной войны, Анатолий посещал крупные заводы и предприятия и просил посодействовать с ремонтом крыш. Приходил без предупреждения. Порой долго ждал в приемной директора, якобы занятого на совещании. В результате руководители сдавались, понимая, что депутат не уйдет.

Приходил лично и без предварительного уведомления, потому что по телефону легче отказать, чем при встрече. Убеждал директоров, апеллируя к их чувствам. Напоминал, что фронтовик, пройдя войну, потеряв ногу, боролся за свободу нашей страны. И теперь наша очередь позаботиться о нем. Не припомню ни одного случая, чтобы мне отказали.

Анатолий Чванов

Директора предприятий не только предоставляли стройматериалы, но и выделяли рабочих.

Опасный газ

Время шло, Самарская область и Новокуйбышевск стремительно развивались. Вокруг города построили много промышленных предприятий. Только нефтеперерабатывающих заводов было два. Начались проблемы с экологией.

По городу и окрестностям поползли тревожные слухи. Мол, в поселках регистрировали случаи, когда люди спускались в погреба и погибали там от воздействия неизвестных газов.

— Моя супруга трудилась на местном химическом заводе, производящем синтетический спирт. Через некоторое время у многих работников цеха диагностировали лейкемию. У некоторых женщин рождались дети без кожи, — рассказывает Анатолий Дмитриевич. — Жена потом перешла ко мне в автоколонну, но все равно беспокоился, что плохая экология отразится на здоровье семьи.

Вскоре у младшей дочери начались сильные головные боли. Сам Анатолий Дмитриевич неоднократно терял сознание: один раз за рулем автомобиля, другой — когда надевал галстук.

Обследование у терапевта причины обмороков не выявило. Но врач посоветовала переехать на юг. Предложила рассмотреть вариант Владикавказа.

Во время отпуска Чвановы отправились на разведку. Однако до Северной Осетии не добрались. Остановившись на обочине купить пирожков, Анатолий Дмитриевич с женой разговорились с дальнобойщиками.

— Зачем так далеко ехать? В 50 километрах отсюда находится Армавир. Поезжайте, посмотрите — город чистый, уютный, есть заводы, — предложил один из водителей.

И супруги сделали остановку в Армавире. После Новокуйбышевска город казался садом: повсюду — зеленые насаждения, цветы, растения… Особенно впечатлил самшит.

И Чвановы отказались от поездки во Владикавказ.

Армавирская авантюра

Ранним утром директор Куйбышевского грузового автодорожного предприятия Александр Косяков буквально ворвался в кабинет Анатолия. От возмущения у него дрожал подбородок.

— Чванов, ты что творишь? Мне через полгода на пенсию, я тебя ставить на свое место собирался, — возмущался он.

— Александр Тимофеевич, здоровье семьи важнее, — ответил Анатолий. — Поэтому переезжаем на юг, в Армавир.

Их пытались удержать в Новокуйбышевске, но семья приняла решение. Вскоре Чвановы продали свой кирпичный дом. Первой в Армавир отправилась жена Нина Ивановна, которая приобрела жилье на улице Свердлова. Затем поездом на юг отправились теща с детьми. Анатолий Дмитриевич прибыл последним, перевезя на машине семейный скарб.

Первые месяцы были непростыми. Старый дом на двух хозяев в начале Свердлова обошелся дороже, чем новый кирпичный в Русских Липягах. Пришлось взять в долг у родственников и временно затянуть пояса.

Анатолий Дмитриевич вспоминает, как однажды жена и теща решили немного заработать. Они собрали в саду алычу, помыли ее и принесли на рынок продавать. Однако покупатели обходили их стороной. Удивленная Нина Ивановна поинтересовалась у торговавшей рядом женщины, почему.

— Зачем вы ее помыли? Она же храниться не будет! — ответила та.

А Чвановы этого не знали, алычу они впервые попробовали на Кубани. До первой зарплаты супруги питались ею и кефиром, оставляя сытную еду детям и пожилой матери.

Обманутые ожидания

Были моменты, когда опускались руки, и они жалели, что уехали из Новокуйбышевска. Там они были уважаемыми людьми, а здесь оказались чужими.

Понадобилось немало времени, чтобы адаптироваться к местным особенностям. Например, в поселке Русские Липяги существовали магазины самообслуживания. Покупатели заходили внутрь, брали корзину, выбирали товары и шли на кассу. В Армавире же торговали только продавцы за прилавком.

По рекомендации соседей работать Анатолий Чванов решил устроиться на ЗИМ, который называли промышленным гигантом. Отправившись в первый раз на предприятие, он долго бродил по округе и не мог отыскать завод испытательных машин, пока не встретил рабочего.

— Так вон же он! — указал парень на ЗИМ.

Чванов был удивлен. В Новокуйбышевске заводы — это настоящие гиганты. Их территория простиралась от трех до десяти километров. Рабочие перемещались по огромной площади на автобусах.

Однако его ждало еще одно разочарование. Несмотря на богатый управленческий опыт, никто не хотел брать Анатолия Дмитриевича на руководящую должность. Директор одного из предприятий прямо сказал, что здесь не любят приезжих.

— Ты нигде не устроишься, пока хорошо себя не зарекомендуешь, — отчеканил он.

Несколько недель профессиональный электрик не мог найти работу. Отчаявшись, обратился на станцию технического обслуживания «АвтоВАЗа» и согласился на место слесаря.

После мастерской автоколонны ремонтный цех ему показался до неприличия маленьким. Да и в какой-то степени унизительно переходить с должности начальника в слесари. Но нужно было кормить детей.

Свой город

Вскоре он обнаружил и положительные стороны жизни на Кубани. Люди здесь жили позажиточнее, чем в Самарской области. И автомобилей было намного больше, поэтому в мастерской образовывались большие очереди. Иногда на месяцы вперед. Автовладельцы буквально умоляли мастеров в свободное время отремонтировать их машины. Такая подработка помогла быстро отдать долги родственникам и встать на ноги.

А спустя год Анатолия Дмитриевича повысили до инженера по гарантии, еще через семь лет он стал директором станции технического обслуживания.

В Армавире Анатолий Чванов стал своим. Он дружил со многими директорами предприятий, участвовал в общественной жизни. Город стал новым домом для его семьи. Здесь родились его внуки и правнуки.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях