Музыка на глюкофоне. Совершенствуя игру на лепестковых барабанах, Анастасия Калдузова экспериментирует со звуками

Музыка на глюкофоне. Совершенствуя игру на лепестковых барабанах, Анастасия Калдузова экспериментирует со звуками

Впервые лепестковый барабан Анастасия Калдузова взяла в руки в 35 лет. Спустя семь лет упорных тренировок она «читает» пальцами звуки хэндпана и глюкофона.

На улицах Франкфурта

А узнала она о хэндпане в 2007 году, когда прогуливалась по немецкому Франкфурту-на-Майне. Уличные музыканты играли на инструменте, напоминающем летающую тарелку.

— Звук у него был необычным. Внешний вид привлекал внимание, — вспоминает Анастасия. — Тогда даже не думала, что однажды приобрету такой барабан и научусь на нем играть.

Вернувшись в Россию, Анастасия рассказала о необычном музыкальном инструменте друзьям. Но никто так и не понял, как он выглядит и звучит.

Позже в социальных сетях Анастасия обнаружила дуэт Hang Massive, который одним из первых представил хэндпан широкой аудитории. Правда, звук в записи существенно отличался от живого исполнения, но звучал инструмент все равно красиво.

А однажды брат Анастасии вернулся с фестиваля электронной музыки в Польше, где дуэт Hang Massive выступал на разогреве. Андрей был впечатлен.

Играть на бочках

Многие ошибочно считают, что хэндпан, напоминающий большую сковороду вок, предназначен исключительно для медитаций. А это музыкальный инструмент, изобретенный в послевоенное время.

— После Второй мировой войны осталось немало пустых бочек из-под топлива. Уличные музыканты использовали их в качестве ударного инструмента, который назвали ханг, — пояснила Анастасия Калдузова. — В 2000 году музыканты Сабина Шерер и Феликс Ронер получили патент на производство хэндпана. Свой лепестковый барабан для удобства они уменьшили в размерах и запустили в серийное производство. В нем они объединили звучание стального стилпана и африканского глиняного уду.

Внешне хэндпан действительно похож на летающую тарелку. Он представляет собой две соединенные между собой стальные полусферы с углублениями по краям, предназначенными для игры. При ударе инструмент начинает вибрировать, создавая уникальное звучание.

Музыка на глюкофоне. Совершенствуя игру на лепестковых барабанах, Анастасия Калдузова экспериментирует со звуками

Каждый барабан после изготовления настраивают вручную, что придает ему уникальные акустические характеристики. Анастасия Калдузова однажды, заметив незначительное отклонение в звучании, перенастроила один из своих хэндпанов.

— Теперь он звучит гораздо выше, мелодичнее, — пояснила она.

Для Парка ангелов

Глюкофон, или металлофон, Анастасия освоила в результате стечения обстоятельств. Когда на месте сгоревшего торгово-развлекательного комплекса «Зимняя вишня» в Кемерово инвесторы возвели Парк ангелов, то решили изготовить большой лепестковый барабан — глюкофон с выгравированными на нем именами погибших детей. Дизайнеры агентства, где Анастасия является руководителем, нарисовали макет инструмента.

— Мой коллектив участвовал в создании эскиза глюкофона для Парка ангелов. Именно после открытия парка впервые сыграла на этом инструменте, — вспоминает Анастасия.

Играла пальцами. Дважды отбила их, потому что глюкофон был большим, а опыта игры на нем не было. Хотя исполнять мелодии на глюкофоне и хэндпане можно и специальными палочками. Тогда удается извлекать более высокие звуки.

Длинный сустайн

Хэндпаны долгое время стоили очень дорого. В 2007 году цена одного такого барабана доходила до шести тысяч евро. Но после 2019 года их на рынке появилось много, и стоимость стала снижаться. И вот тогда Анастасия Калдузова купила свой первый хэндпан. Сейчас у нее их три.

— Наши хэндпаны ничуть не уступают зарубежным. Правда, один инструмент мне пришлось адаптировать под себя. Проблема заключалась в сустайне — продолжительности звучания извлекаемого звука, — поясняет армавирка. — Мне хотелось, чтобы сустайн был более длинный.

Правила или импровизация?

Анастасия предлагает попробовать поиграть на глюкофоне мне. Беря инструмент в руки, осознаю, что не стоит стучать энергично. Весит он три-четыре килограмма. И это точно не сковорода!

Начинаю осторожно постукивать пальцами, постепенно увеличивая силу ударов. Однако мелодичного звука извлечь не удается — инструмент звучит так, будто стучу по дну кастрюли.

Прошу Анастасию показать, как правильно играть. И — о чудо! — глюкофон зазвучал волшебной мелодией. Остается только удивляться, почему у нее звук получается более высоким и чистым, чем у меня.

— Музыка на глюкофоне и хэндпане создается кончиками пальцев. Со временем понимаешь, сколько усилий нужно приложить для достижения желаемого звучания. Меня никто не учил играть на этих инструментах, основы осваивала самостоятельно. Но наличие начального музыкального образования помогает в выборе ритмов и мелодий, — поясняет Анастасия. — Я не играю по заранее выученным нотам. Есть набор музыкальных гамм, которые комбинирую и использую в зависимости от настроения. Моя манера игры потоковая, а не систематическая. Это значит, что я не придерживаюсь заученного материала, а импровизирую.

Анастасия утверждает, что на хэндпане и глюкофоне можно исполнить даже «Лунную сонату» Бетховена. Однако, по ее мнению, систематический подход лишает музыканта индивидуальности. Как пример рассказывает про детей, которые играют на глюкофоне по нотам, но когда их просят сымпровизировать, сделать этого не могут.

В ближайшей перспективе Анастасия планирует набрать учеников — будет учить детей импровизации на глюкофоне и хэндпане. Говорит, эти инструменты развивают мелкую моторику и стимулируют формирование нейронных связей в мозге.

— Чтобы освоить глюкофон и хэндпан, ежедневно играла по часу-полтора. Результат пришлось ждать долго, но теперь чувствую инструмент пальцами лучше, чем вижу его глазами, — делится Анастасия.

Играя на лепестковых барабанах, можно попасть в ловушку однообразного ритма. Анастасия консультировалась по этому поводу с профессиональными музыкантами. Они предложили ей либо слушать разную музыку, либо временно отказаться от игры на инструменте. Последний вариант оказался более эффективным. Теперь, когда ей хочется сочинить что-то новаторское, она несколько недель не берет в руки инструмент.

Музыка на глюкофоне. Совершенствуя игру на лепестковых барабанах, Анастасия Калдузова экспериментирует со звуками

Источник позитива

Сказать, на чем ей больше нравится играть, — на хэндпане или глюкофоне — она не может. Это зависит от настроения и окружения. Несведущему человеку может показаться, что они схожи по звучанию, но Анастасия отмечает существенные различия. Глюкофон отличается мягким и мелодичным звучанием, тогда как хэндпан производит более характерные и яркие звуки, создавая глубокую и резонансную атмосферу.

— В музыке меня увлекает ритм, наверное, поэтому играю на перкуссионных инструментах. Даже за рулем автомобиля отбиваю пальцами ритм, — рассказывает Анастасия.

Однажды к Калдузовым в гости пришла знакомая с дочкой, которой поставили диагноз «аутизм». Она стала с интересом изучать барабаны Анастасии, и та предложила ей поиграть на любом. Девятилетняя девочка выбрала африканский барабан джембе.

— Я буду играть разную музыку. Сначала для пиратов, а потом для драконов, — заявил ребенок.

Анастасия сомневалась, что у девочки, никогда не игравшей на музыкальных инструментах, получится. Но получилось! Пальцами она начала отбивать ритм, похожий на пиратскую песню, а потом исполнила загадочную мелодию, навевающую ассоциации со сказками о драконах.

— Этот случай еще раз доказал, что для занятий музыкой у человека должны быть предрасположенность и талант, — уверена армавирка.

Сама Анастасия полностью погружается в процесс игры, закрывает глаза и сливается с музыкой. Она чувствует ритмы.

Сейчас Анастасия работает над проектом лаборатории звуков «Пчела Ля» и знакомит жителей Краснодарского края и других регионов с перкуссионными музыкальными инструментами. В прошлом году она выступила на открытии выставки художника Оганеса Хитаряна в Выставочном зале Дома Дангулова и в Центральной городской библиотеке во время Ночи искусств. По ее мнению, музыка, исполненная на перкуссионных инструментах, расширяет кругозор и служит источником позитивной энергии.

МНЕНИЕ
Татьяна Вишнякова, заместитель директора ГДК по основной деятельности:

— Хэндпан и глюкофоны — одни из самых интересных современных музыкальных инструментов. Несколько лет назад попробовала играть на хэндпане. Это был невероятно интересный опыт. Даже удалось сыграть мелодию. Главное при игре на лепестковом барабане — ощутить инструмент и мелодию, рождающуюся внутри тебя.

Фото Александра Ковязина / АСи из архива Анастасии Калдузовой

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях