На краю сарматского мира. В станице Прочноокопской сохранилась цитадель древнего городища

На краю сарматского мира. В станице Прочноокопской сохранилась цитадель древнего городища

В 20 минутах езды от Армавира раскинулось старинное казачье селение — станица Прочноокопская, в которой сегодня проживают порядка 4,5 тысячи человек. Здесь тихо и размеренно течет жизнь. И, кажется, так было всегда.

Но первое впечатление обманчиво. В 1990-х годах в этих местах обнаружили кенотаф знатного воина — погребение, давшее ученым богатейший исторический материал для исследования. В станице младший брат Александра Пушкина Лев сообщил о малоизвестном факте из жизни поэта. Именно этой историей впоследствии биографы лирика объясняли, почему тот не участвовал в восстании декабристов. И еще… Прочноокопская являлась одним из главных центров старообрядчества Юга России.

Вот чтобы своими глазами увидеть, какой эта удивительная станица выглядит сегодня, мы и отправились на разведку с историками Сергеем Малаховым и Сергеем Ктиторовым.

В лагуне древнего моря

Путь к Прочноокопской из Армавира пролегает через Старую Станицу. Символично, ведь именно на этом месте изначально и возникла Прочноокопская. Первопоселенцы в 1794 году заняли земли за нынешней речушкой Неволькой, в направлении к Фортштадту. Но из-за своенравной Кубани, с завидной регулярностью затоплявшей их угодья, вынуждены были подняться выше. По этой причине в 1820 году казаки основали ставшую второй станицу Прочноокопскую, куда мы и направляемся. А на месте первой долгое время никто не селился.

Проезжаем по улице Ставропольской почти до горы — там можно оставить машину и подняться пешком к часовне Александра Невского, хорошо заметной с этой части дороги. Но поворачиваем налево и движемся к Фортштадту по улице Заводской. Историк Сергей Малахов отмечает, что по правую сторону от автомобиля начинается Ставропольская возвышенность, и примерно 12 млн лет назад сюда, в мелководную лагуну Сарматского моря, заходили киты цетотерии. Кстати, скелет этого вымершего млекопитающего можно увидеть в экспозиции Армавирского краеведческого музея.

Дорога тоже интересна с исторической точки зрения. Армавирский старожил Рафаэль Аракелов писал, что местные жители называли ее «желтой». Возможно, это связано с глинистой почвой и наличием здесь песчаника. Однако есть у нее и другое наименование…

— Дорога декабристов — так ее обозначал в своих трудах краевед Борис Выродов, — говорит Сергей Ктиторов. — Именно по ней декабристы ехали на строительство Лабинской линии в 1840-41 годах.

Минуя хутор Фортштадт, приближаемся к станице, но, завидев ее дома, сворачиваем налево в направлении фермы и по зазеленевшему лугу мчим к Прочноокопскому городищу. Выглядит оно живописно. Некогда окруженное рвом поселение располагалось на обрыве, с которого открывается панорама Кубани. А если пройти правее и вперед, то можно увидеть быки разрушенного Прочноокопского моста, что некогда связывал станицу и Красную Поляну.

На краю русского мира

Склон усыпан фиолетовыми цветами мускари, или, как его еще называют, мышиного гиацинта. У него тонкий весенний, словно затаившийся глубоко в крошечных колокольчиках аромат. Кое-где в балке встречаются съедобные грибы, а у кромки реки растут фруктовые деревья. Некоторые из них сейчас ослепительно белы, другие только-только приходят в себя после зимы. Пахнет костром. Из станицы доносится птичье кудахтанье. Но его прерывает рев стремительно приближающихся к нам мотоциклов. Райдеры проносятся по возвышенности, спускаясь в овраг со шлейфом из сбившейся в облака пыли, а затем на полном ходу врываются на соседний небольшой холм.

— Этот пригорок называется цитаделью, — поясняет Сергей Малахов. — На нем обособленно жил, вероятно, более зажиточный и влиятельный человек в меото-сарматский период существования городища.

— До нашей эры или после?

— Датируется периодом с третьего века до нашей эры до третьего века нашей эры.

— А потом кто жил на этих землях?

— Аланы, гунны, хазары… И каждый народ оставлял свой след. Поэтому склон городища со стороны Кубани в разрезе напоминает слоеный пирог из так называемого культурного слоя. Кое-что можно увидеть и невооруженным глазом даже сейчас. А лет 30 назад я обнаружил здесь курильницу.

Решаем осмотреться и спускаемся вниз, ближе к реке. С этой точки заметны сохранившиеся в толще обрыва элементы кладки сарматского жилища. А в осыпающейся рыхлой почве, зависнув на опасной высоте, Сергей Ктиторов находит осколки лепной керамики, глиняную обмазку жилища и крупные кости. Что как бы подтверждает — люди, жившие на Прочноокопском городище тысячу лет назад, преимущественно занимались разведением скота и лошадей.

Были у них и специфические по нынешним меркам обычаи погребения. В 1992 году на раскопках, проводимых Армавирским педагогическим институтом, на городище нашли кенотаф — могилу без покойника.

— Будучи в те годы студентом истфака, я помню эту находку, — рассказывает Сергей Ктиторов. — Вероятно, вождь или знатный воин погиб на чужбине, и земляки предали его земле символически. В захоронение они поместили четырех коней, небольшое животное, по останкам сложно определить какое, есть версия, что медвежонка. А по кругу — невольников с ампутированными конечностями, чтобы те не смогли покинуть хозяина на том свете.

Но даже не это поразило тогда археологов. Неподалеку из земли извлекли голубую бусину из халцедона, так хорошо сохранившуюся за две с лишним тысячи лет, что на первый взгляд она показалась оброненной кем-то из студенток.

Спустившись и поднявшись, дабы понять масштаб городища, чувствуем себя словно в колыбели. Возвращаясь к машине, оставленной у восточного вала, Сергей Малахов замечает:

— А ведь городище стояло на окраине сарматского мира…

Интересное наблюдение. Когда казаки основали Прочноокопскую, значение края, крайней черты осталось на этой земле. Именно здесь проходила граница Российской империи с Турцией. И линейцы стояли на страже русского мира, на самом его краю.

Пришли с Дона

В центр станицы Прочноокопской направляемся, чтобы посмотреть несколько памятников. Дорога в станице — вся на склонах, местами еще и грунтовая. В центре нее на мощеной плиткой площади установлен памятник казакам-первопоселенцам. Сидящим в металле застыл мужественный мужчина, а рядом с ним стоит женщина, держащая древко с крестом и российским гербом. К мемориалу прикреплена табличка с краткой исторической справкой.

Кандидат исторических наук, специалист по казачеству Константин Скиба рассказал, что Прочноокопская стала одной из первых шести станиц на Кубани, заселенных казаками с Верхнего Дона. И одним из двух цент-ров староверчества в регионе.

— Линейцы были староверами, но не раскольниками, — отмечает эксперт. — Они подчинялись армейским властям, которые в силу их боевых заслуг перед Отечеством лояльно относились к религиозным убеждениям казаков, их традициям, принесенным с Дона.

В Прочноокопской перед революцией 1917 года было три церкви: каноническая, староверческая и единоверческая. Последнюю посещали станичники-староверы, принявшие православие, но не во всех его аспектах.

Сохранилась старинная дореволюционная открытка с запечатленными на пригорках тремя храмами.

— Однако не обходилось без эксцессов на почве разницы во взглядах, — отмечает Константин Скиба. — Известен случай уголовной хроники, когда казаки схлестнулись с солдатами из-за того, что те курили на улице. Для староверов это табу. И конфликт завершился поножовщиной.

Религиозные учреждения прошлого не сохранились, а действующий сегодня в станице православный храм святителя Митрофана Воронежского на улице Первомайской — новодел. О староверческом прошлом Прочноокопской напоминают лишь погребения, уцелевшие на кладбище на восточной окраине. Они похожи на могильные памятники, что выстояли под натиском времени в старинном некрополе Убеженской. Но здесь их гораздо меньше.

Показал эти захоронения живущий в Прочноокопской заместитель главного редактора журнала «Родная Кубань» Николай Крижановский. Затерянные на погосте, они встречаются среди современных надгробий. Некоторые из памятников почти ушли в землю, как найденный нами в высокой траве кованый крест, другие же в неплохом состоянии, и за ними ухаживают местные жители. Можно даже прочесть выбитые на песчанике эпитафии: «Сей памятник храброго воина сотника Ивана Сисюкина, родился 1834, скончался 1867 года», «Раба Божия Евдокия Дьячкина 18 апреля 1891 г.», «Под сим памятником погребено тело урядника Федо…»

Встречаются на кладбище и металлические гробницы с восьмиконечными крестами с особенно выраженной верхней горизонтальной перекладиной, что свойственно староверческим захоронениям, отмечает Сергей Малахов.

— Скорее всего, эти захоронения принадлежали старообрядцам, но насколько это достоверно, установить невозможно — метрические книги станицы Прочноокопской были утрачены, — рассказал председатель комиссии по канонизации святых Армавирской епархии иеромонах Антоний (Малинский).

Поэты и декабристы

Но возвращаемся в центр станицы, к памятнику казакам-основателям. Напротив него на другой стороне улицы Ленина в традициях классической советской архитектуры выполнены Дом культуры и памятник Кирову. К зданию примыкает небольшой парк со стелой героям Гражданской и Великой Отечественной войн.

За памятником расположена детская площадка, а напротив — ничем не примечательное здание с мемориальной табличкой. На ней написано: «В 1837-1847 годах на этом месте находилась усадьба декабриста Нарышкина Михаила Михайловича, перемещенного сюда из Сибири, где он отбывал каторгу». В этой информации несколько неточностей. Во-первых, неправильно указан временной отрезок пребывания декабриста в Прочноокопской. Дом был приобретен на имя его жены Елизаветы Нарышкиной в 1838 году, а станицу супруги покинули в 1844-м.

Во-вторых, в станице дом, не усадьба, принадлежал жене Нарышкина. Приехал он на Кубань из Кургана, где находился не на каторге, а на поселении, то есть в ссылке.

Любопытно и то, что распространение получила легенда о посещении дома Нарышкиных Лермонтовым, но документальных подтверждений этому нет. Достоверно лишь то, что поэт, как и Александр Пушкин, проезжал по Ставропольскому тракту. То есть по той самой дороге, приведшей и нас в Прочноокопскую. Поэтому вполне мог навестить старых знакомых в станице.

Есть в воспоминаниях декабриста Николая Лорера, который жил в Прочноокопской, описание событий 1838-40 годов. В то время, когда Лорер квартировал у казака, он и посетивший его Лев Пушкин были приглашены к Нарышкиным. И именно здесь, в станице, младший брат поэта рассказал об интересном факте.

Гений русской литературы, будучи в Михайловском, получил приглашение от бывшего директора Царскосельского лицея Егора Энгельгардта встретиться в Петербурге. Недолго думая, пылкий Александр Сергеевич собрался и поскакал в столицу, но на выезде из Михайловского встретил священнослужителя и посчитал это предзнаменованием. По этой причине он остался в родовом имении. Было это в конце 1825 года, перед выступлением на Сенатской площади. И Николай Лорер считал, что провидение защитило таким образом Александра Пушкина, и он был спасен.

Кстати, примерно в 10 минутах езды от станицы есть так называемые Пушкинские места. Небольшой сквер с бюстом лирика на высокой газовой трубе, раскрытая книга почти в человеческий рост со строками из известных произведений солнца русской поэзии и бонусом красивый вид на Кубань с возвышенности. Обычно здесь не бывает много людей, но все в округе знают, где находится этот уголок и, следовательно, о том, что поэт проезжал Прочноокопскую в августе 1820 года по пути в Екатеринодар.

Послесловие

Прошлое этой уникальной станицы связано с именами и других выдающихся людей. В 1849 году в ней родился живописец Лев Дмитриев-Кавказский. В 1847 году местный госпиталь посещал хирург Николай Пирогов. Здесь бывали многие известные военные деятели времен покорения Кавказа: Алексей Ермолов, Дмитрий Милютин, Николай Евдокимов и другие.

Конечно, это не все интересные локации Прочноокопской, которые порекомендовали бы посетить в станице. Но за каждой из названных — такой интересный исторический материал, что можно написать диссертацию.

В чем еще прелесть маленького путешествия в эту южную провинцию? Она самобытна. А за этим ведь и едут на окраину, чтобы приблизиться к истокам, правда?

Фото Ольги Белолипецкой / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой конфиденциальности и сервиса Яндекс.Метрика.