Старинный Армавир. Буфет из массива ореха обошелся музею в два миллиона 300 тысяч рублей

Старинный Армавир. Буфет из массива ореха обошелся музею в два миллиона 300 тысяч рублей

Старинный резной буфет — мечта коллекционера антиквариата. Такой предмет интерьера — это и ценность, и гордость, и украшение с историей. Один, выполненный в стиле рококо, хранится в фондах Армавирского краеведческого музея.

Под замком

Датирован он второй половиной XIX века.

— В 1995 году буфет приобрели за два миллиона 300 тысяч рублей, — рассказывает заведующая научно-просветительским отделом музея Марина Баздырева. — Хранился он у армавирца по фамилии Воронин, а до того принадлежал его родственникам.

Высотой шкаф более двух метров. Чтобы сфотографировать отдельные его элементы, фотокор «АС» Александр Ковязин, рост которого 1 метр 89 см, вынужден был взобраться на стремянку.

Состоит буфет из двух шкафчиков. Верхний имеет три отделения: два боковых и маленькое — в центре. Боковые отделения — с полочками внутри. Резные растительные орнаменты украшают дверки. На правой сохранился врезной замок, на левой — металлическая декоративная накладка. Эта деталь фурнитуры, закрывая замочную скважину, придает аккуратный вид и защищает от пыли.

— Когда-то хозяйки запирали буфет, в котором хранили ценные продукты, или когда в дом нанимали прислугу — чтобы те не имели доступа к съестным припасам, — подмечает сотрудник музея.

Под дверками — выдвижные ящички. На них, помимо накладок на замки, есть металлические декоративные ручки. По внешнему виду и желтоватому оттенку можно предположить, что выполнены они из бронзы.

В стиле комфорта

Кухонный буфет, по версии специалистов музея, изготовлен из массива ореха в стиле рококо в сочетании с современными (по меркам позапрошлого века) тенденциями.

— В отличие от другой мебели, сделанной в стиле рококо, этот буфет менее перегружен декоративными элементами и имеет более классические формы, — объясняет Марина Баздырева. — К стилю рококо относим его из-за резьбы и украшений карниза и фронтона.

И хотя рококо часто путают с барокко, у этого стиля есть свои особенности. Сформировался он во Франции в XVIII веке сразу как интерьерный и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере.

В обстановке рококо ориентирован на удобство и комфорт, которые сочетаются с
изяществом, асимметрией, округлостью форм и наличием сложных фигурных элементов. Искусствоведы отмечают характерные для этого стиля натуральные материалы: дерево благородных пород, хрусталь, бронзу, серебро, шелк, бархат.

Загадка для детей

Буфет вошел в обиход как шкаф, который ставили в кухне или столовой в XIX веке. Хранили в нем посуду и приборы, столовый текстиль, некоторые виды продуктов.

Было время, когда в каждом зажиточном доме стоял буфет: большой, массивный и загадочный — для детей. Ведь внутри часто хранили помимо специй, посуды еще и сладости. Этот предмет столово-кухонной мебели до сих пор у многих вызывает ностальгию.

Его часто упоминали в своих произведениях русские писатели. Вот, например, как описана квартира Головинского — героя романа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Дикое счастье»: «…убрана на барскую ногу, особенно столовая, где стоял резной буфет отличной работы».

На заказ

— Наш экспонат стоял в доме зажиточных армавирцев, — говорит заведующая научно-просветительским отделом армавирского музея Марина Баздырева. — Откуда такие выводы? Во-первых, буфет большой и высокий, из-за размеров он бы не встал в маленькой кухне. Во-вторых, его столешница — из мрамора.

Да и сам буфет ручной работы, что тоже говорит о его дороговизне. Велика вероятность, что мебель была сделана краснодеревщиком на заказ и привезена из большого города. Именно там у мастера имелась возможность увидеть модные изделия из ценных пород дерева, что было не менее важно, чем обладание вкусом и талантом в деревообработке.

Краснодеревщики не упускали возможность «поиграть» с размерами буфетов: они делали их высокими и вместительными — такие стояли в кухнях, и длинными и низкими — для столовых.

Где продавали?

Историк Сергей Ктиторов отметил, что в дореволюционном Армавире едва ли изготавливали буфеты в стиле рококо. В 1911 году в селе действовали две мебельные мастерские численностью восемь работников. В 1912-м их было три.

— Но в Армавире открывали большое количество мебельных магазинов и складов. Там и можно было купить мебель, изготовленную в других городах, — говорит Сергей Ктиторов.

На первом этаже гостиницы «Большая Московская» находился крупный мебельный магазин, которым владел Назаров. Согласно плану селения Армавир 1913 года, располагалась она на углу Николаевского проспекта (ныне улица Кирова) и Привокзальной площади. Еще один магазин Назарова был на современной улице Розы Люксембург возле перекрестка с Карла Либкнехта — там сейчас детский сад.

А один из самых больших мебельных магазинов принадлежал братьям Айдиновым. Располагался он на Николаевском проспекте в принадлежащем семье двухэтажном здании.

— Туда привозили мебель отовсюду. Но что-нибудь элементарное, например, лавочку или полку, армавирские плотники изготавливали в столярных мастерских, — добавляет Сергей Ктиторов.

Резная дичь

Марина Баздырева обращает внимание на еще одну интересную деталь буфета — резное изображение птицы, несущей в лапах рыбу. Что она символизирует? Скорее всего, так обыграли охотничью тему.

Вероятно, это резное украшение — попытка провести логическую цепочку: охота, дичь, изысканные блюда, званые вечера

Изображений других животных и птиц на старинном буфете нет, есть лишь растительные орнаменты.

Предпочитая легкость

Клейма или надписей, указывающих на имя мастера, изготовившего буфет, специалисты не нашли. Не сохранились и сведения о его первых владельцах.

— Но по степени сохранности можно предположить, что стоял буфет только в жилых помещениях, — рассказывает Марина Баздырева. — Почему буфет хранился у Воронина? Возможно, прежние хозяева поменяли интерьер дома, и старинная мебель больше не вписывалась в их обстановку, поэтому ее отдали родственнику.

Такое не редкость. Некогда ценные буфеты люди продавали и даже выбрасывали. Массово это можно было наблюдать в 1960-х годах, тогда менялись предпочтения хозяек в обстановке, в моду входили другие интерьеры. Вместо тяжелой и излишне декорированной мебели в домах ставили так называемые горки — шкафы-буфеты с застекленными дверцами.

— Они имели простые формы и визуально увеличивали в комнате свободное пространство, создавая ощущение воздуха, легкости, — объясняет Марина Баздырева.

В экспонаты

К изготовлению резных буфетов из ценных пород дерева в XIX-начале XX века привлекали высококлассных мастеров, которые мебель превращали в произведение искусства — с красивыми узорами и элементами, проработанными до мелочей. Поэтому многое из того, что прежде считали функциональным украшением дома, теперь является экспонатами музеев, антикварных лавок и аукционов.

Именно так случилось с буфетом, хранящимся в закрытых фондах городского музея. Теперь он — история Армавира.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой конфиденциальности и сервиса Яндекс.Метрика.