Благочинный Армавирского округа во время войны спас 20 красноармейцев

Благочинный Армавирского округа во время войны спас 20 красноармейцев

Отец Валериан Маляровский служил благочинным Армавирского округа недолго — с 1946 по 1951 год. Но был он пастырем, преданным Богу и Родине.

Гонимый священник

Свой пастырский путь отец Валериан после окончания Оренбургской духовной семинарии начал в деревне Запивалово Травниковского уезда Челябинской области. С приходом советской власти подвергся гонениям. Чтобы уберечь семью от репрессий, Маляровский перешел на гражданскую службу. Со слов внука Эдуарда Маляровского, семья, спасаясь от гонений, проехала от Оренбурга до Иркутска. Священник, на время оставивший свое служение, работал статистиком-экономистом, нормировщиком, учителем, секретарем сельсовета в Славгороде Алтайского края.

— Поскольку дедушка был грамотным статистиком, то первый секретарь Сибирского крайкома ВКП(б) Роберт Эйхе вместе с ним ездил в Москву сдавать отчеты. Дедушка часто об этом вспоминал, — рассказывает Эдуард Станиславович.  — А работая в школе, он писал учебные пособия, разрабатывал методику преподавания, составлял примеры по математике, диктанты по русскому языку.

С началом Великой Отечественной войны официальные власти изменили отношение к Русской Православной церкви. И во время оккупации Кубани отец Валериан вернулся к служению Богу. В своей статье «История Николаевской церкви города Армавира в эпоху послевоенного сталинизма» иеромонах Антоний (Малинский) пишет о том, что 10 сентября 1942 года Пресвитерским советом Краснодара его назначили настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской Усть-Лабинского района.

Отец Валериан был истинным патриотом Родины. Трое его детей — Алексей, Маргарита и Игорь защищали и освобождали страну от фашистских захватчиков.

Пленные

В августе 1942 года нацисты вошли в Воронежскую. По воспоминаниям родных Эдуарда Маляровского, первое время фашисты даже разрешали отцу Валериану совершать в церкви службы. Однако число прихожан в разы уменьшилось, люди боялись лишний раз выходить на улицу.

— Перед католическим рождеством местный комендант неожиданно обратился к деду и попросил разрешить провести службу в храме для военных, — вспоминает Эдуард Станиславович. — Дедушка подумал и согласился, ведь, несмотря на принадлежность к лютеранству, они были христианами.

А 30 января 1943 года, согласно протоколу опроса свидетелей от 27 августа 1943 года, группа немецких конвоиров с участием местной полиции потребовали у священника открыть церковь для размещения там красноармейцев. Отец Валериан отказался. Тогда оккупанты взломали дверной запор и ворвались внутрь. Священник просил немецкого коменданта и атамана станицы Дьякова остановить осквернение храма, но те отмахнулись. И храм стал тюрьмой для тысячи советских солдат.

Пленных содержали в плохих условиях: помещение не отапливалось, спали на каменном полу, не было воды. На опросе свидетелей у уполномоченного Краснодарской краевой комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников батюшка сообщил, что помогать пленным запретили. Тому, кто ослушается, угрожали расстрелом.

По воспоминаниям усть-лабинского краеведа Николая Титовского, стоны умирающих от голода и холода бойцов, крики о помощи разносились по всей станице днем и ночью. В день умирало по 20-30 человек. Тела выбрасывали на улицу. Если военнопленный подавал признаки жизни, его добивали штыками на глазах у местных.

В храме славян было мало. В основном — калмыки и представители народов Кавказа: азербайджанцы, карачаевцы, лезгины, адыги.

Солдатские записки

Отец Валериан с матушкой Ольгой и внуком Эдуардом жили в сторожке на территории церковного двора. И были свидетелями происходящего. По воспоминаниям Эдуарда Маляровского, чтобы как-то согреться в 20-градусный мороз, военнопленные разжигали костры прямо в храме. В ход шло все, что горело, даже иконы.

Священник помогал бойцам с водой. Красноармейцы через колокольню опускали ему привязанный к ремням и веревке котелок. Он заполнял его водой из колодца, и они поднимали обратно. Делали так по нескольку раз в день.

Однажды Маляровскому в котелке кинули записку. Один из бойцов написал отцу Валериану о том, что он местный. Попросил отыскать его семью и сообщить о его местонахождении.

— Дедушка обратился к учительнице. Она хорошо знала станичников, и в школе хранились списки выпускников, — рассказывает Эдуард Станиславович. — И родственников нашли. Они вместе с дедушкой пошли к коменданту просить свидания.

Родные встретились, но понимали, что их близкий человек обречен на смерть. Тогда отец Валериан чудом уговорил коменданта отпустить заключенного солдата на поруки ему и родственникам. Пообещал, что тот не возьмет в руки оружие и не убежит. И комендант согласился.

С того дня из храма священнику стали передавать записки. Отец Валериан с учительницей находили родственников пленных и уговаривали немцев отпустить станичников на поруки. Так священнику удалось освободить 20 солдат.

Возможно, смог бы и больше, но случилась трагедия. В доме учительницы квартировал немецкий офицер. Однажды она рылась в его документах. Он застал ее за этим и застрелил на месте. Как мне потом рассказывала мама, учительница была связной подполья и партизан.

Эдуард Станиславович

Освобождение

Внук священника вспоминает, что иногда немецкие солдаты пытались угощать его шоколадками. Но он отказывался, потому что воспитывавшие его бабушка и дедушка говорили, что у оккупантов ничего нельзя брать.

Когда в феврале 1943 года Красная Армия освобождала станицу Воронежскую, фашисты хотели увезти Маляровских. Отец Валериан отказывался, но те настаивали. Прислали машину.

Спасло семью священника то, что солдаты закурили. Матушка Ольга схватила тряпку и начала выгонять немцев: «В доме не курят!»

— Чемоданов у нас не было, расстелили простыни, в них сложили вещи и завязали два больших узла, — вспоминает Эдуард Станиславович.

И тут налетела советская авиация. Перепугавшись, немцы запрыгнули в машину и умчались. В станицу вошла Красная Армия.

После отступления фашистов церковь в Воронежской стояла разграбленной. Фашисты вынесли из нее все ценное. Согласно протоколу опроса свидетелей от 27 августа 1943 года, в храме погибли не менее 940 солдат. Их тела немецкие палачи выбрасывали во рвы и окопы.

В протоколе допроса свидетелей отец Валериан сообщил, что общая сумма ущерба Рождественско-Богородицкой православной церкви от действий фашистов составила по самым скромным подсчетам более 2,5 млн рублей.

Отец Валериан вошел в состав комиссии по сбору сведений о преступлениях нацистов. Вместе с другими ее членами он ездил по Краснодарскому краю и документировал факты зверст фашистов. Собранные в том числе и им материалы были представлены на Нюрнбергском процессе. Со слов внука, за это его наградили медалью «За победу над Германией».

Батюшкины дети

Горе не обошло семью священника. Старший сын Алексей, выпускник ГИТИСа, без вести пропал на полях сражений под Москвой. В последний раз живым его видел актер кино Петр Чернов, с которым они вместе учились.

Дочь Маргарита Маляровская служила старшим сержантом медицинской службы. В 1944 году осколком ее ранило в челюсть, и молодая женщина осталась инвалидом. Ей сделали пластическую операцию: из ребра изготовили часть челюсти и пришили кожу с других частей туловища. Всю жизнь она проработала фельдшером в амбулаторном пункте станицы Тенгинской.

Младший сын Игорь вернулся домой на костылях, но смог восстановиться. Он окончил университет и работал вольнонаемным юристом в штабе Военно-морского флота.

— Дедушка принял беды детей с христианским терпением и радовался, что двое из них вернулись живыми, — вспоминает Эдуард Маляровский. — Пока шла война, он в каждой своей проповеди говорил прихожанам о том, что все силы они должны направить на борьбу с фашизмом.

Много собрал

В 1944 году отца Валериана отправили служить в Кропоткин, а потом назначили благочинным Армавирского округа. Вместе со служителем городского храма и внуком Эдуардом он объехал Армавир и близлежащие села, проводил службы, просил людей жертвовать на нужды сирот.

— Дедушка собрал 200 тысяч рублей — гораздо больше средств, чем все промышленные предприятия Армавира. Из-за этого начались неприятности, и он был вынужден с семьей отправиться в Орловскую область вслед за епископом Флавианом, — вспоминает Эдуард Маляровский.

Но и эту несправедливость он принял со смирением. Всю свою жизнь отец Валериан с открытым сердцем служил Богу и Родине.

Фото Александра Ковязина / АС

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с политикой конфиденциальности и сервиса Яндекс.Метрика.