Алексей Мамарин: «С диагнозом «диабет» я пробежал дистанцию 120 км»

Алексей Мамарин: «С диагнозом «диабет» я пробежал дистанцию 120 км»

Через три месяца после того как у Алексея Мамарина диагностировали диабет, он пробежал дистанцию 120 километров.

Накануне Всемирного дня бега, отмечаемого в первую среду июня, основатель и тренер любительской беговой команды «Mamarin Run Community» рассказал в интервью «АС», почему из-за болезни начал бегать ультрамарафоны, как зрительский спор повлиял на рекорд в Дагестане и какое преимущество получил из-за медведя, вышедшего на трассу.

От диабета

— Когда вы начали бегать?

— Бегаю с детства, но профессионально подходить к этому начал в 2013 году. На учениях в армии заболел воспалением легких, из-за осложнений физическую нагрузку почти не получал. Стал весить на 16 килограммов больше. И когда демобилизовался, на соревнованиях меня обгоняли те, кого раньше не считал соперниками. Переживал это тяжело, думал бросить спорт. Но заставлял себя тренироваться. Поставил цель — выйти на прежний уровень. Однако даже тренер не верил, что смогу. Помогли трудолюбие и самодисциплина. И вот 12 лет бегаю марафоны и ультрамарафоны.

— А в чем разница между ними?

— Марафонская дистанция составляет 42 километра 195 метров, а ультрамарафоны — это забеги на дистанцию, превышающую длину стандартного марафона.

— Когда пробежали первый марафон?

— В 2014 году в Волгограде. Не финишировал потому, что на 36-м километре потерял сознание. Из-за самоуверенности не послушал тренера и пренебрег питанием и гидратацией, что привело к обезвоживанию. И еще получил солнечный удар. А уже в 2015-м за два часа 35 минут пробежал дистанцию в Казани.

— То есть вы начали бегать ультрамарафоны, когда узнали о диагнозе «сахарный диабет»?

— В январе попал в больницу с высоким уровнем сахара — 26. Врач сообщила: «Ты будешь всю жизнь на инсулине, научись у медсестер делать инъекции и изучи свою болезнь в Интернете».

Первая неделя прошла как в тумане. Я осознавал, что жизнь не будет прежней, и, спустя время, начал изучать, как совместить диабет с бегом. Всюду писали, что легкий бег полезен, но о серьезных тренировках информации не было, кроме одной книги. Выписавшись из больницы, первым делом направился на стадион и пробежал десять километров — медленно и тяжело, но после забега самочувствие улучшилось. Тогда установил себе датчик непрерывного мониторинга глюкозы, чтобы анализировать уровень сахара и держать его под контролем. В течение двух недель постепенно увеличивал нагрузки и сокращал дозы инсулина. Кардинально изменил питание, отказавшись от булочек и газировки. В итоге перестал делать уколы инсулина, потому что у меня ситуация такая: если не бегаю, то уровень сахара повышается, но при равномерных нагрузках держится на одном уровне.

И уже в феврале в краснодарском забеге на 50 километров занял второе место. А в апреле выиграл на дистанции 120 километров в Дагестане.

— Как тренировались перед этим забегом?

— Перед стартом в Дагестане тренировался утром и вечером. За неделю в среднем пробегал около 200 километров. Делал разминку, беговые, силовые упражнения, помогающие развить скорость и выносливость.

Бег с травмами

— В 2024 году у вас было 26 стартов. А какой из марафонов оказался наиболее сложным?

— Пожалуй, июньский забег в Калмыкии на дистанцию 65 километров в пустыне. Главной трудностью стала жара. После забега мне две недели на психологическом уровне было сложно тренироваться — настолько устал. А затем бежал в Архызе 45 километров. Поскользнувшись на перевале возле точки спасателей, сломал руку. А за 13 километров до финиша оторвалась подошва на кроссовке, и пришлось прямо так бежать по камням. Но финишировал и завоевал серебро.

— У вас есть любимые трассы?

— Понравилось в Дагестане. Из Махачкалы нас развозили по точкам дистанций 120, 65 и 35 километров. На этой трассе открываются красивые горные виды. Еще в Архызе нравится трасса, но там всегда что-то случается.

— Например?

— Однажды на забеге в Архызе подвернул ногу. Желание выиграть было сильным, поэтому бежал, превозмогая боль в опухшей и «хлюпающей» ноге. Когда финишировал, врач диагностировал надрыв связок. Сказал, если еще километров десять пробежал или был менее подготовленным, то случился бы разрыв и пришлось ставить болт.

— Как определяете грань между «я смогу финишировать» и «сейчас лучше сойти с дистанции»?

— Стараюсь трезво оценивать ситуацию. Однажды сошел с дистанции потому, что неправильно подобрал кроссовки, и бежать марафон было тяжело. Однако предпочитаю всегда добираться до финиша. Ведь однажды дав слабину, впредь будет сложно бороться с искушением. Бывает, психологически устаю. Тогда спрашиваю себя: «Почему не хочу бежать? У меня что-то болит? Нет. Значит, и объективных причин сойти с дистанции тоже нет».

Фору дал медведь

— Забавные ситуации на забегах случались?

— Во время горного марафона в Адыгее оторвался от соперников на 15 минут. Однако еще больше форы получил благодаря медведю, который вышел на трассу перед другими атлетами.

— А поддержку близких на марафонах ощущаете?

— Есть даже интересный случай, связанный с этим. В прошлом году в октябре бежал ультрамарафон на 77 километров в Геленджике. До финиша оставалось девять километров, а я перегрелся и плохо себя чувствовал. Едва нашел силы, чтобы добежать. А потом поговорил с бабушкой. Она рассказала, что болела за меня. И назвала именно то время, когда я был готов сдаться. Даже на расстоянии ее поддержка в тот момент придала энергию.

Борьба с собой

— Удавалось побить рекорды трасс?

— В Дагестане выиграл горный трейл на дистанции 120 километров с набором высоты более 6 300 метров и установил новый рекорд трассы. Пробежал ее за 15 часов 16 минут и 38 секунд. А до этого лучший показатель составлял более 16 часов.

Организаторы в своем телеграм-канале устроили голосование, смогу ли побить предыдущий рекорд. Люди писали, что я не подготовлен к трассе, ведь бежал ее впервые. Тогда включился азарт и стремление доказать — я справлюсь.

— А с кем вы соревнуетесь, когда бежите: с собой или другими атлетами?

— Девиз «Главное не победа, а участие» — это не про меня. Я выигрывал или становился призером на трассах в Дагестане, Архызе, Розе Хутор, Геленджике. Побеждал в марафонах в Волгограде, четыре раза — в Кисловодске. Забирал золото полумарафона в Перми.

В забегах всегда стараюсь найти сильных соперников. Например, в конце июля поеду в Санкт-Петербург на бэкьярд — ультрамарафон на выбывание. Там побежит Ильдар Камалетдинов — рекордсмен России в формате Backyard Ultra, пробежавший 81 круг (543,186 км). Будет участвовать Иван Заборский, который установил новый рекорд мира в шестисуточном беге — 1 047 километров 554 метра. С ними будет интересно состязаться.

Однако мне нравится не только побеждать, но и преодолевать себя. Ведь не так просто выдержать марафон на 100 и более километров. Это большая работа над собой — и моральная, и физическая.

— Как распределяете силы, чтобы их хватило на всю дистанцию?

— Многие бегуны стартуют изо всех сил — и это главная проблема. Податься всеобщей эйфории и не рассчитать силы, когда бегут более тысячи человек, очень легко. Я же напоминаю себе: если выдохнусь на половине пути, не смогу добраться до финиша. Кто-то, один раз обжегшись, внимательно относится к распределению сил. Например, Сергей из моего бегового клуба на дистанции 200 километров в Георгиевске не послушал рекомендацию начать забег спокойно, постепенно увеличивая скорость. В итоге с трудом финишировал. Но с тех пор прислушивается к советам, осознав ошибку. А есть те, кто совершают ее вновь и вновь.

Культура бега

— На ваш взгляд, спорт объединяет?

— Недавно ребята из клуба «Mamarin Run Community» после забега в станице Убинской, что за Краснодаром, вместе ужинали. И кто-то заметил, что если не бег, то мы никогда не собрались бы такой компанией — все очень разные. Ко мне приходят тренироваться люди из самых разнообразных сфер деятельности. Спорт однозначно объединяет людей.

— Сейчас бегом занимается больше людей, или их мало, но каждый всерьез увлечен этим?

— Бегать стало модно. И это доказывает факт, что открываются новые беговые клубы. Я жил в Ростове-на-Дону, Адлере, где это движение сильно развито, как и в Краснодаре, Ставрополе. Даже в Успенском районе стало гораздо больше бегунов. Позитивную тенденцию наблюдаю и в Армавире, но большинство тренируются сами по себе, а не в беговых клубах.

Не буду раскрывать все секреты, но в нашем городе хотят открыть заведение, где смогут собираться спортсмены, а после пробежки — выпить чай, кофе. Это тоже будет способствовать развитию культуры бега в Армавире.

СПРАВКА «АС»

Алексей Мамарин тренирует в клубе «Mamarin Run Community». Бесплатные занятия проходят каждый четверг в 19 часов на стадионе (ул. Тургенева, 84).

Записаться и узнать дополнительную информацию можно по номеру телефона: 8 (961) 304-93-66 (Алексей).

Фото из личного архива Алексея Мамарина

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях

Сайт использует файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы подтверждаете своё согласие с Политикой обработки персональных данных и на использование сайтом файлов cookie