Две недели назад в реанимацию городской больницы попал 60-летний мужчина с острым нарушением кровообращения в головном мозге. Его состояние врачи оценили как крайне тяжелое. Когда в реанимации боролись за жизнь пациента, у него открылось кровотечение, причиной которого стала язва желудка.
Состояние больного не позволяло его оперировать. Выходом стала эндоваскулярное вмешательство— эмболизация артерии.
— Чтобы найти источник кровотечения, в отделении эндоскопии на сосудах желудка установили специальные клипсы, — поясняет заведующий отделением рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения Регионального сосудистого центра городской больницы Даниил Денисов. — Катетером мы подошли к артерии и ввели в нее эмболизирующее вещество, которое закрыло просвет сосудов. Данная методика позволила закрыть поврежденные сосуды и надежно остановить кровотечение.
Эмболизация хороша и тем, что проходит без наркоза и безболезненно для человека. Правда, операция не лечит саму причину — язву. Поэтому таких пациентов в последующем должны лечить гастроэнтерологи.
За последние два года благодаря установке второго ангиографа удалось провести более 30 эмболизаций артерий.
— В основном люди попадают к нам с различными источниками кровотечения, когда остановка кровотечения хирургическим способом сопряжена с высоким риском для пациента. Например, с урологическими кровотечениями на фоне онкологической патологии, с гинекологическими, язвенными, — поясняет Даниил Денисов. — Был даже случай носового кровотечения. Раньше таких пациентов приходилось доставлять в краевые клиники. Сейчас же все делаем на месте.
Когда в Региональном сосудистом центре был один ангиограф, врачи оперировали только больных с инфарктом и инсультом — при таких диагнозах счет шел на минуты. Установка в сосудистом центре второго аппарата позволила расширить количество операций и оказывать помощь пациентам с разными патологиями, в том числе с диабетической стопой, хронической артериальной ишемией нижних конечностей, кровотечениями.
Недавно хирурги прооперировали 37-летнюю женщину с гинекологическим кровотечением, которую доставили из Армавирского перинатального центра. Также сегодня не редкость — молодые, от 30 лет, пациенты с язвой желудка.
В этом году отделение по нацпроекту «Продолжительная и активная жизнь» получило внутрисосудистый ультразвук. Первую операцию с его использованием провели месяц назад.
— При помощи цифрового катетера врач может детально исследовать сосуд и контролировать корректность установки стента, обеспечивая его плотное прилегание к стенкам артерии, — говорит о преимуществах устройства Даниил Денисов. — Такой подход существенно снижает риск развития тромбоза и последующего зарастания стента. Раньше такое оборудование было только в федеральных медицинских центрах, а сегодня есть и у нас.
Аппарат хорошо зарекомендовал себя. Рентгенхирурги простентировали пациента — все шло хорошо. Но в какой-то момент решили использовать внутрисосудистый ультразвук и обнаружили у пациента диссекцию, которую обычная ангиография не показала. Поэтому установили еще один стент, иначе первый мог зарасти, и больному со временем потребовалось очередное хирургическое вмешательство. Как пояснил заведующий отделением Даниил Денисов, пока зарастает стент, внутрисосудистый ультразвук на 60% сокращает риск образования стеноза.
Напомним, что стентирование проводят при ишемической болезни сердца, когда в артериях образуются атеросклеротические бляшки, сужающие просвет сосуда и нарушающие кровоток. На фоне этого развивается стенокардия, а в острой форме — инфаркт миокарда.
Работают рентгенхирурги ювелирно. Одна из пациенток длительное время из-за инсульта не могла произнести ни слова. Однако после проведенной операции она сказала доктору «спасибо».
— Одно из главных преимуществ моей работы — я сразу вижу эффект от проведенной операции. У пациента с инфарктом начинают проходить болевые ощущения или же у больного с язвой желудка останавливается кровотечение, — поясняет заведующий отделением.
В Региональном сосудистом центре ежедневно проводят 8-10 операций, 70% из которых — экстренные.

Фото Александра Ковязина / АС
