Когда заходишь в гостиную Юлии Королевой, то словно переступаешь порог выставочного зала. За стеклянными дверцами большого шкафа находится целая вселенная кукол. Здесь соседствуют немецкая красавица 1940-х годов, увезенная под пулями из Днепродзержинска советская кукла Маша, благоухающая ванилью испанка и танкист Алеша.
Но это не музей, а личная коллекция библиографа модельной библиотеки им. Н. Крупской Юлии Королевой. В ней — более 200 кукол. Каждая из них — не просто игрушка, а хранительница памяти, друг и даже учитель.
Машу везли под пулями
— Не скажу, когда начала собирать куклы. В два года их у меня уже было десять. Да, часть моей коллекции — из детства, — говорит Юлия Королева.
Некоторые экспонаты старше самой хозяйки, они перешли к ней по наследству. Одна из них — кукла из Германии 1940-х годов, принадлежавшая подруге ее мамы.
— Это была любимая кукла маминой одноклассницы. Ее отец, военный, служил в Германии. Однажды привез оттуда вот такой подарок, — поясняет коллекционер.
Куклу, которой очень дорожила, женщина передала Юлии Королевой с одной просьбой — сохранить. Игрушка сделана из папье-маше, что теперь редкость. Правда, ее проблематично отреставрировать. В Армавире коллекционер не смогла найти мастеров, а отправлять раритет по почте в другой город не решается.
Трогательная история связана с куклой по имени Маша. Когда Юлии было восемь месяцев, дедушка подарил ей 65-сантиметровую куклу, изготовленную на Днепропетровской фабрике игрушек. Вместе с ней она училась ходить, говорить. Но когда школьнице исполнилось 13 лет, то кукольная подруга развалилась от старости.
Тридцать лет армавирка искала точно такую, помогали другие коллекционеры. Найти игрушку не могли ни в России, ни в Белоруссии, ни в Латвии. Но в 2014 году копию Маши чудом вывезли из Днепродзержинска Днепропетровской области.
— Как мне рассказали, ее буквально везли под пулями, — говорит Юлия Королева. — Внешне кукла не отличается от моей, только она не ходит, не двигает головой и не говорит. Изучая информацию о Днепропетровской фабрике игрушек, я подумала, что, вероятно, дедушка подарил куклу, которую изготовили на экспорт или как экспериментальный экземпляр. Поэтому на территории постсоветского пространства и не нашла точную копию.
Кукла из Днепродзержинска произведена в 1970-х годах. Ее оригинальное платье с годами сильно поизносилось. Поэтому коллекционер заказала новый костюм у знакомой швеи.


Игрушечный учитель
Осознанно коллекционировать куклы Юлия Королева начала во взрослой жизни на Урале, где работала в Бирском педагогическом институте. Она преподавала историческую грамматику и диалектологию. Стремясь сделать сложный материал интересным для студентов, стала использовать на лекциях кукол в национальных костюмах, изготовленных на фабрике «Весна». Когда изучали северный диалект, принесла на занятие куклу в русском костюме. По ней наглядно объясняла, что означает сарафан, одна коса и разные элементы украшения.
— Одну косу носили незамужние девушки, фартук служил символом чистоты, не только гигиенической, но и духовной, — поясняет Юлия Королева. — Если маленькие девочки бегали по улице в одной рубашке, то с 12 лет они обязаны были надевать фартук.
Вскоре куклы стали центром притяжения на проводимых в институте фестивалях народов мира. Хотя большинство экземпляров были игровыми, и их наряды не являлись точной копией национальных костюмов, отмечает Юлия Королева.
— Но есть у меня подаренная коллекционная кукла из Польши. Ее наряд целиком повторяет женский костюм словинцев, которые живут на территории Польши. Обязательный атрибут женских польских национальных костюмов — красные бусы, — поясняет армавирка.
На Урале
Среди двух сотен экспонатов Юлии Королевой есть те, с которыми связаны личные переживания. Шарнирную куклу с фабрики из Кирово-Чепецка ей подарили в 16 лет и за несколько дней до отъезда на Урал. Коллекционер даже не знает, кто ее принес. Утром она проснулась и увидела сидящую перед кроватью куклу. Женя стала молчаливой спутницей и опорой в 90-е годы, когда ее владелица жила вдали от дома.
— Из Армавира мама писала тяжелые письма — в 90-е годы в городе было неспокойно, — вспоминает коллекционер. — Когда на железнодорожном вокзале произошел теракт, она даже на всякий случай попрощалась со мной. Психологически сильно давила и холодная погода Урала.
В те годы кукла Женя стала для нее не только коллекционным экспонатом, но и психологической поддержкой. С ней Юлия учила иностранные языки — разговаривала на английском, польском, сербском.
Самая мальвинистая Мальвина
Коллекция Юлии Королевой — наглядная энциклопедия истории игрушечного производства. В ней широко представлена продукция советских и российских фабрик: ивановской, днепропетровской, «Весны», «Ленинградской игрушки», краснодарской «Радуги». Коллекционер с большой теплотой относится к советским куклам, отмечая их продуманность и качество.
— В Сергиевом Посаде даже был институт игрушки. И любая модель куклы со всех фабрик СССР проходила там специальную экспертизу. Работали художники, психологи, педагоги, методисты. Это была целая индустрия. Без их визы в стране не выпускали ни одну игрушку. Поэтому советские игрушки очень качественные, причем не только в плане материалов, но и эмоциональном, — поясняет Юлия Королева.
В то время на фабриках тщательно прорабатывали лица кукол. В большинстве случаев их раскрашивали вручную. Современные же игрушки, по мнению коллекционера, хоть и стали более практичными, но часто лишены той самой души, превратившись в штамповку.
В коллекции армавирки есть зарубежные экземпляры. Например, испанские куклы, пахнущие шоколадом и ванилью. При варке винила, из которого их изготавливают, туда добавляют ароматизаторы. Впрочем, коллекционер замечает, что в России от такой практики воздерживаются, понимая, что многие дети склонны к аллергии.
Есть у Юлии Королевой и коллекционные куклы американской фирмы Ruby Red. Их она назвала Кай и Герда, поскольку у нее они вызывают прямую ассоциацию с героями сказки «Снежная королева». В ее домашней экспозиции хранятся и куклы-литературные герои, например Фенька по рассказу Леонида Пантелеева и Мальвина.
— Этот экземпляр от фабрики «Весна» я называю самой мальвинистой Мальви-ной, — с улыбкой говорит Юлия Королева. — Лично я именно такой воспринимаю сказочную Мальвину. У нее красивое нежное лицо, роскошные волосы. Смотришь и понимаешь, что именно такой должна быть Мальвина.
Самым дорогим экземпляром в коллекции, причем не столько в денежном, сколько в эмоциональном эквиваленте, является авторская кукла, созданная мастером Галиной Гориной из кубанской станицы Каневской. Игрушка изготовлена полностью из трикотажа и наполнена холофайбером. Озорное, непосредственное детское личико автор расписала пастелью и акрилом.
— Второй такой в мире нет, — уверяет Юлия.
У автора она была Лисичкой, но коллекционер назвала ее Танечкой. Хранится кукла в специальной коробочке.
Философия коллекционера
Юлия Королева уверена, что не хозяин выбирает куклу, а кукла выбирает хозяина. Говорит, что ее куклы ведут себя по-разному — в зависимости от освещения или настроения смотрящего, вызывая те или иные эмоции.
Свою коллекцию она хранит в шкафу с затемненными стеклами, чтобы уберечь от пыли и солнечного света. Раз в год проводит генеральную чистку: снимает и стирает костюмы, моет волосы шампунем с кондиционером. Но никогда не использует фен, чтобы не испортить пластик.
Многие советские куклы требуют «перетяжки» — замены растянувшихся со временем резинок, скрепляющих руки и ноги. Она научилась это делать сама. Некоторым куклам вставляет новые ресницы.
Коллекция живет не только в шкафу. Юлия Королева часто выставляет ее в библиотеках, музее и школах города.
— Люди с интересом изучают такие экспозиции. Потому что куклы — это воспоминания о детстве, они вызывает добрые эмоции, — поясняет Юлия Королева.
Армавирский коллекционер не гонится за модными Барби, предпочитая кукол в образе ребенка. Мечтает, чтобы в продаже снова появились популярные в советское время куклы, к которым прилагались наборы «шейте сами». Они развивают мелкую моторику и навыки творчества у детей.
Ее коллекция — это музей личной памяти, педагогических находок и человеческих отношений, застывших в пластике и виниле. Ведь даже самая маленькая кукла может стать носителем истории семьи, страны и культуры целой эпохи.
Фото Александра Ковязина / АС
