Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи был расформирован 34 года назад. Но до сих пор те, кто являлся членом ВЛКСМ, отмечают 29 ноября День рождения Комсомола. Как говорят армавирцы, прошедшие советскую школу молодежной политики, Комсомол дал им не только путевку в жизнь, но правильные ориентиры и веру в себя.
Объединил «Гвардеец»
Во второй половине 70-х годов бюро армавирского горкома комсомола приняло постановление, поручавшее организовать лагерь для подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
— Фактически это был первый лагерь такого типа на территории всей России, — поясняет бывший второй секретарь горкома комсомола Сергей Криволапов. — Наш опыт имел положительный эффект, и писали о нем не только в «Советском Армавире», но и в «Комсомольской правде».
Сергея Криволапова назначили командиром лагеря. Комиссаром стал Валерий Попов.
— Для города в те годы проблема подростковой преступности была одной из самых острых. Чтобы как-то организовать детей, наставить на путь истинный, решено было организовать лагерь, — поясняет бывший комиссар. — Я же по жизни был активистом. И переехав в Армавир из Белоруссии, сразу обратился в местный горком комсомола. Мне предложили показать себя в работе в лагере.
Летное училище в помощь комсомольцам выделило курсантов и палатки. Поселиться им предстояло на территории колхоза «Восток» под открытым небом. Попов и Криволапов вместе с курсантами и вожатыми педагогического института расчистили территорию, установили палатки.

Валерий Иванович не ожидал, насколько работа окажется сложной. Первое, что поразило — количество ребят. Уже в первый поток им с Сергеем Криволаповым дали 40 мальчишек-подростков. Конечно, ребята не были закоренелыми уголовниками: кто-то состоял на учете из-за школьной драки, кто-то из-за воровства. Но общаясь с ними Попов прекрасно понимал, что нужно бороться за души парней, чтобы не пошли они по кривой дорожке.
Как только ребят привезли, провели торжественное построение. На нем подростки предложили назвать лагерь «Гвардеец».
— У нас была договоренность с руководителем колхоза «Восток», что ребятам предоставят работу. Не могли же мы с ними весь день сидеть без дела в открытом поле. Да и следовало приучать их к труду, — поясняет Валерий Иванович. — Трудились ребята по четыре часа в день. Работа была несложной: выдернуть сорняки, собрать овощи.
И трудные подростки старались. Им даже платили зарплату, размер которой зависел от выработки. Кто-то из ребят хотел подзаработать и показывал отличный результат, но кто-то работал в полсилы.
В свободное время Криволапов вместе с Поповым организовывали спортивные игры. Больше всего мальчишкам нравилось играть в футбол. Командир и комиссар разделили ребят на команды и каждый день устраивали соревнования. Пацаны играли с таким азартом, что спать не хотели. Тогда Попов предложил каждый вечер петь песни у костра. И дети с наступление темноты откатывали мяч в сторону.
Помогал руководству лагеря отдел культуры горисполкома, который устраивал для подростков концерты и мероприятия.
— Но мы ждали подвоха. Помню, однажды, когда дети спали, разговорились с Сергеем Сергеевичем, и в голову пришла мысль, что кто-то из ребят способен совершить побег, — вспоминает Валерий Попов. — Но его не случилось. Потому что получилось сплотить ребят. В лагере к ним относились не как к малолетним преступникам, а как к детям, жаждущим участия и поддержки.

Половинка кукурузы
Каждые выходные для подростков организовывали поездки в горы: в Псебай, Домбай. А однажды свозили к морю, в поселок Дедеркой Туапсинского района. На путешествие Валерий Попов с Сергеем Криволаповым потратили всю свою зарплату. Зато поощрили ребят за старание и примерное поведение. Многие из них первый раз в жизни увидели море.
Спали дети с командирами в автобусе. А строительная бригада комсомола, которая работала в Туапсинском районе, помогла подросткам деньгами.
Сергей Криволапов запомнил случай на пляже. Комсомольцы и дети лежали и загорали на берегу, когда появились торгующие кукурузой старушки.
«Сергей Сергеевич, пожалуйста, купите! Так кукурузы хочется. Ну, хотя бы каждому по полкочана», — взмолились ребята.
И взрослые потратили свои деньги, купив им кукурузу.
— Сами понимаете, из каких семей были ребята. За всю мою службу комсомолу работа в лагере принесла наибольшее моральное удовлетворение. Кому-то мы помогли изменить жизнь, — говорит Валерий Попов. — Потом многих подростков сняли с учета в инспекции по делам несовершеннолетних.
Давно повзрослевшие те ребята до сих пор здороваются с Сергеем Криволаповым на улице. Кто-то останавливается и вспоминает «Гвардеец».
— Работа в комсомоле была большой ответственностью. Не получалось там ничего делать спустя рукава, потому что за каждым заданием стояли реальные люди и судьбы, — говорит Сергей Криволапов.
Когда девушки не танцуют
Важным направлением работы были комсомольские оперативные отряды. Они помогали поддерживать порядок на улицах города. Чтобы вступить в отряд, комсомольцев учили в милиции тактике общественного порядка, правовой базе и даже приемам борьбы. Как вспоминает Сергей Криволапов, парням больше всего нравилось последнее направление подготовки — практические навыки борьбы помогали дать отпор хулиганам, защитить девушку.
— На дисциплине «Тактика общественного порядка» нам рассказывали, как вести себя в определенных ситуациях. Если видишь двух дерущихся мужчин, то нужно подойти и разнять их. А вот если конфликт затяжной, то следовало разобраться, — вспоминает Сергей Сергеевич. – Например, двое мужчин не дерутся, но продолжительное время повышают друг на друга голос и толкаются. Нас учили в такой ситуации подойти и поинтересоваться, что происходит. И только тогда действовать.

Нередко комсомольским оперативным отрядам приходилось разнимать пьяные драки. Но в основном они охраняли общественный порядок возле клубов и площадок для танцев. Часто мужчины из другого района приставали к девушкам, некорректно реагировали на отказ потанцевать. И комсомольцы вступались за девушку, требуя оставить ее в покое.
За каждым членом оперативно отряда закрепляли трудного подростка, и комсомолец два-три раза в месяц должен был его проведать и проверить, как тот учится.
— В основном подростков ставили на учет из-за драки. И тогда парни от безделья попадали в разные нехорошие ситуации, — рассказывает Сергей Криволапов. – Мне удалось не только помочь подростку повысить успеваемость, но и устроить его в спортивную секцию. А когда молодой человек занят учебой, спортом, то у него банально нет времени на авантюры.
Проверяли столовые
Каждый вечер мастер участка обмотки электродвигателей Армавирского электротехнического завода Любовь Черевко спешила на «Армалит» на заседания «Комсомольского прожектора», где была заместителем председателя.
— «Комсомольский прожектор» был частью общественного контроля, — рассказывает Любовь Черевко. — После рабочей смены мы собирались в кабинете нашего председателя Алиева и шли с проверками в столовые города.
Комсомольские рейды охватывали все столовые Армавира. Молодые активисты проводили контрольные закупки: покупали блюда, взвешивали порции и проверяли правильность счета.
— Нарушения встречались редко, — вспоминает Любовь Петровна. — Если находили мелкие погрешности, делали замечание, например, за то, что буфетчица не додала сдачу на пару копеек.
При серьезных нарушениях вызывали заведующего столовой.
Обычно работницы столовой просили прощение и обещали впредь не совершать подобного. Оправдывались усталостью и большим количеством посетителей. А вот злостных нарушительниц руководство столовой наказывало рублем и дисциплинарно.

Самое крупное нарушение произошло на одном из промышленных предприятий города. В «Комсомольский прожектор» стали поступать жалобы на работницу столовой, мол, во время обеденного перерыва она опаздывает, и работяги не успевают поесть. Чтобы проверить факты, Любовь Черевко с другими комсомольцами во время обеденного перерыва вышла в рейд. Действительно, на месте сотрудницы общепита не было. Заводчане долго ждали ее, а потом развернулись и ушли на рабочие места голодные.
— Жестко наказывать ее не стали, вынесли предупреждение. Но после этого случая в «Комсомольский прожектор» перестали поступать жалобы на столовую, — говорит Любовь Петровна.
«Комсомольский прожектор» боролся и с алкоголизмом. Молодые активисты устраивали рейды в скверах, заходили в кафе и выводили подвыпивших мужчин. И на улицах Армавира становилось спокойнее.
Комсомол воспитывал людей с развитым чувством ответственности. Как отмечает Сергей Криволапов, именно это качество стало основой для многих жизненных достижений бывших комсомольцев.
— Мы не делили работу на важную и второстепенную, — вспоминает он. — Будь то лагерь для трудных подростков или проверка столовых — все это было частью большой работы по строительству справедливого общества, где каждый чувствовал себя защищенным.
Фото Александра Ковязина / АС
