Горячие новости

• Записей не найдено

Армавир в масштабах России

Армавир являлся главным и крупнейшим в стране центром субэтнического сообщества черкесо-гаев (черкесских армян).
Армавир – единственный населенный пункт в России, прошедший стадии-трансформации: аул – село – город.
В 1910-е годы Армавир, в котором проживало около 60 тысяч человек, представлял собой крупнейшее и самое городское по своему внешнему облику, масштабам, выполняемым функциям и общему характеру жизни село в России.
В начале ХХ столетия Армавир являлся самым «немецким» из ненемецких городских центров России (за исключением Прибалтики, Польши и районов немецкой колонизации Поволжья). В 1904 г. от общего количества жителей Армавира Deutsche составляли 8?%.
В начале ХХ века Армавир играл роль крупнейшего в России центра маслобойного производства. Современники говорили: «принюхайтесь – от Армавира пахнет подсолнечным маслом».
В начале ХХ века Армавир был первым в России центром по изучению и пропаганде популярного международного языка Идо – реформированного варианта эсперанто.
Армавир пользовался известностью в качестве одного из важнейших центров ассирийцев в России.
В 1911 г. в Армавире впервые в России представители английской фирмы «Gramophone Company» начали осуществлять записи адыгской национальной музыки. В 1910-е годы Армавир стал одним из основных центров фонографических записей в стране.
Армавир подарил стране такую известную династию, как Тарасовы, из которой вышел меценат, крупнейший пайщик Московского художественного театра К.С. Станиславского и основатель первого в России театра-кабаре «Летучая мышь» Николай Лазаревич Тарасов, французский писатель Анри Труайя и предприниматель, первый легальный советский миллионер Артем Михайлович Тарасов.
С 1909 г. в Армавире выходила крупнейшая в стране ежедневная сельская газета, печатавшаяся в формате больших столичных изданий с собственными корреспондентами в Москве, Петербурге, Париже, Берлине, Вене, Лозанне и Женеве.
В досоветский период ни одно село в России больше не имело столько топонимов-псевдонимов, как Армавир, который называли: «кавказская Москва», «русская Женева», «кубанская Америка», «второй Ростов», «кубанский Манчестер», «российский Монако», «новый Вавилон».
В период с 1917 по 1920 гг. в Армавире был похоронен ряд таких выдающихся деятелей, как: видный государственный деятель в области народного просвещения последний обер-прокурор Святейшего Синода в Российской империи, действительный статский советник Николай Павлович Раев; прославленный артист императорских театров, старший сын знаменитого французского и российского танцора, балетмейстера и театрального педагога Мариуса Ивановича Петипа, Мариус Мариусович Петипа; легендарные российские атлеты, чемпионы мира по классической борьбе Георг Лурих и Александр Аберг; выдающаяся цирковая артистка Луиза Павловна Труцци (урожденная Бузони), являвшаяся родоначальницей (вместе со своим мужем Максимилиано Труцци) известной цирковой династии и др. Останки всех этих людей до сих пор покоятся в земле Армавира.
Армавир – единственное место на территории бывшей Российской империи, где в период Гражданской войны чеканились собственные монеты достоинством в 1, 3 и 5 рублей. Больше в стране тогда монеты нигде не выпускались.
В 1909-1911 гг. Армавир был единственным селом в стране, где проживали сразу три бывших депутата Государственной Думы: В.И. Лунин, П.Г. Кудрявцев и Л.В. Карташев.
В 1910-х гг. в Армавире жил и работал одни из первых в России радиолюбителей Сергей Гросицкий
Армавир – это единственный в России город, носящий имя давно исчезнувшей столицы древнего царства.
В годы Гражданской войны с 1918 по 1920 г. Армавир стал местом жительства выдающего русского художника, академика живописи Михаила Васильевича Нестерова с семьей.
Выдающийся ученый социолог и культуролог ХХ в. Питирим Сорокин свои первые работы опубликовал в 1910 г. в армавирской газете «Отклики Кавказа».
Последним акционерным железнодорожным обществом в Российской империи стало созданное в Армавире общество Северо-Кавказской железной дороги. Его устав император Николай II утвердил 9 февраля 1917 г., менее чем за месяц до своего отречения. Обществу была разрешена постройка линии, в первую очередь, от Армавира до ст. Кардоникской, а во вторую – от Зеленчукской до Старого Жилища (ныне пос. Архыз) и от Урупской до Упорной. В перспективе железную дорогу планировалось довести через Главный Кавказский хребет до Сухумского порта.
В начале ХХ в. на крупнейших мануфактурных предприятиях России, например на фабриках Никанора Разоренова в Вичуге и Викулы Морозова с сыновьями в Орехово-Зуево, в числе бязи, ситца, сатина, драпа, фланели, плиса и других видов продукции выпускался и такой сорт ткани как «Армавир».
В 1919 г. в Армавире родился Джордж Авакян, ставший впоследствии продюсером Луи Армстронга, Майлза Дэвиса, Бенни Гудмена и многих других выдающихся музыкантов и выпустивший первые в мире долгоиграющие пластинки студии «Columbia Records».
Старый Армавир имел единственный в своем роде архитектурный облик, уникальность которого определяла своеобразная триада: украшение угловых частей зданий куполами в форме луковок; фигурки сказочных «дракончиков» на решетках надкрылечных зонтов и изображение на фасадах ряда домов тамг – родовых символов коренных жителей черкесо-гаев.

Похожие новости

Прокомментировать

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© ООО Редакция газеты «Армавирский собеседник». При использовании материалов обязательна активная гиперссылка на сайт «Новости Армавира». Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.