Илья Захаров: «До джаза мне не хватает скорости пальцев»

Илья Захаров: «До джаза мне не хватает скорости пальцев»

Он пишет музыку и виртуозно играет. Его импровизации на акустической гитаре — словно полет над бездной, когда потрясают риск и красота.

В интервью «АС» Илья рассказал, чей джаз круче металла, почему не срослись выступления с духовым оркестром и что общего у физики и музыки.

Смыслы музыки

— Ты помнишь момент, когда решил заниматься музыкой?
— По кабельному каналу, кажется, MTV или A-One, показывали концерт рок-группы Metallica. Я посмотрел, представил себя на сцене и подумал, что могу музыкой влиять на людей. Идея мне понравилась.

Первые попытки освоить инструмент делал дома — отец и дядя играли на акустической гитаре. Помню, как сыграл на одной струне большим пальцем мелодию из «Smoke on the Water». На следующий день попросил отца купить инструмент.

Год посещал групповые занятия игры на классической гитаре в Доме Дангулова. В период пандемии пригласили преподавать в детскую музыкальную школу. За три года работы нагрузка выросла, и сейчас, имея полторы ставки, занимаюсь с детьми от 6 до 14 лет. У меня 13 учеников. Вечерами по субботам играю в кофейне.

— Ты продвигаешь свое творчество?
— В этом вопросе я старомоден. Иногда выкладываю ролики с выступлений в соцсети, но сам их не снимаю. Предпочитаю лично знакомиться с людьми. Так на открытом микрофоне узнал Дениса Аусига. Ты позвонила и пригласила на интервью, и это приятно. Однажды позвали в духовой оркестр ГДК — со мной связался руководитель и предложил попробовать выступить с коллективом.

— Посмотрев видео твоего выступления в «Лимоне», мы в редакции поспорили: одни говорили, что играешь джаз, другие считали, что блюз и даже рок. А как ты определяешь свой музыкальный стиль?
— До джаза мне не хватает скорости пальцев. (Смеется). Я блюзмен.

— Чья манера игры вызывает у тебя мурашки?
— Люблю Джими Хендрикса, нравится Джо Пасс, джазовый гитарист-виртуоз, который один звучит, как целый ансамбль. Крут француз Анжело Дебарр, исполняющий цыганский джаз. Вдохновляют американский джазовый гитарист Уэс Монтгомери и Грант Грин.

— А что слушаешь, когда идешь по улице?
—  Перед встречей с тобой слушал американского джазового трубача Майлза Дэвиса. Его джаз покруче металла: звучат и гитара, и трубы. Часто слушаю гитариста фламенко Висенте Амиго. Он каноничен, однако в его музыке появляются скрипки и кларнет.

Я слушаю музыку разных стилей и направлений, любую хорошую мелодию. Выбираю и классику. Любимый композитор — Иоганн Бах. Есть неплохой авангард.
Бывает, исполнитель с первого раза не заходит. Так было с Уэсом Монтгомери. Впервые его концерт посмотрел лет в 16 и не оценил. Нужно было время. Так с литературой бывает — с возрастом лучше понимаешь глубину и идейное своеобразие классики, а есть книги, словно жвачка, попсовые. Прочитал и забыл. Музыку Монтгомери ты не сможешь понять, если будешь кофе в турке варить или посуду мыть. Она требует напряженной работы мысли.

— Современная поп, рэп и хип-хоп-культура тебе по вкусу?
— Смысла в ней как такового нет или он очень прост. Потанцевать под это можно. Хотя вот Скриптонит и «Артик и Асти» мне нравятся.

В одном ритме

— А с духовым оркестром ГДК срослось?
— Поработал полтора месяца. На репетициях у меня были партитуры для фортепиано, и я карандашом подписывал аккорды, так как не мог бегло сыграть с листа. Но не задалось: в десятке новых композиций за неделю, когда играют 25 человек, не всегда мог воспринять, где музыка начинается и заканчивается. Распознавал лишь бас-гитару. Раньше я работал с коллективами, где было максимум пять человек.

С оркестром так и не выступил. Ожидал другого. Но все равно хочу играть в оркестре. Там быстрее слух прокачивается.

— Сейчас многие музыканты реализуют проекты через соцсети или интернет-каналы. У тебя есть такие?
— Есть идея многосерийного проекта-игры для Ютуб-канала, где нужно хлопать в ладоши и петь, попробовать таким образом накопить на инструмент и дойти до момента, когда в заведение позовут работать на постоянке.

— Когда приступишь к реализации?
— Думаю попробовать летом. Чтобы начать продвижение своего творчества, нужно быть к этому готовым. А я не считаю, что достиг вершин. Знаю сотню людей, которые превосходят меня. И когда я сам скажу себе: «Ты готов!», — это будет наилучший момент для старта.

Как говорил, виртуальному общению предпочитаю знакомства с коллегами и теми, кому мое творчество интересно, вживую. Такие встречи становились судьбоносными в моей жизни.

Первую книжку по игре на гитаре я получил от друга Анатолия, выступающего во фламенко-проекте в Сочи. Она называется «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста» Сергея Попова. Хорошее пособие для новичков, в котором много доступных примеров. Благодаря книге я ушел с групповых занятий и стал учиться сам.

С талантливым ударником Сергеем Терентьевым мы встретились в музыкальной школе, где вместе работали. До этого он восемь лет играл в США. Раньше таких профи только на Ютубе видел. Не думал, что, не разговаривая, только играя вместе на инструментах, можно многое друг другу сказать. Музыка больше передает эмоций, нежели слова, ее спектр шире.

Мы выступали с ним в группе, подрабатывая в кафе. Один раз, когда мне удалось правильно сыграть, получил пятюню палочками. Это было как сообщение «Ты отлично справился».

После работы с ним совершенно по-другому стал воспринимать музыку: внимательно вслушивался в композиции, в моей голове в это мгновение словно несколько человек уживались. Здорово, если партнер реагирует на твои идеи, и вы одинаково чувствуете время, ритм.

А потом Сергей уехал из Армавира. Но поддерживаем контакт.

Народный код

— А народная музыка вызывает у тебя подобные эмоции?
— Однажды я побывал на армянской свадьбе. Находился совсем близко с трио, исполняющим музыку на кларнете, барабане и аккордеоне. В какой-то момент понял, что двигаюсь в такт мелодии. Но когда артисты отходили, магия пропадала. В моей практике такое тоже встречалось: если заставил человека пальцем стучать по столу или ножкой притопывать, то через десять минут он точно пойдет в пляс.

Из фольклорной музыки мне близко фламенко. Примером музыки с ярким национальным колоритом может служить творчество группы «Парк Горького», в ней выступал Николай Носков. Артисты играли рок с русскими маршевыми мотивами. Они стали самой успешной на Западе отечественной группой. Парадокс в том, что пели на английском, но за границей понимали, что они из России. Эффект достигался в том числе благодаря включению в композиции фрагментов русской народной песни «Утушка луговая» или фрагмента «Вставайте, люди русские!» Сергея Прокофьева.

Проживая эмоции

— Ты самокритичен? Как считаешь, нужно ли хвалить себя?
— Если неделю назад у меня что-то не получалось, а сейчас получается, радуюсь. Бывает, сыграю круто, прихожу домой и боюсь заснуть, чтобы не забыть, как это получилось. В такие моменты переживаю, что ощущение не повторится.

— Что питает твое творчество?
— Наблюдения за людьми, друзья, работа, отношения.

— В каком еще виде искусства ты бы хотел проявить себя?
— Люблю театр. Последний спектакль, что посмотрел, назывался «Кин IV». Это история актера, который не нравился королю из-за своих постановок. По сути, пьеса о том, у кого власти больше: у того, кто в короне, или у человека на сцене.

Когда учился в политехе в Краснодаре, играл в студенческом театре. Готовясь к роли, несколько недель проживал эмоции своего персонажа и любил того, к кому в постановке испытывал чувства. Но когда игра на сцене заканчивалась, мы переодевались и шли домой. Странное чувство.

Перевоплощался в пионера, рассказывающего о дружбе и доверии, а потом избивающего своего оппонента. Участвовал в постановке про общество зомби, где артисты на ходу залипали в телефоны, имитируя передвижение людей в мегаполисе в час пик. Мы и на конкурс ездили — на «Российскую студенческую весну».

Когда приехал домой на каникулы, прошел прослушивание в армавирском театре. Режиссер Юрий Ковалев готов был меня взять, но узнав, что студент, отказал. Сейчас же расплескиваться не хочу, так как решил профессионально заниматься музыкой.

По законам физики

— А кто ты по специальности?
— Электроэнергетик. Защитил диплом в 2015 г. в Кубанском государственном технологическом университете. А потом еще в магистратуре АГПУ изучал математику и информатику.

— Эти знания помогают осваивать музыку?
— В теории музыки есть те же разделы, что и в учебниках физики и математики, но написаны они по-другому. Например, мы знаем об обертонах в акустике и когда говорим, что у человека богатый голос с красивым тембром, имеем в виду призвуки, зависящие от длины и толщины его связок. Интересный и сложный процесс — колебание струны. Ты трогаешь струну на гитаре и слышишь много нот, это и есть обертоны.

— Как думаешь, искусство нужно насаждать?
— Нет, хорошее не нуждается в рекламе. Разве у дорогих и безопасных автомобилей есть что-то подобное? Не помню рекламы Порше.

Мне нравилось играть на улице в Краснодаре. Человеку интересно, он остановился, послушал, не нравится — идет дальше.

В восприятии музыки я равняюсь на испанцев. Почему они круто играют на гитаре? Для них это образ жизни. Недавно смотрел документальный фильм о музыканте фламенко Томатито. К нему в гости пришли друзья: кто-то барабан принес, кто-то — вторую гитару, и они играют, а его сын лет пяти танцует фламенко. Он приобщается к искусству, культуре через пример старших.

— Ты хотел бы остаться в Армавире или уехать в мегаполис?
— Хотел бы жить в Армавире. Я его знаю, и здесь красивее, чем в Краснодаре. Там, когда идешь по Ставропольской, нужно уходить во дворы, чтобы по телефону поговорить. Шумно очень. И деревьев здесь много. Армавир — зеленый город!

— Когда у тебя будут дети, станешь их приобщать к музыке?
— Надо развивать то, к чему у ребенка есть интерес. Ведь я гитару в детстве выбрал сам. А папа отвел меня на карате и шахматы. Я на единоборства лет пять ходил. Но жизнь связал не со спортом, а с музыкой.

— Твои национальные корни влияют на творчество?
— Мне трудно определить свою национальность. Моя мама — татарка, отец — армянин и русский. У бабушки хранится фото 1897 года ее большой армянской семьи.

Есть желание посетить Ереван. Хочу понять мышление местных исполнителей. Мне нравится, когда улавливаю нотки, по которым понятно, откуда музыкант. У Висенте Амиго есть альбом «Терра» — звучание там европейское, но слышишь, что корнями он из Испании.

Фото из архива Ильи Захарова

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях