Картины рукодельницы из Армавира хранятся в немецком музее и английском посольстве

Картины рукодельницы из Армавира хранятся в немецком музее и английском посольстве

Семейный hand made

 

Заниматься рукоделием Наталья Коленкина начала в три года. Тогда мама впервые дала ей в руки иголку, чтобы научить вышивать. Теперь ее выполненные в технике гильоширования творения есть в немецком музее и английском посольстве.

Стартап во Дворце пионеров

В семье Натальи женщины из поколения в поколение мастерили руками. В третьем классе девочка увлеклась пошивом игрушек из природных материалов. И мама решила, дочери необходим наставник, и записала ее в кружок во Дворце пионеров. Поскольку в учреждении не учили изготовлению игрушек из природных материалов, юная рукодельница стала ходить в кружок по изготовлению мягкой игрушкой.

— Эти занятия помогли моему творческому становлению, — уверяет Наталья. — Сегодня при выкройке своих игрушек, пользуюсь знаниями и опытом,  полученными под руководством педагога Инны Яковлевны, фамилии которой, к сожалению, не помню.

Гильоширование картин

По образованию Наталья — товаровед. Несколько лет работала продавцом. Когда началась перестройка, стала предпринимателем. Решила, чтобы бизнес был успешным, нужно заниматься любимым делом, и начала торговать книгами. Но со временем пришлось торговлю прикрыть.

Кто жил в 1990-е годы, помнит этот непростой период. Наталья вместе с мужем стала зарабатывать на жизнь рукоделием. Продавала изготовленные ею игрушки. И занималась гильошированием — ажурным выжиганием по ткани.

— Этот редкий вид рукоделия был популярен в девяностые. Особенно созданные методом гильоширования скатерти, картины, бабочки нравились иностранцам, — рассказала Наталья. — Но в России к этой технике быстро охладели. Большинство мастеров дальше выжигания салфеток не двинулись. Я же изготавливала сложные изделия.

Гильошированием армавирка создавала красивые декоративные салфетки, скатерти и даже оригинальные картины. Технике выжигания по ткани ее научила мама. Но Наталья усовершенствовала ее, что часто бывает, когда занимаешься творчеством.

«Времена года» в Германии

Муж и отец поддерживали Наталью.

— Папа, по профессии электронщик, сделал для меня специальный прибор для выжигания по дереву, — говорит армавирская рукодельница. — Это уникальная конструкция, им можно выжигать очень мелкие детали. Без прибора этого сделать невозможно, и это мое преимущество перед другими мастерицами, работающими в технике гильоширования.

Многие работы Натальи Коленкиной находятся за границей. Четыре картины из серии «Времена года» у нее купил музей прикладного искусства из Германии. Картина «Японка» передана английскому посольству в России. Работы в технике гильоширования улетели в Англию, США, Канаду, Японию. Иностранцам  нравятся картины и скатерти, выполненных в стиле Хохломы или Гжели.

Сейчас Наталья вместо картин и скатертей делает в этой технике ободки, резинки и другие аксессуары для волос. Мастерица говорит, что вещи, сделанные таким способом, получаются качественными и долговечными.

— Гильоширование я, наверное, бросила потому, что достигла своего профессионального максимума. По сути мне уже некуда было совершенствоваться, — считает женщина.

Куклы с характером

Сегодня Наталья занимается изготовлением игрушек. Большинство работ делает из льна. Этот материал мастерица выбрала не случайно: ткань изо льна  качественная и приятная на ощупь, от работы с ней она получает удовольствие.

Рукодельнице сложно сказать, сколько времени у нее уходит на изготовление одной игрушки. Дело в том, что она одновременно работает над несколькими  игрушками. Обычно время на изготовление она разделяет по видам работ. Один день занимается кройкой, другой строчит, потом набивает игрушки.

Сложнее всего даются куклы. Как считает, Наталья, это самые капризные игрушки. Кукла, по словам мастерицы, сама «диктует» правила. Например, нельзя надеть на нее конкретное платье, если игрушке это «не нравится» — она будет «капризничать». Кукла сама «выбирает» себе бусинки. И не важно, что рукодельница с ней может быть не согласна.

— Для меня кукла, как живой человек. Она имеет свой характер, свое понимание о моде и стиле, — поясняет Наталья. — Начинаешь надевать на нее определенного цвета платье, а оно не лезет — маленькое, хотя шила его по параметрам куклы. Просто технологично игрушку не изготовишь. В каждую куклу вкладываешь душу, иначе ничего не получится.

Нередко изготовленные армавирской мастерицей куклы становятся талисманами для своих хозяев. Однажды для знакомой, переживавший тяжелый период, Наталья сшила куклу. Прототипом игрушки стала кукла-помощница из сказки «Василиса Прекрасная». Мастерица подарили ее  со словами: «Помнишь сказку? Пусть эта кукла у тебя будет помощницей и поможет преодолеть жизненные невзгоды». Через неделю знакомая позвонила. Кукла стала ее талисманом, она всюду брала ее с собой, разговаривала с ней. И дела у женщины сами по себе начали налаживаться, в жизни появилась гармония.

Творчество вместе

Вдохновение Наталья черпает из Интернета. Но плагиатом не занимается. Ей  интересней переделать выкройки под свое видение.

Мастерица часто ездит по выставкам, творческим фестивалям, где ее сопровождает супруг. Он тоже занимается творчеством — изготавливает из радиодеталей насекомых.

— В тяжелые девяностые годы мы вместе делали игрушки на продажу, а теперь муж мастерит для души, — говорит женщина.

Супруг включился в творческий процесс после того, как посетил с женой выставку. Тогда он сказал, что тоже хочет что-то делать для души. Сегодня дом Коленкиных напоминает выставочную галерею — все в нем сделано руками  хозяев.

— На Кубани, да и в других регионах страны все больше семейных пар вместе занимаются рукоделием, — отметила Наталья. — Так происходит, когда супруги разделяют интересы друг друга. Мой муж — человек творческий. Мы все делам вместе: выжигаем, плетем из бисера, создаем игрушки.

Как убеждена Наталья, найти себя в творчестве — большая удача. А разделить свое увлечение со своей второй половинкой — счастье.

Хобби вместо огорода

Наталья считает, что в Армавире немного ценителей рукоделия. Не раз в родном городе ей доводилось слышать, что хобби — это для бездельников.

— У нас люди считают, что женщине лучше заниматься готовкой или огородом, нежели творчеством. Видимо из-за такого отношения многие начинающие рукодельницы бросают свои занятия, — отметила мастерица.

А вот на  Ставрополье, куда Наталья часто ездит на выставки, более благосклонно относятся к рукоделию. Там люди не только рассматривают игрушки, но и спрашивают совета, любят поговорить о творчестве и не скупятся на похвалу.

— Также реагируют и посетители Атамани, куда часто ездит супруг, — говорит армавирка. — Из поездки в этно-туристический комплекс муж всегда возвращается окрыленный.

Зарядиться от рушника

Наталья любит вышивать. Но технику крестом считает скучной — в ней мало возможностей для креатива. А вот в теневой глади, считает она, есть где развернутся творческой натуре.

И если многие свои игрушки она дарит, то вышитые работы демонстрирует только на выставках, например, рушник, который вышила 30 лет назад. Дома она хранит много вышитых изделий, которые служат для нее талисманами. Периодически достает их из шкафа и «заряжается» от них положительной энергией.

У рукодельницы два сына, поэтому передавать опыт ей некому. Невестка с успехом занимается другими видами рукоделия: вышивает, валяет из шерсти и вяжет. Поэтому женщина ждет, что у нее появятся внучки, которым передаст накопленный тремя поколениями женщин семьи опыт.

Виктория АЛЕКСАНДРОВА
Фото из архива Натальи Коленкиной.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях