Мама с аэрографом

Мама с аэрографом

Первый же заказ учителя рисования и начинающего аэрографиста Алены Ворожцовой увел в минус. Но именно он подарил ей клиентскую базу, разбросанную по всей России.

«Angry Birds» для друга

Ноябрьский отпуск 2014 года Ворожцовы провели не в теплом Египте, как давно это хотели, а в холодной Москве. Именно там девушка проходила курсы в международной школе аэрографии.

Художественное образование в школах и вузе Алена получала 15 лет. Имеет две специальности – дизайнер интерьера и графический дизайнер, сертификат художника-оформителя. Год работала в школе учителем рисования, но вскоре уволилась.

А семь лет назад товарищ показал Ворожцовой фото с аэрографией автомобиля и спросил, может ли она так же. Именно тогда Алена всерьез задумалась стать аэрографистом после выхода из декрета. Вечером поговорила с мужем, он идею поддержал.

— Нашла в столице профессиональную школу. По восемь часов в день на протяжении десяти дней три педагога рассказывали, объясняли и учили премудростям аэрографии, — вспоминает девушка. — Я приехала туда и думала, будет легко – все-таки 15 лет образования за плечами. Но когда педагог попросил меня нарисовать аэрографом линию, провозилась с ней весь день. Оказалось тяжело рисовать, держа руку на весу. Но уже из Москвы я вернулась с сертификатом международного специалиста по аэрографии. И сразу же нашелся смельчак, доверивший мне свою машину.

Первым заказом стал рисунок птиц из игры «Angry Birds» на водительской двери красной «девятки» друга Андрея. За работу Алена попросила три тысячи рублей. Через три дня, выполнив заказ, поняла, что ушла в минус. На материалы было потрачено в два раза больше.

Но именно эти птицы принесли первые крупные заказы.

— Моего друга в Армавире прямо на дороге остановил мужчина и спросил, кто делал рисунок. Андрей дал мои контакты. И в тот же год я расписала грузовую машину Scania. Затем еще одну. И теперь семь тягачей с моими рисунками работают в автопарке мурманской компании, — рассказывает Алена.

По трафарету

Подход к каждому заказчику у Алены индивидуален. Они находят ее через знакомых или аккаунты в соцсетях. Ворожцова обговаривает с ними идеи, в фотошопе создает несколько эскизов, а затем отбирает наиболее подходящий вариант. Создает трафареты и приступает непосредственно к работе.

Если рисунок предстоит наносить на авто, то машину моют и матируют, снимают резинки и ручки, обезжиривают поверхность. Аэрографию наносят двумя способами: по трафарету, чтобы рисунок был идентичен эскизу, или «свободной рукой» — эта техника допускает некоторую вольность художника в изображении. Однако большинство клиентов просит рисовать по трафарету. Когда аэрография готова, машину снова обезжиривают и наносят лак с ультрафиолетовой защитой от выгорания.

— У меня нет простоя по времени: краски разбавляю спиртом, и они быстро сохнут, не оставляют крапинок. Заказываю их у московского производителя, — рассказывает художник. — Для нанесения красок нужны трафарет, аэрограф – небольшое красящее устройство, и компрессор, сжимающий и подающий воздух в нужном направлении. Все приспособления японские и очень хорошего качества,

Их и краски Алена заказывает в Москве. Аэрограф и компрессор можно найти и в Армавире в магазинах автоэмалей, но качество будет хуже.

— Заказом инструментов занимается муж. Аэрограф стоит 25 тысяч рублей, компрессор – 24 тысячи. Сменные детали ремкомплекта обходятся в пять тысяч: две за иглу и три за сопло – канал для подачи краски, — поясняет аэрографист.

Медведи на вагоне

Мама с аэрографом

Тигра на капоте автомобиля Алена нарисовала в стиле реализма, максимально проработав каждую деталь изображения. Фото предоставлено Аленой Ворожцовой.

Наносит рисунки Алена не только на машины или стены. Пару лет назад расписывала полярными медведями первый в России вагон-рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов, сделанный на Армавирском машиностроительном заводе. Делала аэрографию на трех частных краснодарских самолетах.

Весь июль Алена работала над заказом в Краснодаре – расписывала «Мерседес» S-класса.

— Хозяйка автомобиля — девушка, которая увлекается серфингом и сноубордингом. Поэтому хотела совместить в изображении зиму и лето. Пришлось разрисовать всю машину. Это 12 деталей: двери, капот, багажник, крылья и так далее. Задумку реализовали через изображение природы Мальдивских островов, — объясняет армавирский аэрографист.

В июне Алена Ворожцова делала аэрографию интерьера в одном из магазинов Армавира, рисуя бурого медведя и девушку-воина. Как объясняет художница, сейчас заказы рисунков на стены поступают чаще, чем на машины.

— Свою машину до сих пор не расписала. Каждый спрашивает об этом, а у меня руки не доходят, — смеется Алена, отвечая на вопрос.

Украли рыбу

Она работает во многих стилях. Но основные — олдскул с четкими линиями или стилизацией под старину и реализм с максимально прорисованными деталями. Труднее приходится с буквами. Говорит, рисовать их скучно, а времени уходит много. Похожие стили есть в граффити. Но техника там другая. Граффити — рисунок, сделанный баллончиками, в то время как для аэрографии применяют специальный инструмент. Им — аэрографом — слой краски наносится очень тонкий, его легко снять ногтем. И работа аэрографиста ювелирная, с лучшей детализацией.

Однажды Алену попросили методом аэрографии покрасить в золотой цвет унитаз. Она отказалась. А вот за необычные заказы берется с удовольствием. Участвовала в создании портрета Владимира Путина из саморезов. Это проект художника-иллюстратора Игоря Пашигорова, на который армавирец потратил около шести тысяч шурупов. А краски на портрет наложила Алена.

— Москвичи заказывали голову Дмитрия Нагиева. Мне прислали пластиковую форму, где я прорисовывала каждую морщинку, волоски, — вспоминает художник. — Для московского ресторана делала аэрографию «Рыбы», которую потом залили эпоксидной смолой, чтобы получилась инсталляция рыбы в кубе льда. Я отправила готовую работу в Москву, а через несколько недель мне позвонили и сказали, что рыбу украли – настолько хорошо получилась.

Киномания

Основная клиентура армавирского аэрографиста не молодежь, а люди 35-45 лет. Самые востребованные сюжеты связаны с киногероями. В одном из заведений девушка рисовала Джокера и Харли Квинн – героев фильмов и комиксов. На втором месте по количеству заказов — пейзажи и изображения животных. Женщины часто просят оформить фотозоны.

— Люди готовы пользоваться услугами аэрографиста. У меня забиты даты на два месяца вперед, до октября. А количество заказов варьируется от объема предстоящей работы, — объясняет Алена Ворожцова. — В июле выполнила большой заказ, потратив на него четыре недели, а моя помощница Лиза сделала три заказа поменьше.

Заказы поступают не только из Краснодарского края, но и из Центральной России, Мурманской области. Алена работает не только с частными лицами, но и с компаниями. В Москве делала аэрографию на стене отделения одного из банков.

Такого успеха без поддержки семьи достичь не удалось бы, считает мастер. У нее два сына — восьми и десяти лет. Во время командировок за ними присматривает свекровь. А муж — опора и поддержка, особенно в периоды, когда опускаются руки.

Считают по деталям

Цена на работы Ворожцовой, как и подход, для каждого клиента индивидуальна. Зависит от сложности работы, ее объема, количества материала. В аэрографии машин минимальная стоимость одной детали – двери, крыла, багажника или бампера – десять тысяч рублей. За капот платят двойную цену – он больше в размерах, а значит уходит больше красок и лака.

За последний заказ – ту самую аэрографию всего «Мерседеса» – жительница Краснодара заплатила Алене 340 тысяч рублей. Часть суммы ушла на расходные материалы.

— Сейчас профессионалы популяризируют аэрографию в своих социальных сетях, — делится художник. — Однако в этом есть и минус – появляются самоучки. Они порой настолько плохо выполняют рисунки, что к профессионалам заказчики приходят с опаской. Поэтому я даю возможность увидеть каждую свою работу в инстаграме. Так люди сразу видят уровень мастерства.

О профессионализме армавирского аэрографиста говорят и ее многочисленные победы в конкурсах. Первая из них случилась в 2015 году на фестивале «Автошок» в Ставропольском крае. Алена заняла первое место за аэрографию на машине с сюжетом фильма «Чужой». Эта же работа победила на конкурсах в Ростове-на-Дону и Краснодаре. А в 2016 году Алена Ворожцова стала вице-чемпионом России по автоживописи. В 2017 году на фестивале в Невинномысске весь пьедестал принадлежал ей. В 2019 году на фестивале «Автошок» армавирка заняла первое место за аэрографию мотоцикла.

— Техника аэрографии повысила мои художественные навыки, научила делать реалистические изображения, — считает Алена.

В Армавире есть аэрографисты-любители, но только Алена занимается этим профессионально. Два года назад она нашла помощницу. Лиза – тоже из Армавира. Училась аэрографии в Краснодаре у любителя. За год работы с Ворожцовой значительно подняла уровень своих работ. Сейчас Лиза ушла в декрет.

Универсальная технология

По словам Алены, аэрография открывает большие перспективы. Пройдя специальные курсы и получив сертификат, можно участвовать в реставрации мебели, стилизовать ее под старину, создавать дизайн интерьеров. Даже в кондитерской отрасли находят применение технологиям аэрографии, чтобы расписывать торты, пирожные и шоколад.

— Сейчас занимаюсь популяризацией аэрографии через свои аккаунты в соцсетях. Однако уже побывала в роли судьи на конкурсах и фестивалях, а в будущем планирую примерить на себя роль организатора. Может быть, устрою мероприятие, связанное с аэрографией, — поделилась планами Алена Ворожцова.

Снежана Годлевская
Пятнадцать лет художественного образования в школе и вузе помогли Алене Ворожцовой освоить аэрографию. Фото предоставлено Аленой Ворожцовой.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях