Рудольф Бабоян: «Тренер не должен фальшивить»

Рудольф Бабоян: «Тренер не должен фальшивить»

Нельзя ставить на человека ярлык «перспективный-бесперспективный», убежден директор Армавирского центра олимпийской подготовки по самбо и дзюдо,  мастер спорта международного класса, заслуженный тренер России, вице-президент Всероссийской Федерации самбо Рудольф Бабоян.
 
В интервью «АС» тренер рассказал, что важно в спорте, почему наставник не должен фальшивить и  когда стоит проявлять жесткость.

Школьный коммунизм
— Сейчас армавирская школа самбо – современный центр с хорошим бюджетом. А с чего она стартовала?
— Сначала это была простая, но очень популярная секция при педагогическом институте. Я записался в нее в 1971 году, а уже в 1976 начал тренировать ребят. У нас не было финансирования, на соревнования командировать спортсменов помогал спортивный клуб. Создание своей школы было целью.
В 1990-х годах появилось физкультурно-спортивное общество профсоюзов России, и армавирскую секцию филиалом передами  в адыгейскую СДЮСШОР. Через год меня пригласили в Краснодар председатель крайспорткомитета Владимир Иващенко и председатель ФСО профсоюзов Николай Маркин. Сказали, если стану директором краевой школы самбо, то ее, базирующуюся в Майкопе, передадут в Армавир. Согласился, и 1 апреля 1992 года краевая СДЮСШОР ФСО профсоюзов России переехала в наш город.
Но у школы не было своей базы. Когда с этой проблемой обратился к председателю горисполкома, он предложил зал по улице Энгельса, в котором до сих пор проводят занятия два тренера. За эти годы у нас появились новые спортивные комплексы – в районе Мясокомбината и в поселке Заветныом — и спортивный зал в районе Кирпичного завода.
С этого момента началась новая страница в истории Центра олимпийской подготовки самбо и дзюдо. С 2003 года он стал получать государственное финансирование. К тому моменту в школе занимались чемпионы мира, Европы и России. Сейчас в ней четыре спортивных зала, свой офис. Она считается одной из лучших спортивных баз в Краснодарском крае.
 
— В одном из интервью Вы сказали, что в армавирской школе самбо царит коммунизм. Что подразумевали?
— Для меня коммунизм в том, что у наших спортсменов есть все для достижения результатов: прекрасная спортивная база для тренировок, лучшие ковры и татами, тренажеры. Мы создали отличные условия для самореализации спортсменов. Берем над ними шефство во всех вопросах, начиная с учебы, службы в армии и до создания семьи. Но главное – для них открыта дорога в чемпионы мира. Зарплаты ведущих спортсменов в три раза больше, чем получают по России. Поэтому в нашей школе коммунизм проявляется в обеспечении спортсменов всем необходимым.
 
— Правда, что в 1985 году Ваши воспитанники на Юношеских играх завоевали шесть медалей из двенадцати?
— Это было на Спартакиаде России. Проходили соревнования в два этапа. Первый — Юношеские игры России, второй – Юношеские игры Советского Союза. На спартакиаде армавирцы были одними из фаворитов. А в спорте нередко сильных пытаются выбить из борьбы. Тогда у более слабых команд появляются шансы на победу. Нашим спортсменам  пришлось тяжело, но они боролись с яростью и самоотверженностью. С небольшим отрывом выиграли тогда, если не ошибаюсь, у Свердловской области.
 
— Задам непрофессиональный вопрос, но чем отличается самбо от дзюдо?
— Во-первых, это два разных вида спорта. Они похожи тем, что и в самбо, и в дзюдо делают броски и применяют болевые приемы. Но в самбо позволены любые блокирующие захваты, а в дзюдо они запрещены. В дзюдо есть прием удушения, в самбо – нет. В дзюдо разрешены болевые приемы только на руки, а в самбо – на руки и на ноги. Несмотря на это, спортсмену легко переквалифицироваться из одного вида спорта в другой. Есть ребята, которые лидируют в обоих видах единоборств.
 
Спорт патриотов
— Как оцениваете развитие детского самбо в стране?
— Сейчас мы наблюдаем бум самбо. Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев говорит, что самбо – самый патриотичный вид спорта, потому что воспитывает в детях гордость за родину. В крае детское самбо развивается благодаря федеральной программе «Самбо в школы». Во многих учебных заведениях оно стоит третьим уроком физкультуры.  В этом году 700 школ включены в программу, и из них 356 – более 50 процентов – школы в Краснодарском крае. В армавирских школах занятия по самбо ведут спортсмены нашего центра.
— А достаточно ли в России соревнований для юных самбистов?
— Соревнований много. Они являются подготовительными к Первенству России, Первенству мира и Первенству Европы. Проводятся турниры в регионах. Есть внутришкольные соревнования.
 
Взяли по знакомству
— Как Вы увлеклись самбо?
— Когда мы с товарищами пошли записываться, нас попросили принести школьные дневники. Я же рос ребенком активным, получал много замечаний, поэтому решил, что не буду записываться. Но через несколько месяцев посмотрел на успехи товарищей и решил пойти в секцию. Когда пришел, тренер сказал, если научусь на одной ноге двадцать раз приседать, тогда возьмет. Научился. Пришел снова, а мне говорят, что мест нет. А в том же зале мой сосед, кандидат в мастера спорта, занимался греко-римской борьбой. Его все знали, поэтому когда он попросил тренера взять меня, тот не отказал.
 
— Со скольки лет можно учить самбо?
— По федеральным стандартам единоборствами можно заниматься с 10 лет, но в самбо сейчас принимают и семилетних. Спортивные достижения – долгий путь. Не стоит ждать сиюминутных результатах.
 
Гибкий ум
— Когда Вы понимаете, что вот этот спортсмен – будущий чемпион?
— Это тяжело сказать, потому что нельзя ставить на человека ярлык «перспективный-бесперспективный». В спорте важно не только развить физическую подготовку, но и характер. Поэтому главное, чтобы у ребенка были трудолюбие, упорство, целеустремленность. Эти качества постепенно выводят спортсмена на высокий уровень.
Если парнишка тяжело начинает, нельзя сказать, что он ничего не добьется. Со временем может догнать остальных. Возьмем братьев Мудрановых – Беслана и Аслана. Первый сейчас заслуженный мастер спорта по дзюдо и мастер спорта международного класса по самбо, второй – заслуженный мастер спорта по самбо. Беслан — талантливый единоборец, он одарен от природы. А Аслан достиг  спортивных высот за счет упертого характера. Он не пасовал перед трудностями и стал чемпионом.
 
— Какая мотивация у ребят-самбистов заниматься спортом в век стремительного развития интернета и появления новых гаджетов?
— У каждого мальчишки, занимающегося самбо, она разная. Кто-то приходит, чтобы научиться владеть своим телом, кто-то — чтобы уметь защищаться от обидчиков. Кого-то мотивирует движение к своей в цели. Когда я начал тренироваться, то хотел получить первый разряд по самбо. Когда выполнил его, стал думать о звании  кандидата в мастера спорта. Достигаешь этого, появляется новая цель. Мечта многих спортсменов – звание мастера спорта. И так бесконечно: ты ставишь цель и идешь к ней.
 
— А какие установки нужно вложить в спортсмена, чтобы он шел к своей цели?
— Многое зависит от тренера, его авторитета. Нельзя фальшивить, играть в педагога. Это самое страшное, что может случиться в спортивной подготовке. Если юный спортсмен видит искреннее отношение тренера к работе, то и сам будет относиться к тренировкам серьезно. Если почувствует фальшь, то остынет. В спорте главное не накачать мышцу, а сформировать у спортсмена гибкий ум. Считаю, что в первую очередь человек, во вторую – спортивный результат. Дурак и хам не должен стать спортсменом. Поэтому тренер работает с мозгами ребенка, учит его думать. Только тогда у воспитанника появится отличная техника, раскроется талант, и будут достигнуты результаты.
 
— В спорте бывают моменты, когда приходится бороться с волнением спортсменов перед соревнованиями. Как Вы это делаете?
— К каждому воспитаннику нужен индивидуальный подход. С одним приходится долго говорить, отвлекая его от волнения. Другого успокаиваешь. Третьему требуется встряска, поэтому тренер может прикрикнуть на него.  Самый действенный способ – не дать времени думать об усталости или волнении, заставив продумывать тактику борьбы с соперником.
 
— Для Вашего воспитанника Влада Елькина однажды потребовалась жесткая встряска. Вы заставили его бороться с поврежденной рукой, и он победил. Почему приняли такое решение?
— Это случилось на Чемпионате Европы среди молодежи в Литве. Для выхода в финал Владу нужно было выиграть у украинского спортсмена с разницей в восемь баллов. Я ему сразу сказал, что меня не устроит, если он выиграет с разницей в четыре балла и выйдет третьим номером. Влад сделал бросок на четыре балла, но украинец применил болевой прием на руку, травмировав ее.
По правилам спортсмен может две минуты использовать на медицинскую помощь. И Влад сел, прижал руку, показывая судье, что нужен врач. А сам  смотрит на меня. Дальше бы было так: он идет к врачу и мысленно делает себе установку, что не выиграет, мол, сделал все, что в его силах, и получил травму. Накрутил бы себя, что из-за этого не сможет победить. И я запретил ему идти к врачу, даже очень жестко высказался. И ошарашил спортсмена тем, что не признал травму.
Влад снова вышел на борьбу и сначала сделал бросок на четыре балла, а затем – на два. И победил с разницей в десять баллов. Хотя это казалось невозможным.
 
Спортсмен не бросит дело
— Какие жизненно важные навыки ребята усваивают, занимаясь самбо?
— Как и в любой другом виде спорта, занятия самбо формируют много полезных навыков. На тренировках спортсмены учатся дисциплине. Ребята привыкают жить по режиму, тем самым успевая выполнить запланированные дела. Если человек побеждает в спорте, то в жизни он никогда не бросит дело на половине пути, обязательно завершит его.
— Благодаря участию в большом количестве мероприятий, появляется дипломатический навык – спортсмен учится правильно вести себя среди разных людей и находить подход к каждому.
— Но главное — самбо учит владеть своим телом. Если бы я не занимался самбо, то мы скорее всего сейчас не беседовали. В 1976 году мы с товарищем ехали на мотоцикле и на повороте вылетели с дороги. Если бы не навыки группировки при падении, приобретенные на тренировках, получил бы серьезные травмы. В самбо как бы ты не падал, обязательно сделаешь это, сгруппировавшись.
 - В какой мере в процесс тренировок должны быть включены родители?
— В какой мере в процесс тренировок должны быть включены родители?
— Я к этому отношусь с осторожностью. Считаю, что родители не должны находиться во время тренировки в зале. А то они сначала смотрят, а потом начинают советовать, что и как делать. А вот приходить на соревнования – всегда пожалуйста.
Но с родителями мы уважаем друг друга и дружим. Им сразу говорю, тренировки – моя задача, я лучше знаю, что делать. Мы воспитываем спортсменов вместе, но только мы в зале, а они – дома.
 Советы для Думы
Советы для Думы
— В спортивном самбо Россия считается ведущей державой. Есть ли страны, готовые составить ей конкуренцию?
— Я считаю, что на первом месте – Грузия. У грузинских самбистов есть мощная финансовая поддержка. В стране этому виду спорта уделяется внимания даже больше, чем у нас. На второе поставил бы Монголию. Сильные команды у Беларуси и Украины.
 
— Часто говорят: спорт вне политики. А Вы являетесь депутатом городской Думы четырех созывов. Для чего пошли во власть?
— Чтобы Армавир развивался. Главе нужна поддержка в виде городской Думы. А если законодательный орган власти окажется в оппозиции исполнительному, то развития не будет. Поэтому в городском парламенте должны работать люди, любящие Армавир. Кроме этого, считаю, что представитель нашей школы должен быть в Думе, поскольку в ней решаются вопросы, касающиеся и молодежной политики, и спорта. А я могу по этим вопросам квалифицированно проконсультировать, дать совет. 
Снежана Годлевская

Снежана Годлевская
фото: news-armavir.ru

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях