Вокальным ансамблем «Кубанушка» собрана коллекция редких шумовых музыкальных иснтрументов

Вокальным ансамблем «Кубанушка» собрана коллекция редких шумовых музыкальных иснтрументов

Как утверждают историки, первыми музыкальными инструментами на Руси стали шумовые приспособления.

 

Еще в глубокой древности, люди сопровождали напевы доступными звуковыми эффектами. Чтобы мелодия звучала ритмично, хлопали в ладоши, щелкали пальцам, притопывали ногами. Позже появились шумовые инструменты: ложки, трещетки, погремушки, бубны.

В Армавире их активно использует в своих выступлениях ансамбль народной песни «Кубанушка».

Простая музыка

— Постепенно люди забывают о своем культурном наследии, народной музыке и об инструментах, без которых когда-то невозможно было представить русский музыкальный фольклор, — говорит руководитель «Кубанушки». — А ведь русская песня – это и культурное наследие, и душа народа. В ней отражены мировоззрение, традиции, история нации. В древности песня сопровождала людей в быту, при основных событиях в жизни семьи: посевных работах и уборке урожая, смене времени года, на свадьбах, похоронах, крестинах детей.

Как отмечает Светлана Нерсисян, народная музыка проста и выразительна. Она отличается большими художественными достоинствами. А русская музыкальная культура богата красивыми и оригинальными песнями и напевами. Сохранилось множество свидетельств о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и мелодичностью. Еще в XVIII веке итальянский композитор Джованни Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, что они были случайным творением простых людей, он полагал, что «оные произведения искусных музыкальных сочинителей».

Чтобы максимально сохранить аутентичное звучание русских народных песен, в «Кубаночке» в качестве музыкального сопровождения используют традиционные шумовые инструменты, которые в древности были предметами быта.

Рубель

Этот музыкальный инструмент, напоминающий деревянную стиральную доску, ничто иное, как утюг. В старину девушки разглаживали им белье после стирки. Вещи вручную отжимали, наматывали на скалку и раскатывали рубелем. Даже плохо выстиранное белье после такой процедуры приобретало белоснежный оттенок. Отсюда и появилась в народе пословица: «Не мытьем, так катаньем».

Рубель представляет собой пластину из древесины твердых пород, оснащенный на конце ручкой. С одной стороны рубель идеально гладкий, с другой имеет ребристую поверхность.

— Звуки, извлекаемые из рубеля с помощью ложки, напоминают кряканье утки, — отметила Светлана Нерсисян.

Колокольчик

Этот музыкальный инструмент тоже использовали в быту. Его вешали на шею домашним животным, чтобы, когда они далеко забредали, их было проще найти. Колокольчик висел на русской тройке, чтобы во время движения кучер не заснул.

Правда, как отметила Светлана Нерсисян, колокольчики не слишком подходят для кубанских песен. «Кубанушка» использует их, когда поет русские песни. Иногда колокольчик — единственный музыкальный инструмент во время исполнения. Армавирский ансамбль использует его, только исполняя песню «Ой, вы ветры, ветерочки».

Колотушка

Изначально колотушка была предназначена для охранников и сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая ею через определенные промежутки времени. Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все спокойно.

Со временем колотушка стала широко использоваться музыкальными ансамблями, исполняющими русский фольклор. Она подходит практически для всех песен.

Вокальным ансамблем «Кубанушка» собрана коллекция редких шумовых музыкальных иснтрументов

фото: предоставлено Светланой Нерсесян.

Бубен

Бубен известен на Руси с незапамятных времен. Установить точно, когда он появился, невозможно.

На Руси бубном называли любой ударный музыкальный инструмент. Выделяют ратный и обрядовый бубны. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, которые использовали во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Трещотка

Славянская трещотка — это ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком. Встряхивая такой связкой, артист создает резкие хлопающие звуки.

Трещотки изготавливают из прочных пород древесины, чаще дуба. Инструмент использовали на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

— Звуки трещотки украшают собой пение и аккомпанимент на музыкальных инструментах, — отметила Светлана Нерсисян.

Деревянные ложки

Как и рубель, они являлись предметом быта. Когда-то ими ели, поэтому ложки изготавливали разных размеров. Для маленьких детей их вырезали маленькими. Такой инструмент издает тоненький, писклявый звук. А вот ложки для взрослых и черпаки (половники) производят более громкий, глухой звук.

Благодаря ритмичному рисунку и ажурному многозвучию, игра на ложках узнаваема и любима миллионами людей.

Шумящая коллекция

Коллекцию музыкальных инструментов для «Кубанушки» руководитель ансамбля собирала по крупицам. Рубель ей подарили. Трещотки сделали по заказу. А бубен перекупили у жителя Армавира за доллары. Кстати, сам инструмент был изготовлен за границей.

— Видимо там, интересуются русским народным творчеством, раз изготавливают такие редкие инструменты, — считает Светлана Нерсисян.

А вот если внимательно посмотреть на ложки, на которых играют юные артисты «Кубанушки», можно решить, что они раскрашены на фабрике. На самом деле, их купили неокрашенными. Маленькие участники коллектива сами разрисовали каждую ложку и покрыли лаком. Причем рисунки дети придумывали сами.

— Внешняя привлекательность и необычность музыкального инструмента вызывает интерес к нему, желание взять его в руки, — уверена руководитель ансамбля.

«Кубанушка» в своих выступлениях использует все перечисленные инструменты. Как уверяет руководитель коллектива, пение и игра на шумовых помогают развить музыкальный слух, ритмичность, приносят эмоциаональное удовлетворение.

Сохранить генетический код

Современные подростки все меньше интересуются обычаями и традициями русского народа, считает Светлана Нерсисян.

— Чтобы сохранить народные музыкальные традиции и практику использования шумовых инструментов, нужно больше внимания уделять народному творчеству, в том числе самодеятельным коллективам, которые занимаются им, — уточнила она.

Руководитель фольклорного ансамбля — сторонник того, чтобы каждый занимающийся в «Кубанушке» ребенок опробовал старинные музыкальные инструменты. Поэтому вместе со вторым руководителем ансамбля Ларисой Карпенко она учит воспитанников играть на всех шумовых инструментах, имеющихся в распоряжении коллектива. Но ребятам больше всего нравиться играть на ложках. Одну из самых любимых песен «Барыню» они поют только под аккомпанемент деревянных ложек.

Игра на них развивает у детей не только чувство ритма и музыкальные способности, но и стремление к познанию, формирует у них общительность, усидчивость, ответственность, убеждена Светлана Нерсисян.

— Кстати, наши юные артисты любят петь под баян. Не знаю,чем это объяснить, — говорит Светлана Нерсисян. — Возможно, так проявляется генетический код россиян.

Вокальным ансамблем «Кубанушка» собрана коллекция редких шумовых музыкальных иснтрументов

фото: предоставлено Светланой Нерсесян.
Вокальным ансамблем «Кубанушка» собрана коллекция редких шумовых музыкальных иснтрументов

фото: предоставлено Светланой Нерсесян.
Виктория Александрова
Как считает руководитель образцового ансамбля народной песни «Кубанушка» Светлана Нерсесян (первая справа), сохраняя свои традиции, народ сохраняет себя. Фото предоставлено Светланой Нерсесян.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях