Горячие новости

• Записей не найдено

Этапы большого пути: «Кубаньжелдормашу» — 85 лет!

Машиностроение справедливо считается хребтом, фундаментом экономики. Не будь этой отрасли, не взлетели бы в небо самолеты, не бороздили моря морские суда, не осваивались бы огромные площади для посева сельхозкультур…

Легендарная история завода началась в далеком 1933 году. В Управлении Северо-Кавказской железной дороги было принято решение преобразовать мастерские рядом со станцией «Армавир» в завод по выпуску железнодорожного инвентаря. Под руководством начальника мастерских Маевского было построено два первых цеха – кузнечный и механический, в которых выпускали простую продукцию: сигнальные фонари, рожки, ремонтировали контейнеры, щиты для оборудования вагонов под перевозку хлеба.
За два последующих года построили еще два цеха – деревообрабатывающий и чугунолитейный. Был освоен выпуск двух-, трех- и стотонных весов, багажных тележек, печей, тормозных колодок. Мастерские получили новое наименование – «Механический весовой завод».
В 1939 году завод передали в подчинение Главному управлению машиностроительных заводов Народного комиссариата путей сообщения. Развитие завода стало осуществляться ускоренными темпами. Изменился и его профиль: продукция нашла применение не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях народного хозяйства.
Когда началась Великая
Отечественная война, завод уже на третий ее день превратился в предприятие оборонного значения, а через две недели полностью перестроился на выпуск военной продукции – бомбосбрасывателей для самолетов, корпусов снарядов. Часть коллектива ушла на фронт. Оставшиеся работали так, будто линия фронта проходила возле их рабочих мест.
Когда Армавир был освобожден, завод представлял собой руины, но цеха первой очереди восстановили за несколько недель. В списках павших есть и имена работников завода, они высечены на мраморных плитах, установленных на его территории.
Послевоенные десятилетия были временем постоянного развития завода. Расширялось производство, внедрялись новые технологии, рос профессионализм и техническое оснащение, осваивалась новая продукция, улучшались условия труда. Заводчане гордились, что их продукция поставлялась по всей стране. Лучшие труженики награждались орденами и медалями, достигали новых профессиональных высот. Особое значение для развития завода имел ввод печи для производства стального литья. Началось освоение нового для завода дела – плавки стали, что стало огромной победой коллектива.
Капиталовложения, полученные в результате внедрения новых технологий, позволили возродить из руин механический, сборочный, кузнечно-заготовительный, чугунолитейный, инструментальный, ремонтно-механический, деревообрабатывающий, модельный цеха, здание главной конторы, установить более 100 единиц металлорежущего оборудования. Большим достижением стало изготовление реечного домкрата ДР-7. При подъеме товарного вагона была установлена грузоподъемность до 15 тонн. В истории завода есть такие вехи. В 1957 году первая поставка на экспорт – успешно выполнили заказ для Бхилайского металлургического комбината (Индия). Продукция завода экспортировалась в 31 страну мира. Только с 1950 по 1957 годы коллективу завода за отличные успехи во Всесоюзном соцсоревновании было присуждено 5 первых и 3 вторых денежных премии.
Каждый год деятельности завода был годом восхождения к новым производственным высотам. Бессменно в течение 26 лет возглавлял предприятие В.Д. Соболев.
В конце 80-х годов в стране начался системный кризис. В 1988 году в условиях демократизации директором предприятия был избран Е.М. Шишов. Его период руководства заводом в это сложное перестроечное время можно назвать «эпохой Шишова». После окончания Московского машиностроительного института он работал на заводе главным металлургом, начальником сталелитейного цеха, 2 года стажировался в США. Под его руководством завод устоял в период перестройки, не был распродан, перепрофилирован, как большинство предприятий машиностроительной отрасли, и со временем занял лидирующее положение среди промышленных предприятий города и края. Шишов возглавлял завод до 2013 года. Можно долго перечислять разные вехи его правления: перевооружение литейки, строительство новых участков механического цеха, нового склада готовой продукции. Это и помощь городу, учреждениям здравоохранения, образования, участие в международных выставках, целый ряд освоенной новой продукции. В 1990 году по контракту с французской фирмой была выполнена поставка оборудования УСО-ЗАМ для строительства тоннеля под Ла-Маншем. Также были осуществлены поставки оборудования для иранских, болгарских, индийских железных дорог.
В 1992 году завод был преобразован в ЗАО «Кубаньжелдормаш». Распад СССР не только нарушил экономические связи внутри страны. Бывшие союзные республики стали ближним зарубежьем. Приходилось очень быстро переучиваться, хозяйствовать по-новому. У Шишова это получалось. С ростом объема заказов появилась возможность вкладывать средства в расширение производства. Чтобы быть на уровне мировых стандартов, большое внимание уделялось при Шишове оснащению цехов современным оборудованием. Какого только оборудования на предприятии нет – японское, итальянское, швейцарское, чешское, английское, австрийское…
Одно из значимых событий – получение в 2007 году подтверждения соответствия системы качества завода международным стандартам. Первым в городе и вторыми в крае был получен заветный сертификат. Еще одним важным шагом был запуск собственной газопоршневой электростанции. С Е.М. Шишовым предприятие прошло испытание рыночной экономикой и не только выстояло, но и получило дальнейшее развитие.
После ухода Е.М. Шишова на пенсию фактическое управление заводом перешло к В.В. Яковлеву, который стал управляющим акционером. Он приобрел первоначальный опыт на заводе в качестве нормировщика сборочного цеха. Участвуя в создании системы сбыта продукции, открыл в Москве Торговый дом, который смог наладить тесное сотрудничество с крупными заказчиками завода, что также помогло ему выстоять. В 2013 году по его инициативе была принята грандиозная программа до 2020 года по реконструкции всего предприятия.
В канун Дня машиностроителя мы побывали на «Кубаньжелдормаше», встретились с первым заместителем генерального директора (А.С. Щукин) Натальей Викторовной Тертышниковой. Под ее началом за довольно короткий срок предприятие избавилось от долгов и вышло на безубыточный уровень. АО «Кубаньжелдормаш» продолжает стабильно поставлять инструментальное оборудование для ремонта железных дорог страны. По словам Натальи Викторовны, предприятие подошло к юбилею с заказами, имеет трехгодичную программу выпуска основной продукции, изыскиваются новые рынки сбыта, расширяется номенклатура… Новая техника разрабатывается в короткие сроки (в течение 3-4 месяцев). Так, разработали 6 ее единиц и заключили договора на поставку. Это шпалоподбойка с бензиновым двигателем, новый рельсосверлильный станок, путевой гайковерт, ключ путевой моторный, новый кран для смены рельс КР-2. Строится новое здание промышленного комплекса, где будут размещены технический и производственный отделы, музей завода. На предприятии взят твердый курс на импортозамещение. И это ярко видно на примере обеспечения сельхозпроизводителей высококачественной техникой. В планах выпуск экскаваторов-погрузчиков для строительной отрасли. Пока у нас такая техника только импортная – немецкая, голландская, белорусская. АО «Кубаньжелдормаш» решил посягнуть на импорт. Ковш экскаватора уже делается, а первый его образец планируется выпустить в 2020 году.
А чтоб задумки выполнялись, а их, по словам начальника отдела маркетинга А.Ю. Данилова, на предприятии громадье, уделяется внимание конструкторскому отделу по привлечению в него кадров, обеспечению компьютерными средствами. То, что АО «Кубаньжелдормаш» достигло 85-летнего рубежа, говорит о многом. Сколько предприятий машиностроительной отрасли за годы перестройки канули в Лету! Нынешнее руководство, коллектив продолжают традиции по укреплению завода, его развитию и уверенно смотрят в будущее.
Наталья Викторовна поздравила всех работников завода с профессиональным праздником, с юбилеем: он стал возможным благодаря слаженной деятельности всего коллектива, каждого работника. «Кубаньжелдормаш» на подъеме – и перспективы у него большие!

Похожие новости

Прокомментировать

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© ООО Редакция газеты «Армавирский собеседник». При использовании материалов обязательна активная гиперссылка на сайт «Новости Армавира». Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.