Горячие новости

• Записей не найдено

Если в вашей семье агрессивный ребенок

Психологу все чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов – что делать, если: ребенок дерется, боится отвечать у доски, ему трудно учиться, он не может усидеть на месте и 10 минут?
Появление эмоциональных расстройств, нарушений в поведении, других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в жизни ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний – вот далеко не полный перечень обстоятельств, травмирующих детскую психику. Даже в самых благоприятных условиях ребенку может недоставать эмоционального контакта с близкими.
Различие дисциплинарных требований родителей, отсутствие последовательного отношения к дисциплине, частые неоправданно строгие, категоричные запреты значительно повышают вероятность формирования агрессивного или асоциального поведения у ребенка.
Когда взамен того, что требует ребенок, ему ничего не предлагается кроме строгого “нет”, он воспринимает это как ущемление своих прав и начинает отстаивать их всеми удобными ему способами, а взрослые, раздражаясь, быстро переходят от убеждения к крику, от слов к наказанию. И ребенок быстро усваивает, какой самый короткий путь к достижению цели, превращая агрессивность в черту характера.
Критерии агрессивности: если ребенок часто теряет контроль над собой, отказывается следовать правилам, спорит, ругается со взрослыми, специально раздражает людей, винит других в своих ошибках, сердится и отказывается сделать что-либо, завистлив, мстителен, чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно в случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Самый надежный способ обезвредить агрессивность – переориентировать ее. Предоставьте детям как можно больше возможностей соответственно возрасту разряжать накопившуюся энергию. Пусть играют и отдыхают в движении. Но набегаться до упаду, чтобы достичь желаемой разрядки, еще недостаточно. Следите, чтобы дети использовали энергию с пользой для себя и тем удовлетворяли свою потребность в движении, самостоятельно регулируя свою нагрузку и отдых.
Учитесь правильно взаимодействовать с ребенком: будьте внимательны к его потребностям и нуждам; наказания не должны унижать его, наказывайте только за конкретные поступки, обучайте приемлемым способам выражения гнева (пение любимой песни, метание дротиков в мишень, прыжки со скакалкой); давайте возможность проявлять гнев непосредственно после спровоцировавшего его события, развивайте способность к сопереживанию, учите адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, брать ответственность на себя.
Создание максимального эмоционального комфорта для ребенка, умелое руководство его поведением, свое-временное предупреждение упрямства и капризов, обучение навыкам конструктивного общения, предоставление возможности контакта с другими детьми, организация совместных игр в условиях теплого, ровного эмоционального климата может предупредить появление агрессии и не допустить ее дальнейшего развития.

Н. Петькова, педагог-психолог Армавирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
При подготовке тематической полосы использованы материалы Центра медицинской профилактики министерства здравоохранения Краснодарского края.

Похожие новости

Прокомментировать

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© ООО Редакция газеты «Армавирский собеседник». При использовании материалов обязательна активная гиперссылка на сайт «Новости Армавира». Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.