Горячие новости

• Записей не найдено

Ковш с проблемами. С любовью, от семьи

Как я представляла себе работу психолога? Никак. То есть – совершенно не представляла. Оказалось, что среди моих знакомых есть такой человек, который помогает взрослым и детям справляться с разными проблемами. В разговоре выяснилось, что к психологу ходят, если есть проблемы в школе, нежелание учиться, повышенная агрессивность, зависимость от гаджетов и разные страхи…
Улыбчивая и добродушная Мария Горьева – тот самый психолог, которая рассказала, что дети могут бояться не только темноты, высоты и пауков, но также их пугает возможность не быть успешным, совершить ошибку и не занять первое место. Такие проблемы малыши черпают из семьи, и именно с ними помогает справиться специалист.
Что делать и когда начать? Как понять, есть проблема или ее нет? Об этом и многом другом Мария рассказала в беседе и дала ряд дельных советов.
— Психолог может работать с детьми начиная с 4-5 лет, когда ребенок может хорошо говорить. Если раньше обращаются – общаться больше получается с родителями. Самый проблемный возраст – «кризис семи лет» и подростковый период.
— Как люди приходят к мысли, что им нужен психолог?
— Самый главный критерий – если что-то мешает жить. Если происходят ссоры, которые не тревожат, то ты никуда не идешь и ничего менять не хочешь. Как только сталкиваешься с тем, что тебе мешает жить – чувствуешь себя несчастным, тогда пора к психологу. В этом смысле взрослые люди терпят «до последнего»: когда начинают постоянно в школу родителей вызывать или в детском саду воспитатель каждый день жалуется, что ребенок неуправляем. Проблемы проявляются в мелочах и копятся. К примеру, ребенок грызет ногти, это уже признак эмоционального неблагополучия, наравне с тем, когда он всех бьет или себе волосы вырывает…
— Ссора – это всегда проблема?
— Конфликты случаются, они нужны и полезны, если речь идет о конструктивной ссоре. Но часто родители приходят с такой проблемой: «Меня ребенок ни во что не ставит». На взрослого малыш может накричать и даже ударить. Если ребенок ведет себя агрессивно, это становится выгодно не только ему, но в некотором смысле маме и папе тоже. Задача психолога – создать тот комфорт, который будет достаточен именно этой семье, а не сделать все семьи одинаковыми. Не по моим представлениям должна быть гармония, а именно тех людей, которые приходят за помощью. Если ребенок перестал драться, и это была единственная цель родителей – значит, задача выполнена.
— Кроме эмоционального состояния, что еще может помочь сбалансировать психология?
— Можно привить большую ответственность. К примеру, родитель делает с ребенком уроки, потому что сам он не хочет заниматься. Возникает вопрос: зачем маме быть настолько «нужной», если это мешает ей самой? Это сформированная созависимость. Она хочет сделать сына самостоятельным, значит, ей нужно приложить усилия и в работе над собой, переложить на него долю ответственности.
Что касается умственных способностей. На фоне повышенной тревожности ребенок показывает худшие результаты в школе. Мама говорит, что дома он все решает, а вызывают в школе к доске – ничего не выполняет. Ищем причину. Возможно, это страх ошибки, который насаждает мама. Снижаем тревожность – умственные способности подтягиваются. Также возможна коррекция психосоматических проблем: энурез, аллергия, бронхиальная астма зачастую тоже вызваны психологическими проблемами.
— Дайте универсальный совет для родителей при общении с детьми.
— Я всегда советую постараться каждый день уделять 20—30 минут для общения со своим ребенком. И об этом важно ему сказать: «У меня есть 20 минут, которые я побуду с тобой». В это время родитель не отвечает на телефон, не отвлекается на другие дела, а только общается с ребенком и выполняет все, что он ему предложит. Каждый день. Важно наладить контакт. Ребенок будет знать, что у него всегда есть время, чтобы выразить что-то родителю, спросить, узнать. Главное – быть готовым к этому контакту. Ребенок не сразу может проявить желание к действию (предложить чем-то заняться). В этом случае можно просто смотреть, чем он занимается. По чуть-чуть, и этот «контакт» заработает. Да, многие хотят «волшебной таблетки». Но ее нет. Если девять лет ребенок жил и с ним не взаимодействовали таким образом, невозможно все исправить за три встречи. Только ежедневная практика даст результат.
— Гаджеты. Что с ними делать?
— «Общение» с гаджетами однозначно нужно ограничивать. Полностью их убрать – невозможно. Ребенок придет в школу или в гости, и там у него будет возможность взять у друга телефон, планшет и так далее. Важно ограничивать пользование гаджетами так, чтобы это со временем переросло в самоконтроль ребенка. Сначала полностью контролировать время с гаджетом. Засекаем – время закончилось – выключаем. Второй «этап» – сопровождение. Дали пульт от телевизора, сказали, что через 20 минут ребенок его должен выключить, проконтролировали. Третий уровень – это когда ребенок сам себя контролирует.
Если остановиться на первой стадии тотального контроля, мы приходим к тому, что ребенок начинает обманывать, прятать гаджет и в тайне от родителей играться с ним под одеялом. Взрослым просто необходимо делегировать свою ответственность за время и здоровье ребенка на него самого, чтобы он впоследствии смог стать более самостоятельным и независимым.
— Когда прорабатываете проблему, случается регрессия?
— Даже если происходит «отход» назад, то потом – сразу два шага вперед. К примеру, стал ребенок на ножки, сделал первый шаг, начал ходить, упал, испугался и перестал подниматься. А спустя время накопил энергии, окреп, подзабыл свой страх – и сразу побежал. Так и в психологии. Встречаясь со сложностью, ребенок меняется, но часто родители (сами того не понимая) возвращают его назад. Но через время виден серьезный прорыв в его поведении и восприятии в лучшую сторону.

М. БАЛЮК.
Фото А. Ковязина.

Похожие новости

Прокомментировать

Ваш e-mail адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

© ООО Редакция газеты «Армавирский собеседник». При использовании материалов обязательна активная гиперссылка на сайт «Новости Армавира». Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.