Как выживала старейшая церковь: Архитектурные символы многонационального Армавира

Как выживала старейшая церковь: Архитектурные символы многонационального Армавира

История церкви Успения Пресвятой Богородицы неразрывно связана с историей города.

В 1550 году черкесы Северного Кавказа вступают в торговые отношения с крымскими армянами, живущими в Крыму после землетрясения в городе Ани западной Армении. Благодаря гостеприимству черкесов и переселению армян в Черкесию, между народами стали возникать родственные связи и взаимовлияние на быт и традиции. Черкесы, вступающие в семьи армян, принимали крещение. Армяне же переняли черкесский язык, одежду и образ жизни. Однако они сохранили христианскую веру, даже когда Турция предприняла попытку распространения мусульманских законов, насаждая свои правила на сложившийся уклад армян Северного Кавказа.

В результате русско-турецкой войны 1828-1829 годов магометанство (религия, распространенная преимущественно среди тюркских народностей; то же, что мусульманство) стало постепенно проникать и укореняться среди черкесов, из-за чего нависла опасность армянам лишиться «духовной пищи», так как они продолжали сопротивляться турецкому влиянию и свято чтили христианскую веру своих предков. Религиозные разногласия не могли не сказаться на отношениях черкесов и армян, что заставило последних обратиться к России как единственно христианской державе на Северном Кавказе.

В 1839 году при помощи русского генерала Григория Христофоровича Засса первые 200 армянских семей переселились с гор на левый берег Кубани, где и родился новый аул черкесо-гаев. В 1842 году население нового аула приняло российское подданство, чем и обезопасило себя от влияния исламизации. По просьбе священника Петроса Патканяна и жителей аула, католикос всех армян Нерсес Аштаракеци в 1948 году получил разрешение переименовать аул в село Армавир — в память о древней столице армянского государства.

По поводу возникновения и основания здания армянской церкви в Армавире существуют разногласия (в отношении времени его постройки). В результате поисков протоирея тер-Гевонда и сотрудницы городского музея М.С. Данилькевич, из архивных документов городов Еревана, Нор-Нахичевана, а также со слов людей, связанных с историей церкви и города, удалось узнать, что первая церковь на каменном фундаменте была построена в ауле Армавир в 1840 году. Она была деревянной и при очередном набеге горцев сгорела. В марте того же года был собран строительный фонд, пожертвования в который внесли купец Вартанов, князь Воронцов, армяне аула Армавир, армяне городов Тифлиса, Ставрополя и Нор-Нахичевана. По завершении строительства церковь была освящена тер-Петросом Патканяном и названа церковью Успения Пресвятой Богородицы. В это время шла Кавказская война и церковь служила форпостом — стратегическим пунктом русских войск, поэтому основное сооружение было обнесено высокой кирпичной стеной с бойницами и четырьмя бастионами, на которых жители несли круглосуточное дежурство.

Внешний вид церкви и её внутреннее помещение указывали на известный строгий стиль армянских средневековых церквей. Большинство икон написано армянскими художниками. В ограде церкви по сей день сохранились два надгробия: одно из белого мрамора на могиле первого просветителя горских армян, проживавших в черкесских аулах, монаха Карапета Арцивяна. Второе — из черного мрамора, установленное на могиле первого священника-черкесо-гая Вартана Гаспаряна.

Современной звоннице из пяти колоколов, установленной в мае 1995 года, предшествовал колокол, отлитый во времена крестоносцев, который попал в Армавир из аула абадзехов (этнографическая группа адыгов). К сожалению, колокол с греческими надписями исчез в советское время.

В те годы все церкви Армавира переживали упадок. Еще в 1935 году из-за проведения антирелигиозной политики в нашем городе были разрушены три русские церкви, чьи общины размещались в течение трех лет в части храма с главного входа в церкви Успения Пресвятой Богородицы. В 1963 году эта часть была отдана под сахарный склад. Большой груз нанес значительный ущерб полам церкви: они были разрушены до основания. Ужасное, горькое зрелище предстало глазам тер-Гевонда Агаджаняна в 1962 году, когда он был назначен настоятелем церкви.

— Девяносто процентов церковных окон были разбиты, — пишет в своих рукописях тер-Гевонд. — Крыша церкви, покрытая простой жестью, со временем абсолютно сгнила. Снег и дожди зимой заливали внутренность церкви. Птицы и насекомые безраздельно хозяйничали в церкви, свивая здесь гнезда и уничтожая старинную роспись стен. Во время литургии приходилось по нескольку раз менять под ногами нагретые на огне кирпичи, чтобы продолжить службу.

Церковь нуждалась в скорейшем восстановлении, однако для свершения даже незначительных преобразований потребовалось 19 лет, в течение которых здание несколько раз передавали музею под выставочный зал. Городские власти препятствовали любым попыткам настоятеля найти помощь для реконструкции церкви. Налог на содержание церкви увеличился на 320%, из-за чего члены церковного совета были вынуждены ходить по домам и просить подаяния, чтобы оплатить эти сборы. И только после обращения в Краснодар и Св. Эчмиадзин (главный монастырь Армянской апостольской церкви) налог был снижен до 800 рублей, что позволило совету заняться ремонтом храма.

Большую часть средств на оплату ремонтных работ перечислял Св. Эчмиадзин. Но неоценимую помощь оказали и армяне Армавира. После основных работ, связанных с ремонтом крыши, проводки в храм света, воды и газового отопления, совет постепенно стал обустраивать и территорию церкви, которая за годы советского режима была превращена в стоянку городских автобусов, частных гаражей и районный базар. Это время справедливо можно считать вторым рождением церкви.

Второй капитальный ремонт церкви начался в 2010 году, под руководством Тер Макара, назначенного на место настоятеля из Армении в 2000 году. В этот же год был проведен косметический ремонт церкви: поменяли окна, купол, провели штукатурно-малярные работы внутри. Снаружи здание почистили и покрасили.

В 2010 году для реконструкции церкви в Армавир пригласили архитекторов из Армении. Они исследовали здание от фундамента до купола, создали проект, согласно которому и велась работа. Вначале в церкви укрепили фундамент, поменяли пол, который изначально был деревянным, затем велись работы, связанные с потолком, крышей, наружными стенами, которые почистили и покрасили. Расписывалась церковь художником, также приглашенным из Армении. Установлен новый алтарь.

— От старой церкви остались только стены, — утверждает Тер Макар, — всё остальное поменяли, стараясь сохранить исторический архитектурный облик.

На территории церкви тоже были проведены работы: поменяли плитку, достраивается помещение для церковных нужд, в планах — открытие воскресной школы.

В сравнении с количеством прихожан двадцать лет назад, сейчас их стало значительно больше, особенно это заметно во время литургии по субботам. Сейчас почти каждый день совершаются обряды крещения или венчания. Церковь Успения Пресвятой Богородицы как здание и как вера возродилась, укрепив своё значение и свято неся звание первой армянской церкви на территории Краснодарского края.

Вероника АФАНАСЬЕВА

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях