Школьные годы — самые особые.
В последние годы в России сделан огромный рывок в плане улучшения жизни инвалидов и интеграции их в общество.
Эти перемены охватывают все сферы жизни инвалидов. Вносятся изменения в работу медико–социальной экспертизы. По государственной программе «Доступная среда» проводится грандиозная работа по преобразованию российских городов в масштабах всей страны, создается развитая инфраструктура для маломобильных граждан. Внесены изменения в Закон об образовании, который дает детям с особыми возможностями здоровья равные права на получение образования. Серьезная работа проводится по профессиональной подготовке и трудоустройству инвалидов.
Благодаря таким масштабным переменам дети со сложными медицинскими диагнозами, с ментальными нарушениями, с грубым отставанием в развитии, которые раньше считались необучаемыми и не имели шанса на посещение школы, сейчас такую возможность получили.
Особый класс
Так, в коррекционной школе № 22 с 2011 года открылся класс для учеников с тяжелыми ментальными проблемами. Раньше такие дети считались необучаемыми. Армавирская школа в этом отношении идет в авангарде, так как такие классы есть не во всех коррекционных школах Краснодарского края.
С инициативой открыть коррекционный класс выступил Центр диагностики и консультирования г. Армавира (директор М.И. Гринглаз). Идею поддержала директор школы Светлана Валентиновна Макаренко. Учащиеся с такой степенью интеллектуальных нарушений имеют целый ряд психологических особенностей развития. Все они учитывались при составлении обучающих программ.
В каждом ученике увидеть потенциал
Понимая, что работа будет непростой, идти придется по непроторенному пути, перед директором школы встал вопрос о выборе педагога, которому можно было бы доверить непростых учеников. Школа начала готовиться к встрече с ними.
Выбор пал на одного из опытных педагогов с высшей квалификационной категорией — Анну Федоровну Никитенко.
По окончании АГПИ в 1986 году Анна Федоровна работала учителем начальных классов. В коррекционную школу № 22 пришла в 1990 году.
Вот как характеризует своего педагога директор школы С.В. Макаренко: «Анна Федоровна — добрый, отзывчивый, энергичный человек, опытный и грамотный педагог — это именно те качества, которые необходимы при работе с особыми детьми. Она умеет заинтересовать детей, доходчиво преподнести материал.
В каждом ученике Анна Федоровна видит личность, потенциал и даже в самых непростых ситуациях находит подход к детям.
Анна Федоровна и среди коллег пользуется заслуженным уважением — уже много лет она является председателем первичной профсоюзной организации, возглавляет школьное методическое объединение учителей начальных классов. Ее труд отмечен грамотой департамента образования и науки Краснодарского края».
…Началась серьезная и непростая работа. Задачи ставились нестандартные и методы их решения использовались тоже нестандартные.
У детей-инвалидов нарушены речь, воля, возможности умственного развития, общения. И было важно определить условия, в которых обучение и развитие таких детей будет протекать наиболее успешно: обязательны занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
Их задача — помочь ребенку наладить контакт с окружающими людьми, научить общению и поведению в различных ситуациях.
Занятия специалистов проходят в игровой форме. Учителя -дефектологи подчеркивают, что любое достижение ребенка нужно заметить и дать ему оценку, обязательно похвалить. В обучении и воспитании особых учеников трудно переоценить роль индивидуального подхода.
— Самое главное, это научить ребят практическим навыкам, которые пригодятся им в жизни, для дальнейшей социализации и адаптации в обществе — так Анна Федоровна видит основное направление своей работы.
На занятиях с детьми, при общении с родителями учитель проявляет творческий подход, нестандартные методы обучения, работает индивидуально с каждым учеником.
Жизнь, полная открытий
Ребята каждое утро с удовольствием спешат в свой класс, где их ждет встреча с любимым учителем, одноклассниками. Анна Федоровна с большим пониманием относится к проблемам каждого ребенка, дает задание в соответствии с его возможностями, радуется каждой маленькой и большой победе.
Хорошие отношения сложились у нее и с родителями учеников. Учитель и родители — единая команда, которая работает на главную цель — подготовить ребятишек к жизни.
Первая половина дня в особом классе — это уроки, а вторую половину дня ребята проводят вместе с воспитателем группы продленного дня Ириной Николаевной Бескоровайной.
Она организует активные прогулки на свежем воздухе, вместе с ребятами готовит домашние задания, школьные праздники для мам (8 Марта), пап (23 февраля) и другие. Ученики с удовольствием делают поделки, разучивают новые песни и стихи.
Сегодня ребята перешли в 9-й класс. Это 12 человек разного возраста и с разными проблемами по здоровью. Все 8 лет обучения они прошли со своим учителем — Анной Федоровной. Ребята очень выросли, многому научились, а главное — узнали, что такое дружба.
Глядя на этот класс, понимаешь, какое же верное решение в свое время было принято директором школы С.В. Макаренко, какой хороший шанс был дан особенным детям.
1 сентября они придут в школу на последний год обучения. С одной стороны — хорошо и знаменательно, а с другой стороны вопрос — что дальше? Смогут найти себя эти ребята в жизни? Но это через год, а пока впереди — еще один учебный год, полный открытий, новых навыков, школьных праздников.
Из Федерального государственного стандарта
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
созданием оптимальных путей развития;
использованием специфических методов и средств обучения;
дифференцированным, «пошаговым» обучением;
обязательной индивидуализацией обучения;
формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию детей.
История школы началась с распоряжения крайисполкома г. Армавира от 9 августа 1973 года № 830 и приказа заведующего отделом народного образования Краснодарского крайисполкома № 283 от 14.08.1973 года, согласно которым детский дом № 2 с 25 августа 1973 года реорганизован в школу-интернат с особым режимом для умственно-отсталых детей.
Сегодня это государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края—специальная (коррекционная) школа № 22 г. Армавира. Срок обучения в школе с 1 по 9-й классы.
168 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья получают основное общее образование по адаптированной программе в коррекционной школе № 22 г. Армавира.
Уважаемые родители!
Безусловно, развитие Вашего ребенка идет по тем же законам, что и здоровых сверстников, с той только разницей, что Ваш ребенок обладает значительно меньшими адаптационными возможностями по отношению к окружающему миру.
В то же время его развитие происходит под воздействием обучения, которое организуют взрослые.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» Ваш ребенок имеет равные со своими сверстниками права на образование.
Для него предусмотрено создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей равные возможности для получения образования.
Его обучение в школе предполагает комплексное воздействие.
А именно: формирование навыков самообслуживания, обучение чтению и письму, формирование умений социально-бытового характера, трудовое обучение и др.
Приоритетными в содержании образования Вашего ребенка являются социальные и воспитательные цели обучения.
Наталья ИВАНОВА