Искусные работы армавирского мастера

Искусные работы армавирского мастера

Юрий Александрович Чепуренко создает удивительные работы. Уже не один год он увлекается техникой скульптурной резьбы по дереву, создавая персонажей и целые миниатюры на сказочную и повседневную тематику. Мастер работает электромонтером и свободное время любит посвящать творчеству. Его работы армавирцы могли увидеть в этом году на выставке в Доме Дангулова. 

— Сначала я пробовал вырезать маленькие фигурки, — рассказывает Юрий Александрович. —  Наверное, это началось в детстве, тогда я только пробовал строгать что-то из дерева. Серьезно заниматься резьбой по дереву я начал во взрослом возрасте, когда пошел работать. Как-то раз мы ездили по городу и обрезали на деревьях ветки — освобождали от проводов, — и мне попался маленький кусочек липы. Не помню точно, что именно я вырезал: мундштук или что-то другое. Мне понравилось вырезать и потихоньку я увлекся. 

— Каким было ваше первое изделие?

— Наверное, корявым, — смеется Юрий Александрович. — Его уже давно нет.

— А что именно это было?

— Фигурок не было. Пытался вырезать мундштуки, выжигать на них узоры и надписи. Также пробовал делать шкатулки. 

Искусные работы армавирского мастера

Фото Александра Ковязина.

— Были сложности при работе с деревом? С чем может столкнуться новичок?

— Необходим хороший инструмент. В домашних условиях работа становится сложнее без необходимого оборудования. Раньше инструменты, те же специальные ножи, было труднее достать. А сейчас есть наборы в специализированных магазинах. Их можно найти в магазинах для рукоделия, хобби. Но лично у меня большинство инструментов самодельные.

— Какое дерево лучше использовать? 

— Можно использовать почти все, в зависимости от того, что именно хочешь сделать. Например, вырезать из липы, березы. Это очень удобные материалы. Липа однородна, у нее внутри почти нет темных мест. Но если резчик задумал узоры на изделии, то неоднородное по цвету дерево как раз отлично подойдет. Плюс ко всему — липа отлично режется, хотя в ней и попадаются сучки. Однажды я вырезал игрушку и в процессе понял, что на видном месте слой за слоем становится отчетливее темное пятно. Такое порой случается, ведь первоначально внутреннее содержание полена не видно. Липа также хороша при сушке, почти не трескается. Насчет материала — сам я не хожу и деревья не спиливаю — это нехорошо. Друзья знают о моем увлечении и могут привезти хорошее полено, бревнышко или палку, если находят. 

— Почему большая часть ваших работ — это знакомые и всеми любимые персонажи фольклора?

— Они всем знакомы, и сказочных персонажей можно вырезать из дерева достаточно просто. В моих работах нет очень мелких элементов. Знаю богородские игрушки, в них тоже немного деталей. Выполняют их мастерски. 

— Каких сказочных персонажей вы уже сделали?

— Есть Емеля, Иван-Царевич, всех уже не вспомню. Делаю не только русские народные сказки, но и зарубежные. Из последних работ — Золушка, ее еще никому не показывал. Иногда смотрю с внуками сказки по телевизору, примечаю, кого из мультфильма и кино можно вырезать. Недавно мне подали идею сделать персонажей из знаменитого мультфильма «Остров сокровищ». В нем очень колоритные персонажи, сделать их фигурки было бы интересно. Но в любом случае я всегда стараюсь добавить что-то свое, даже если образ персонажа давно известен. 

— Как проходит процесс работы?

— Если фигура сложная, например, ее руки подняты в движении,  то сначала леплю макет из пластилина. А простые фигурки рисую на бумаге, этого достаточно для удобной работы. Сначала я намечаю контуры фигуры, убираю лишние куски. Затем начинаю более мелкую работу. Пропорции измеряю приблизительно на глаз. Сказочные персонажи также удобны тем, что их образ — это фантазия. Ее легко скорректировать, даже если ошибся. Иногда они больше похожи на персонажей мультфильмов или рисунки в детских книгах, чем на реальных людей, ведь мы привыкли видеть их именно такими.  

— Как делать сложные элементы резьбы, например, цепь из дерева?

— Для этого нужны тонкие инструменты и желательно приобретать специальную литературу. С ней будет легче. В моем арсенале примерно книг пять: и большие издания, и маленькие брошюрки. Там можно посмотреть советы мастеров. Энтузиазм — это хорошо, но литература все равно нужна. Опыт приходит с годами. Сейчас я в книги нечасто заглядываю, а поначалу узнавал все самое важное из них: как правильно сушить дерево, как резать. Допустим, груша, в сушке это дерево часто лопается. Эти и другие моменты можно узнать из книг.

— А что такое сушка дерева?

— «Мокрое» дерево нельзя вырезать. Оно должно высохнуть. Сушка довольна проста, у меня дома бревнышки лежат по всем углам. Достаточно просто сложить их в месте где нет влаги и держать в течение года. За этот период оно довольно хорошо просыхает. Резать «мокрое» дерево все-таки не советую — готовая фигурка может легко треснуть. В таких случаях приходится забивать клинышки. 

— Какие сложные элементы есть в технике объемной резьбы?

— Сложно начать и сложно закончить вырезать фигуру. Вроде начал делать, а потом понимаешь: если случайно испортишь, то поправить почти невозможно. Не будешь же ты отрезать  изделию голову, делать новую и приклеивать. Это будет уже не то. 

— Каким было ваше самое сложное изделие?

— Трудно бывает делать двойные: когда в композиции фигурки двух персонажей и какие-нибудь элементы. Например, Илья Муромец и Соловей Разбойник. Их было сложно делать: фигура цельная — богатырь сидит на лошади, его рука поднята и Соловей, сидящий на ветках дерева. Я хотел как-то запутать эти ветки, сделать их поинтереснее. 

— Расскажете подробнее о замках?

— Это замки и церкви из дерева. Знаете же деревянное зодчество? Например, Кижи, очень красиво. Нашел буковые реечки, вырезаю из них маленькие элементы, строю из них. Из готовых изделий есть купеческий домик, замок, церкви. По размеру изделия примерно 40 на 40 сантиметров. Очень часто от основных работ остаются кусочки дерева, они тоже идут в ход. Замок я показывал на Дне города в этом году, выходил с ним к аллее у фонтана. 

— Какие изделия хотите вырезать в будущем? Может, это будут сказки других народов?

— Я делаю сейчас и хочу в будущем делать больше изделий на тему радостей и мгновений повседневной жизни. Глядя на окружающий мир, можно найти интересных персонажей и жизненные истории. 

— Планируете участвовать в выставках в следующем году?

— Конечно, я не против. Просто не хочу носить одно и то же, будет приятнее выставить побольше новых работ.

— Какой совет дадите начинающим творцам?

— Трудиться. Если не будет получаться — не бояться трудностей. А к критике относиться нормально, как к совету, прислушиваться. 
 

Справка «АС»

Богородская деревянная игрушка существует уже более 350 лет. Название получила от села, где жили мастера деревянных заготовок. Ее особенность в отсутствии строгих форм и мелких деталей. Такие фигурки позволяют развивать у детей яркую фантазию, изделия долго им не  надоедают. Есть и подвижные богородские игрушки. 

Валерия КУДРИНА
Юрий Александрович Чепуренко создает удивительных персонажей и целые миниатюры из дерева. Фото Александра Ковязина.

Что будем искать? Например,губернатор

Мы в социальных сетях