Новости Армавира
78.67
91.48
Погода в Армавире:
ясно +23
вечер +25
ночь +18
19 : 04
28 сентября, 2020

Фольклорные мотивы России, Европы и Азии

Валерия КУДРИНА

Елена Басова — разносторонний творческий человек, увлекающийся музыкой, рукоделием и писательством. Уже много лет она создает искусство, радующее армавирцев. Особое место в жизни мастера занимает рельефная аппликация.

Фольклорные мотивы России, Европы и Азии
Елена Басова на фоне своих работ.
  • О МАСТЕРЕ

    Елена Басова окончила художественную и музыкальную школы, а также Туапсинское музыкально-педагогическое училище. Работала музыкальным руководителем в дошкольном образовании. Ее работы выставлялись во множестве городов: Армавире, Краснодаре, Лабинске, Гулькевичах, Новокубанске, ст. Казанской и так далее. Выпустила сборник «Песня поется не зря…» — собрание песен на собственные стихотворения и произведения российских поэтов. В домашней коллекции Елены Басовой сейчас 68 картин, всего ею было сделано более 250 работ. В 2019 году у Елены состоялись несколько персональных выставок — в городском Дворце культуры и в Совете ветеранов. Мастер награждена множеством дипломов, грамот. У Елены Семеновны богатое поэтическое творчество: в 2013 году вышел ее сборник стихотворений «От любви до любви». Она автор книг  «Сказки живут среди нас» и «Если вы не любите сказки».
     

  • Именно в этой технике она выполнила более 250 работ, часть из которых жители Кубани могли увидеть на множестве выставок. 

    — Сначала эта техника была увлечением, затем переросла в постоянное мастерство, которому я уделяю достаточно времени, — рассказала Елена Семеновна. — Я работала в детском саду 23 года музыкальным руководителем. Там и начала активно увлекаться рукоделием: заниматься оформлением, костюмами и многим другим.  После этого работала музыкальным аккомпаниатором в Армавирском доме престарелых и инвалидов. В последние годы, где-то в 1994-м, сделала первые работы из ткани. Это были большие тканевые аппликации.  

    Процесс создания картины

    Изготовление очень интересно и поиск материалов тоже. В основном используется никому не нужная ткань, поломанная бижутерия. Из их частей и элементов можно составить отличную композицию. Конечно, часть материалов для картины все равно приходится искать специально.

    Порой после выставок люди начинают звонить мне и отдавать подобные ненужные вещи. Им они не нужны, но есть шанс, что они станут частью картины. Картины начинаются с эскиза. Я продумываю, как лучше расположить героев, рисую их и раскладываю, создаю композицию.

    Первые работы я делала в основном из ткани, а уже позже стала использовать элементы бижутерии, металлов, камней. Они могут придать картине индивидуальность и особый блеск. Идея добавлять к ткани другие материалы пришла со временем. Техника трансформировалась с годами, работы становились сложнее. Поначалу я была сильно увлечена, могла делать до 30 картин в год. Большую часть из них дарила друзьям и знакомым, что-то оставляла в свою коллекцию. 
     

  • Русская культура и литература

    Очень люблю литературу, особенно детскую и сказки. Эта тема прошла через все мое творчество. Классика литературы остается классикой, фольклор остается фольклором. На их основе строится искусство. Много картин сделала по произведениям русской классической литературы. Особенно богата коллекция работами по творчеству Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Последний — мой любимый поэт. В своих работах очень часто обращаюсь к русской культуре. А у русичей мало того что сказки интересные, так и наряды очень красочные. Изучаешь их быт, историю, но при создании работы все равно включаешь фантазию. Например, в картине по произведению «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» у каждого из братьев свой уникальный наряд. Это должно подчеркивать индивидуальность каждого из них, характер. Я понимаю, что они носили не точные копии этих одежд, но нечто похожее. 

    А яркие элементы и цвета в любом случае делают картину на фольклорную тематику сказочной. 

    ЦИТАТА

    «Работать над собой и жить для других. Работать не ради наград и прославления, а ради развития собственной души, так любезно подаренной тебе загадочной Вселенной».
    Елена Басова.
     

    Что читать детям

    Конечно, нужно начинать с классики: Пушкин, Андерсен, Бажов, Ершов. Литература позволяет развиваться, познавать мир.

    Но даже если дети не очень любят читать, как альтернативу можно показать им фильмы по любимым произведениям. Например, фильмы режиссера и сценариста Александра Роу: «Морозко» (1964 год), «Варвара-краса, длинная коса» (1970 год) и так далее.

    Моя внучка с удовольствием смотрит эти шедевры. 

    Мотивы разных стран

    Помимо русских народных сказок, меня увлекло творчество Азии. Мне попалась очень интересная книга — «Волшебные японские сказки». Она мне очень понравилась.

    В ней я ищу сюжеты, опираюсь на имеющиеся материалы. Я сделала картины на тему таких сказок, как: «Платье из птичьих перьев», «Господин Сумка с Рисом», «Как журавль за добро отплатил», «Флейтист Санта». В работах я стараюсь выдерживать единый стиль, однако некоторые располагают к особенностям. Например, в картине по мотивам сказки «Флейтист Санта» цвета насыщенные и тревожные, линии и узоры ломаные.

    Это подчеркивает то, сколько испытаний пришлось пережить героям. Помимо японских сказок, советую почитать китайские. Они не менее увлекательные.

    При создании картины я опираюсь на народные костюмы разных стран, но опять же стараюсь добавить что-то свое в одежду и быт героев. В авторской интерпретации есть элемент творчества. 

    Люблю и европейские мотивы. В домашней коллекции есть четыре работы по сказкам Ханса Кристиана Андерсена. Также дома есть «Снежная королева», а на выставке картина по сказке «Соловей».

    Эта сказка тоже посвящена азиатской культуре. Когда я читала ее, то пыталась как можно глубже вникнуть в то, как одевались в те времена, каким был китайский император.

    Конечно, эти роскошные описания одежд стали огромным простором для фантазии и поиска материалов. 

    Идеи будущих произведений

    Идей много. Загвоздка отчасти в материалах. Хотя их очень много, но для каждой задумки нужны специфичные элементы. И найти подходящие порой занимает немало времени. Материал должен подходить к будущей картине, стать для нее хорошей основой. 
     

Поделиться в социальных сетях:
×

Напишите нам

Вы также можете предложить новость в WhatsApp: